Середина сентября. У кого в эту пору, по-вашему, самые горячие деньки? У сельхозпроизводителей – это понятно. Но не будем забывать, что у людей умственного труда тоже «страда» случается. Например, для учителей напряжённым бывает начало учебного года. А представьте себе первый класс – вот уж где особенно трудно! Если же к этому смена места работы добавляется, то плюс ещё один стресс. Ирине Валерьевне ПОЛИТАЕВОЙ пришлось испытать сразу всё: и в 1«б» прийти, и школу поменять.
И.В. Политаева живёт в Дивногорске, но так получилось, что в нужное для неё время в городе не было места, поэтому в течение 17-ти лет она работала учителем начальных классов в усть-манской школе №6. После недавнего её закрытия, как и другие коллеги, оказалась не у дел, но, к счастью, не надолго. Выяснилось, что есть вакансия в гимназии, сюда и пришла Ирина Валерьевна. Она оптимист, трудности её никогда не пугали, но, признаётся, всё равно было страшновато: новая школа (причём гимназия), новый коллектив, новые дети.
— Почему-то я больше всего боялась, что не смогу быстро запомнить всех учеников, — смеётся теперь над своими страхами учительница. – Когда увидела список – 27 (!) детей (20 девочек и 7 мальчиков), прибавила к нему родителей – 54, у каждого из которых имя-отчество, и испугалась. Хотя сама себя успокаивала: у нас же в школе было 60 учащихся, и я знаю не только их всех, но и родителей. В первые дни попросила ребят приходить с бейджиками, но уже на третий день сказала: «Можете снять, они ни к чему»…
Когда в 1993 году И.В. Политаева пришла в усть-манскую школу, ей тоже достался большой по сельским меркам первый класс –17 человек, в следующем наборе было уже 14, потом и того меньше. Последние пять лет в паре с другим учителем она преподавала в двух малокомплектных классах: один год – в первом и четвёртом, на следующий – во втором и третьем. В итоге в двух классах набиралось 12 человек. Учителя знают: это трудно, лучше пусть будет много учеников, но зато у них одна тема и один уровень. Вот где пригодились знания, полученные в Красноярском пединституте на факультете начальных классов: здесь учили всему, в том числе и работе в малокомплектной школе. Не составляло трудностей ей преподавать и географию в среднем звене, когда не хватало учителей. Сейчас бывшие ученики Ирины Валерьевны учатся в школе №4, и она, конечно, переживает за них: как они там адаптировались? По поводу собственной адаптации учительница уже спокойна: всё идет своим чередом. Кабинет достался светлый, красивый, отремонтированный – спасибо родителям и руководству гимназии, учебников хватает, а главное – дети подобрались славные, хорошие. Правда, по наблюдениям Ирины Валерьевны, они ещё не осознают, что стали учениками. Дети младшего школьного возраста всегда ей были по душе, и теперь она рада, что выбрала именно эту специализацию, а не поступила на физмат, как хотела поначалу. До сих пор И.В. Политаева поддерживает связь со своей первой и любимой учительницей – Ириной Григорьевной из села Верхний Кужебар Каратузского района, ведь благодаря педагогическому таланту этой женщины ещё с первого класса Ирине стало понятно, кем быть. И всё же, несмотря на огромную радость от общения с детьми, от новых открытий и впечатлений, Ирина Валерьевна не скрывает, что безмерно скучает по усть-манской школе:
— Мне так жаль, что её закрыли, я привыкла там. Здесь всё здорово – гимназия престижная, очень близко от дома, теперь не надо ездить. Но поездки меня и не утомляли, надо было выйти из дома в 7.40, автобус – в 7.45, всё чётко, по расписанию. Наша школа была маленькая, компактная, и мы жили, как одна семья.
Ирина Валерьевна много лет занималась профсоюзными делами, будучи председателем, и ровно 10 лет руководила школьным краеведческим музеем, за который тоже сильно переживает, наведывается туда, проверяет, всё ли в порядке. Собирались экспонаты долгие годы, некоторые из них привезла И.В. Политаева, последние вещицы, которые ей удалось добыть в родном Кужебаре и в Назаровском районе, – старая крынка да корзинка из соломы. Ещё лет пять и, по мнению бывшего руководителя музея, найти в деревнях у бабушек будет практически нечего, старинных вещей почти не осталось, поэтому надо сберечь то, что собрано. И она надеется, что так и произойдёт.
А сама по-прежнему ни свет ни заря спешит в школу, вернее, теперь в гимназию. В 6.45 - уже на месте, в своём кабинете (а уходит, кстати, в числе последних): готовится, раскладывает наглядные пособия, ждёт ребят. Спрашивается, зачем так рано? Привычка, отвечает. А вторая причина: дочь Татьяна засветло встаёт, чтобы успеть к занятиям в красноярский колледж, куда поступила недавно на фармацевта. Поэтому мать и дочь выходят из дома вместе: одна направляется учиться, другая – учить.
- Здесь еще нет комментариев