Пусто
|
||
В педагогике выделяют следующие виды контроля:
- предварительный,
- текущий,
- рубежный,
- итоговый.
Предварительный контроль позволяет определить исходный уровень знаний и умений. Он служит для планирования и дальнейшего руководства учебным процессом. На основании этого контроля преподаватель вносит коррективы в планирование тематического плана, методики ведения уроков.
Текущий контроль позволяет получать непрерывную информацию о качестве усвоения учебного материала. На основании этого контроля можно оперативно вносить изменения в учебный процесс. Преподаватели должны осуществлять текущий контроль регулярно, тем самым побуждать учеников к совершенствованию знаний и умений, к развитию потребности контроля и самоконтроля. Нельзя допускать больших интервалов в контроле каждого обучающегося, это приводит к тому, что они перестают регулярно готовиться к занятиям, а следовательно систематически закреплять пройденный материал. Рекомендуется среднемесячная накопляемость оценок 9-12 штук.
Рубежный контроль осуществляется по мере уровня изучения материала по разделам или темам, он может быть в виде устного опроса, небольшой письменной или графической работы, зачета по лабораторной работе,
Конечный или итоговый контроль выявляет степень облученности, системность знаний и умений, полученных в процессе изучения отдельных предметов или ряда дисциплин (интегрированный контроль).
Итоговый интегрированный контроль осуществляется на экзаменах, квалификационных испытаниях, при защите дипломов.
С педагогической точки зрения контроль учебной деятельности должен быть:
- планомерным и систематическим, что позволит своевременно выявлять и исправлять ошибки, недоработки, принимать меры к их устранению;
- объективным, позволит реально оценить успехи и недостатки учебной деятельности;
- всесторонним, наиболее полно выявлять фактический уровень усвоения учебной информации;
- индивидуальным и экономичным по затратам времени преподавателя и учащихся, обеспечивающий анализ выполненной работы за короткий срок.
Для овладения современными формами деятельности педагогов особое значение придается педагогическому мониторингу, т.е. отслеживанию результатов знаний и результатов воздействия учителя на образовательный и воспитательный процессы ученика.
Мониторинг делится на 2 уровня:
- Индивидуальный, профессиональный – осуществляют учителя предметники, классные руководители, мастера п/о, воспитатели, психолог, соц.работник (наблюдения, фиксирование результатов, вывод анализа)
- Внутри училищный или административный – администрация, методист, завуч, учителя-предметники, классные руководители, мастера п/о (определение результативности, состояния успеваемости, посещаемости, качества усвоения и знаний, умений и навыков).
Данные мониторинга помогают определить возможности каждого ученика, в целом коллектива по определенной профессии. Для это необходимо выработать единые требования контроля знаний и стиля работы педагогов.
Например, выполнять единообразную диагностику, автоматизировать отчетность, прогнозировать процессы обучения и развития учеников.
Мониторинг в училище уже существует давно, но требует систематизации и совершенствования.
Можно выполнять планированную отчетность и контроль по проведенным самостоятельным, лабораторным, практическим, текущим и итоговым контрольным работам.
Планировать дополнительные задания, упражнения, темы для рефератов, выступлений, докладов по всем темам, которые могут вызвать затруднения.
Сформировать стандартизированный контроль в виде тестов, карточек-заданий.
Мониторинг учителя – предметника (дидактический, т.е. слежение за различными сторонами учебного процесса)
Первичный или подготовительный мониторинг – для определения индивидуальных способностей каждого ученика, возможностей и способностей учащихся в учебной деятельности, педагогического взаимодействия с учениками и выявления пробелов
- Проведение тестирования первичных знаний (школа) и анализ результатов
- Проведение вводных контрольных работ и анализ результатов
- Проведение проверки обучаемости (5 вопросов разного уровня после объяснения нового материала или первичного закрепления знаний)
Практический или профессиональный (индивидуальный) мониторинг – для отслеживания динамики деятельности учителя и учеников, коррекция деятельности учителя для предупреждения неуспеваемости, сбор информации по своему предмету в разных группах
- Проведение контроля знаний после усвоения первоначальных знаний (опросы, тесты, посещение уроков) и анализ результатов (определение типичных ошибок)
- Проведение контроля знаний усвоения материала программного минимума (контрольные срезы, контрольные и проверочные, самостоятельные работы) и анализ результатов (выявление уровня освоения темы)
- Проведение промежуточного контроля (полугодового), анализ прогнозирования результативности по предметам, дальнейшего обучения учащихся
- Проведение итогового (годового) контроля, анализ на следующий учебный год по неудовлетворительным результатам
Анализ результатов мониторинга дают возможность эффективно планировать занятия и другую педагогическую деятельность, направлять свою деятельность для повышения результативности качества образования.
