Роль образования в современном обществе
2002 год. Начало нового тысячелетия. Невольно осмысливаешь недалёкое прошлое, задумываешься о смысле жизни и уже рисуешь картины будущего, такого неизвестного и в то же время такого манящего.
Школьный учитель… Профессия некогда почётная, а ныне совсем непопулярная у подрастающего поколения. А ведь именно учитель стоит у колыбели тех глобальных перемен, которые грядут в новом тысячелетии.
21 век – век научного прогресса, стремительной информации и новых технологий. Не для кого не секрет, что уровень развития и использования современных технологий зависит от уровня «интеллектуализации» общества, т.е. его способности производить, потреблять и применять новые научные и технологические достижения. Поэтому образование сегодня и в будущем, на мой взгляд, будет играть лидирующую роль.
Но, помимо повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития необходимо не забывать и о гуманизации общества, роста культуры людей, а особенно подрастающего поколения.
К сожалению, в настоящее время, на практике мы сталкиваемся с неким перекосом в трактовке образовательной политики государства. Современное общеобразовательное учреждение, на мой взгляд, всё больше ориентируется на обучение, способствующее излишней рационализации и интеллектуализации личности. Что в свою очередь, в лучшем случае, приводит к принижению роли предметов эстетического цикла и литературы, а в худшем, к вытеснению их из учебных планов. Пока мы не осознаём последствий такого перекоса, но ощущение духовно- нравственной катастрофы уже витает в воздухе.
Поэтому, меня и многих моих коллег, особенно волнует сегодня духовное развитие наших детей. Мир меняется на глазах с катастрофической скоростью. Главное успеть и не растерять всё то, что определяет человека – способность чувствовать, размышлять и сопереживать. Ведь если лишить ребёнка возможности эмоционально и образно воспринимать окружающий мир, то это неизбежно приведёт к цинизму и грубости. Подрастающий ребёнок не сможет отличить прекрасное от безобразного, увидеть и оценить красоту окружающего мира, красоту человеческих отношений. Он останется глух к полотнам Микеланджело и Ренуара, струны его души никогда не отзовутся на музыку Моцарта и Глинки, для него будет не понятны чувства пушкинской Татьяны из «Евгения Онегина»... Какого богатства может лишиться человечество?…
Сегодня роль учителя музыки, литературы, изобразительного искусства и этики становится просто определяющей. Маленький подрастающий человек не способен сам самостоятельно понять истинные ценности в жизни. И кто как не школьный учитель призван помочь ему: научиться думать, видеть в повседневности красоту, образно мыслить, становиться интеллектуально развитой и интересной творческой личностью. Именно учитель стоит у истоков развития тех способностей и качеств личности человека, которые необходимы сформировавшемуся человеку для решения глобальных задач современности.
Хочется особо подчеркнуть, что именно духовная культура человека, его нравственное развитие определяют то, как человек распорядиться той мощной информацией, теми знаниями, накопившимися веками и тысячелетиями? В какое русло будет направлено это «интеллектуальное» богатство, в русло создания действительно нового общества или к катастрофе?
Ещё со времён римской античности проблема воспитания гармонично развитой личности волновала философов, психологов, педагогов. Достаточно вспомнить, что античное воспитание складывалось в системе освоения «семи свободных искусств»: квадриум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка) и тривиум (грамматика, риторика и диалектика). Древнегреческие философы Аристотель, Демокрит, Сократ, Платон видели необходимость в разностороннем развитии детей. Музыка при этом считалась приоритетным средством воспитания, а музыкально-эстетическое воспитание базировалось на ценностях культуры.
О двухсторонней связи между эстетическим восприятием окружающего мира и умственным развитием говорил видный учёный Пётр Фёдорович Каптерев: «Красоту природы видит ум». В свою очередь, говорил он, что « …эстетическая сторона может оказать весьма чувствительное влияние на всю жизнь человека, побуждая к соответственным физическим и умственным упражнениям, направляя внимание на заботы о личном развитии и усовершенствовании и прекращая на известное время всякие споры, вражду, неприязненные отношения».
Таким образом, становится понятным, что в процессе развития гармоничной личности выпускника общеобразовательного учреждения полноправно и равноценно должны участвовать все изучаемые предметы. Это истина, такова и образовательная политика государства.
Веками человек приспосабливался к природе, наращивал технологическую и интеллектуальную мощь. В результате чего, к сожалению, стал сегодня заложником созданной им же второй природы. Поэтому проблема Человека в информационном мире, на мой взгляд, сегодня является проблемой номер один. Не случайно политика государства направлена именно на гуманизацию образования.
В новых сложившихся условиях, а именно в условиях гуманизации образования, перед учителем встают проблемы, связанные с обновлением содержания образования. Так как я являюсь учителем музыки, то мне непременно хочется остановиться и поразмышлять над проблемами музыкального образования и воспитания.
