Пусто
|
||
Консультация для педагогов
«ФГТ к условиям реализации
основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Подготовила Волкова И.Ю.,
старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 34»
20 июля 2011 г. вышел Приказ № 2151 Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и вышло Приложение к этому приказу «ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ФГТ к условиям) – это совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования. Иными словами, требования к тому, при каких условиях должна вестись образовательная и другая деятельность в ДОУ.
В результате должна быть создана такая развивающая образовательная среда, которая:
• обеспечивает духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
• высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей;
• гарантирует охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;
• комфортна (удобна) по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
Настоящие Требования включают семь групп требований:
1) к кадровому обеспечению;
2) к материально-техническому обеспечению;
3) к учебно-материальному обеспечению;
4) к медико-социальному обеспечению;
5) к информационно-методическому обеспечению;
6) к психолого-педагогическому обеспечению;
7) к финансовому обеспечению.
1. Требования к кадровому обеспечению следующие:
Все образовательные учреждения, должны быть укомплектованы такими кадрами, уровень квалификаций которых должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, т.е. должны быть аттестованы. При этом педагоги должны уметь проводить мероприятия, направленные на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организовывать различные виды деятельности и общения воспитанников; организовывать образовательную деятельность по реализации программы; осуществлять взаимодействие с родителями; методически грамотно вести воспитательно-образовательный процесс, владеть информационно-коммуникационными технологиями и уметь применять их в воспитательно-образовательном процессе.
А так же педагоги должны регулярно повышать свою квалификацию (в объеме не менее 72 часов), не реже чем каждые пять лет.
2. Требования к материально-техническому обеспечению.
Всё материально-техническое обеспечение должно соответствовать СанПин требованиям противопожарной безопасности.
В них говорится, какими должны быть:
Здание и территория ДОУ;
Водоснабжение и канализация, отопление, вентиляция и освещение;
Площадь помещений, их отделка и оборудование;
Санитарное состояние и как должны содержаться помещения.
То есть, дошкольные учреждения должны отвечать санитарно-гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников и работников. В них должно быть организовано качественное горячее питание. Помещения для занятий (игр, рисования, чтения и пр.) должны быть оснащены здоровьесберегающим оборудованием (зрительными тренажерами, аэроклиматическими установками и др.). Физкультурные залы, спортивные площадки, бассейны - необходимым инвентарем.
3. Требования к учебно-материальному обеспечению содержат:
• Требования к предметно-развивающей среде
• Требования к играм, игрушкам, дидактическому материалу, издательской продукции
Предметно-развивающая среда должна соответствовать принципам:
информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
вариативности, определяющейся климатогеографическими особенностями;
полифункциональности (многоцелевое использование);
педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развиваюшей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды.
ПРС должна быть оснащена так, чтобы в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми:
осуществлялась образовательная деятельность;
организовывалась совместная деятельность взрослого и воспитанников и самостоятельная деятельность воспитанников не только в рамках занятий, но и при проведении режимных моментов;
образовательный процесс строился с использованием игровых форм работы с детьми;
организовывалась разнообразная игровая деятельность;
выявлялись и развивались способности воспитанников;
дети осваивали основную программу дошкольного образования;
учитывались национально-культурные условия, в которых осуществляется образовательный процесс.
При построении ПРС должна учитываться полоролевая специфика, т.е. предметно-развивающая среда должна быть рассчитана на девочек и мальчиков;
Создаваться предметно-развивающая среда должна с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
3.2. Требования к играм, игрушкам, дидактическому материалу, издательской продукции, включающие:
• Оборудование должно отвечать санитарным правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям;
• При подборе оборудования и определении его количества педагоги учитывают: количество воспитанников в группах, площадь групповых и подсобных помещений;
• Здесь же перечисляются требования к игрушкам для детей дошкольного возраста, т.е. какими должны быть они.
• Требования к оснащению и оборудованию кабинетов (учителя-логопеда, медицинского, методического) и залов (музыкального, физкультурного) включают соответствие принципу необходимости и достаточности;
• Требования к техническим средствам обучения.
Департамент общего образования Минобрнауки России разработал примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений для детей дошкольного возраста. Перечень оборудования составлен для каждой возрастной группы по направлениям развития детей: познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому и физическому. Здесь же указывается количество игрушек на группу и их назначение согласно классификации Дороновой и Коротковой.
Таким образом, образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы дети могли познавать мир не только с помощью взрослых, но и самостоятельно. Основной его формой является игра. Рекомендуются полифункциональные (могут применяться в разных целях), пригодные к совместному использованию и обладающие дидактическими свойствами игрушки.
4. Требования к медико-социальному обеспечению включают:
4.1. Требования к медицинскому обслуживанию воспитанников в образовательном учреждении.
4.2. Требования к формированию и наполняемости дошкольных групп.
4.3. Требования к прохождению профилактических осмотров персонала, работающего в образовательном учреждении.
4.4. Требования к организации питания воспитанников.
4.5. Требования к организации оздоровления воспитанников в образовательном учреждении.
5. Информационно-методическое обеспечение включают:
• Информационное обеспечение
• Методическое обеспечение
5.1. Информационное обеспечение образовательного процесса должно быть таким, которое позволяет в электронной форме:
управлять образовательным процессом;
создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;
использовать интерактивные дидактические материалы;
проводить мониторинг и фиксировать ход воспитательно-образовательного процесса и результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
осуществлять посредством локальных и глобальных сетей взаимодействие с другими ДОУ;
осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования;
Информационное обеспечение образовательного процесса предполагает наличие в образовательном учреждении квалифицированных кадров.
5.2. Методическое обеспечение образовательного процесса должно быть достаточно укомплектовано.
6. Требования к психолого-педагогическому обеспечению означают, что взаимодействие педагогов с детьми должно строиться на доброжелательном отношении к ребенку, индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка. (Индивидуальные образовательные маршруты).
Образовательный процесс должен включать как совместную деятельность взрослого с детьми, так и свободную самостоятельную деятельность воспитанников. Педагог должен уметь организовывать как ту, так и другую деятельность.
В ДОУ должно быть всё для сохранения психического здоровья воспитанников, организации развивающих занятий с детьми, направленных на коррекцию определенных недостатков в их психическом развитии, должен проводиться мониторинг их развития.
Требования к психолого-педагогическому обеспечению включают:
• Обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса;
• Учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста;
• Обеспечение преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования;
• Построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, создания равных условий образования детей независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности;
7. Требования к финансовому обеспечению позволяют обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы.
Финансовое обеспечение осуществляется государственным (муниципальным) учредителем (у нас городским бюджетом). ДОУ имеет право осуществлять дополнительную платную образовательную деятельность.
Вопросы для проверки:
1. К чему были предыдущие требования?
2. Как называется документ, утверждаемый в приказе?
3. Что включают в себя условия реализации программы? (Кадровое, материально-техническое, информационно-методическое, медико-социальное, учебно-материальное, финансовое, психолого-педагогическое обеспечение).
4. Что вам понравилось в данном документе?
5. Что показалось недостаточно продуманным?
6. Что вызвало вопросы?
- Здесь еще нет комментариев