Мониторинг мастера п/о
Первичный мониторинг – для определения индивидуальных способностей каждого ученика, профессиональная адаптация и определенность владения мыслительными навыками
- Проведение проверки обучаемости (первичное закрепление знаний и навыков) и анализ образовательного подхода к каждому ученику
- Проведение контроля знаний усвоения материала программного минимума (проверочные, самостоятельные работы) и анализ результатов (выявление уровня освоение темы)
Профессиональный мониторинг – для отслеживания динамики деятельности учителя и учеников, коррекция деятельности учителя для предупреждения неуспеваемости, сбор информации по своему предмету в разных группах
- Проведение контроля знаний после усвоения первоначальных знаний (опросы, тесты, посещение уроков) и анализ результатов (определение типичных ошибок)
- Проведение промежуточного контроля (полугодового), анализ прогнозирования результативности по производственному обучению
- Проведение итогового (годового) контроля, анализ на следующий учебный год по неудовлетворительным результатам
Результаты мониторинга демонстрируют профессиональные знания и навыки, дают возможность планировать занятия и другую производственную деятельность для качественного роста образования.
Мониторинг классного руководителя
и мастера п/о закрепленных за группой
Подготовительный мониторинг – сбор информации об учащихся и ее систематизация (воспитанность, уровень образования, социальное положение семьи, накопление банка данных)
- Проведение тестирования, оформление личностных карт учащегося, выявление личностных подходов к ученику
- Проведение анализа социального уровня группы и выработка деятельности с учениками для индивидуальной и групповой работы, планирование мероприятий и постановка задач
Практический или индивидуальный мониторинг – систематизация информации о коллективе и каждом ученике
- Проведение анализа успеваемости и посещаемости помесячно, полугодие, год
- Оценка динамики развития коллектива и каждого ученика по годам
Анализ мониторинга позволяет выявлять формы и методы работы с группой для роста воспитанности и успешности, направлять свою деятельность для повышения результативности.
Роль внутри училищного контроля
при внедрении педагогических технологий
в учебный процесс
Используя современных образовательных в практике обучения, является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.
В ходе посещения уроков, участия преподавателей и мастеров в работе мет. комиссии, методических совещаний, педсоветов. Можно сделать следующие выводы:
- 90 % преподавателей владеют информацией о современных педагогических технологиях.
- 50 % мастеров также владеют информацией.
- 70 % преподавателей используют различные технологии, полностью или приемы поэлементно.
В результате использования современных педагогических технологий повысилось качество общения и есть незначительная результативность.
Анализ посещенных уроков
Чтобы стабилизировалась результативность, нужна система использования современных технологий.
Какие образовательные технологии используют и их результативность?
- Проблемное обучение (почти все преподаватели)
- Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов.
- Развитие исследовательских навыков. Элементы технологий используются на предметах- история, обществознание, география, биология, химия, спец технология.
- Технология игрового обучения: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.
- Технология перспективно- опережающего обучения (элементы используют многие).
- Развитие взаимосвязанности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержки своих товарищей. Формирование малых групп с индивидуальными заданиями.
Каждая педагогическая технология, каждая группа методов, объективно имеют свои возможности для формирования у учащихся умений и навыков, самоорганизации, самостоятельности и творчества.
- Технология интенсивного обучения с помощью опор и опорных конспектов. В.Ф. Шаталов имеет исключительное значение для слабых учащихся, вселяет в них уверенность (Я- могу, Я- способен, Я- не хуже других), воспитает стереотип учебного труда.
- Проблемно- поисковые, исследовательские методы и приемы формируют творческие способности учащихся ( Я- пробую, Я- выдумываю, Я- творю).
- Информационно- комм уникальные технологии.
10. В игровых технологиях совершенствуются целепологание, свобода выбора, самостоятельность (Я- выбираю, Я- управляю, Я- принимаю решения), ответственность, формируется волевая мотивация деятельности.
11. Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают осмысление и рефлексию процесса учения, перенесение центра тяжести с преподавания на учение.
12. Технология дифференциации и индивидуализации обеспечивает развитие самостоятельности, индивидуальности.
13. Образовательные технологии обеспечивают ученику свободу выбора, способов проработки учебного содержания, что создает основу самообразования.
Именно методы и технологии представляют главный инструмент формирования ключевых компонентностей учащегося. Умение учиться, общаться, жить с людьми, работать и зарабатывать, работать с информацией.
Проектная технология.
- О системной работе по технологиям «Кто работает, кто не работает»
- О предметах чтения.
- Об участии в мет.работах.
Внутри училищный контроль доставляет информацию о тех элементах передового педагогического опыта, которые после анализа и обобщения могут стать достоянием всего педагогического коллектива. Цель такого контроля- способствование росту педагогического мастерства и выработке единой позиции в педагогическом коллективе.
- Здесь еще нет комментариев