Формирование музыкальной культуры является основной задачей музыкальной педагогики. И при её решении мы непременно опираемся на высокохудожественные образцы классического музыкального искусства. Казалось всё верно, но что происходит? Мы чувствуем, что наши дети не совсем доверяют нам. Классическая музыка воспринимается как музыка старомодная, как музыка для пожилых людей, но не как не для молодёжи. Не редко можно услышать от ребят: «У нас своя музыка! И она намного круче!» Что происходит? Почему дети перестали нам доверять? Как вновь вернуть авторитет учителю, коим не так давно обладали наши с вами учителя? Попробуем разобраться.
Современная музыкальная культура имеет одну очень важную отличительную особенность - это жанровое и стилевое разнообразие. На мой взгляд, нами это обстоятельство не всегда учитывается, либо вовсе не учитывается. Очень незаметно, но довольно прочно на музыкальном пьедестале оказалась другая музыка – джаз, рок, авторская песня, музыка в стиле техно. Она любима и популярна среди нас. А что же происходит в школе? Можно ли услышать её на уроках? Не просто услышать, но и узнать, откуда она появилась… К сожалению, очень редко. Мы не хотим её принимать, а тем более изучать в школе. Мы боимся ещё больше развратить нынешнюю молодёжь, но…давайте вспомним: в 17 веке в таком же положении оказалась непревзойдённая музыка Иоганна Себастьяна Баха. Она тоже была не понятна обществу, и считалось, что она способствует развращению людей. Лишь спустя почти 200 лет человечество оценило его творчество.
Я не хочу утверждать, что сегодняшняя музыка также талантлива, но отворачиваться и говорить, что это нечто ужасное, я думаю, не стоит. Надо попытаться понять её и в свою очередь помочь детям научиться воспринимать её избирательно. Необходимо научить ребят оценивать её с нравственно-эстетических позиций, а также во взаимосвязи с классическим наследием. Ведь ни для кого не секрет, что в сознании школьника, да и в нашем сознании тоже, образовалась пропасть между классической и современной развлекательной музыкой. При этом мы забыли, что ничего в жизни не появляется на пустом месте. Так и современная популярная музыка имеет свои корни. Поэтому сегодня существует острая необходимость пересмотра и дополнения содержания учебных программ.
В 60-е – 70-е годы 20 века появились учебные программы по музыке Дмитрия Борисовича Кабалевского и Юлия Борисовича Алиева. Эти программы на сегодняшний день являются опорными для современного поколения учителей музыки в музыкальном воспитании школьников. А ведь в своё время они явились результатом экспериментальной работы научной мысли, комплекса наук, составляющих методологическую базу музыкальной школьной педагогики. Потребность в новом содержании музыкального образования в то время была обусловлена несколькими факторами: широким распространением технических средств звукозаписи и воспроизведения, высокой престижностью «потребления» популярной эстрадной музыки развлекательных жанров в среде школьников-подростков, массовостью этого увлечения. Данные социологии подтвердили факт увлечения лишь развлекательной музыкой и показали необходимость педагогического участия в формировании музыкальных вкусов школьников.
В настоящее время тотальное увлечение школьников-подростков рок-музыкой заставляет задуматься о новом обновлении учебных программ. И такие попытки уже существуют и они не единичны.
Мы знаем, что для школьника-подростка очень важно общение со сверстниками. Музыка, в свою очередь, является важным компонентом этого общения. Поэтому, чтобы как-то утвердиться среди сверстников, завоевать авторитет подросток черпает знания об интересующем современном музыкальном течении из средств массовой информации, и, как правило, через неформальные каналы. Известно, что информация, полученная таким образом, не всегда позитивно влияет на развитие музыкальной культуры школьника-подростка.
Поэтому основная задача учителя музыки в частности и музыкального воспитания и обучения школьника-подростка в целом на современном этапе, на мой взгляд, состоит в том, чтобы сориентировать его в музыкальном пространстве, а также вооружить знаниями о современной популярной музыке, её истоках, путях развития, связи с классической музыкой.
Это позволит вернуть авторитет школьному учителю музыки, вернуть потерянную радость неформального общения с учениками, да и просто вернёт подростка в школу. Ведь как утверждают психологи, подросток «бежит» из школы если не находит там необходимого общения.
Решение такой узкой проблемы, на мой взгляд, способствует правильному развитию мировоззрения наших учеников. А это по цепочке отразиться на гармоничном развитии будущего выпускника школы, что в свою очередь позволит ему грамотно и творчески решать глобальные проблемы человечества. В этом и заключается наша с вами роль.
Школьный учитель… Профессия некогда почётная, а ныне совсем непопулярная у подрастающего поколения... Есть о чём задуматься…
- Здесь еще нет комментариев