Пусто
|
||
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА
Компьютерные технологии-не просто еще одно техническое средство обучения, а качественно новая технология обучения. На ее основе можно разрабатывать разнообразные учебные процессы, позволяющие существенно расширить творческий потенциал, как преподавателя, так и учащегося. Использование компьютерных технологий позволяет в короткий срок повысить качество не только обучения, но и уровень подготовки специалистов.
Изменения в технологии образования являются не только необходимостью, но и ответом на определенный социальный запрос, поскольку современным учащимся предпочтительней работать с компьютером в сравнении с традиционными бумажными носителями информации. Преподаватели учебных дисциплин вынуждены постоянно решать проблему: как уложить в небольшое число часов огромнейший объем изучаемого материала. Уровень школьной подготовки учащихся НПО с каждым годом снижается, это и диктует необходимость индивидуализировать процесс обучения, позволить обучающемуся получать новые знания в удобном для него режиме.
Компьютерные технологии обучения позволяют сочетать проблемное, индивидуальное и альтернативное решение конкретных задач.
Они позволяют на практике применить полученные знания, имитировать реальные процессы, помогают практически освоить материал. Работа учащихся на компьютере помогает увидеть им результаты своей деятельности во всем многообразии. Учащиеся, работающие с компьютером, учатся самостоятельно принимать решения, оценивают ситуации. Работа на ЭВМ наглядно показывает, насколько разнообразными могут быть решения одной и той же задачи. Появляется понимание взаимозависимости всех учебных дисциплин.
Использование компьютерного обучения на уроках делает более легким усвоение обучающимися содержания изучаемой темы, предмета в целом. Это достигается ненавязчивостью формы, когда и теоретические, и практические знания и навыки воспринимаются учеником игрой в естественной форме, а не в форме принудительного запоминания значительных объемов информации.
Применение технологии компьютерного изучения учебного материала позволяет сэкономить время, а также повысить качество обучения в системе профессионального образования.
ВНЕДРЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИЙ В УНПО.
Мультимедиа-технологии одна из важнейших составляющих современных информационных технологий, открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств моделирования явлений и процессов, которые способствуют повышению качества обучения, эффективности самостоятельной работы. Они имеют огромный диапазон возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом.
Мультимедиа представляет собой технологию обучения, в которой сочетаются педагогическая наука с практикой, осуществляется отработка приемов профессиональной деятельности, способствующая целостности и непрерывности педагогического процесса.
Работа по информации образовательного процесса объединила творческие коллективы России и их зарубежных партнеров для решения важнейшей проблемы-определения адекватных психологических и экологических условий применения новейших средств информационных технологий в обучении и формировании мировоззрения учащихся.
К настоящему времени накоплен опыт использования информационных технологий как средства обновления образовательного процесса, отбора и проектирования содержания обучения, организации контроля за деятельностью обучаемых на теоретических и практических занятиях, в ходе производственной практики.
Вместе с тем потенциал информационных технологий реализуется в образовательном процессе в ограниченной степени.
Существенным в информационных и педагогических технологиях является наличие представления о планируемых результатах обучения, средствах диагностики состояния профессиональных знаний обучаемых, изменениях технологических процессов.
В повышении качества производственного обучения в УНПО отмечены следующие достоинства мультимедиа-технологий:
-способствуют созданию эмоционального фона в образовательном процессе, повышают мотивацию учения за счет осознания ценности творческого труда в освоении современных информационных технологий;
-позволяют выработать позитивный стереотип поведения и адекватную рефлексию в ситуации «успеха-неуспеха»;
-способствуют выработке устойчивого интереса к отработке профессионально значимых умений и навыков через изменяющуюся и усложняющуюся деятельность учащегося;
-могут выступать основой формирования профессионально важных умений и навыков.
Мультимедиа-технологии в производственном обучении имеют свою рациональность и практическую ценность. Очевидно, что только полная взаимосвязь общеобразовательных и профессиональных знаний позволит сформировать личность будущего рабочего. Освоение учащимися современных информационных технологий положительно влияет на овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками. Предполагает взаимодействие преподавателя спецдисциплин, мастера производственного обучения и учащегося.
Согласно Госстандарту НПО, образовательные учреждения свободны в выборе технологий, но ответственны за результаты обучения. Если в традиционной системе образования учебник был источником знаний, а педагог-контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования педагог выступает в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Замена учебника компьютером, обладающим обратной связью, позволяет говорить о субъект-субъективных отношениях в образовательном процессе.
Распространенным мнением среди специалистов в области образования является то, что использование компьютерных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе-это единственное, что необходимо для модернизации образования. Однако важна не сама технология по себе, а то, насколько ее использование служит достижению образовательных целей. В основе выбора мультимедиа-технологии должен быть анализ конкретных целей обучения и ожидаемых результатов. Поэтому важным этапом использования в процессе обучения мультимедиа-технологий является выявление дидактических условий, способствующих их внедрению.
ЛИТЕРАТУРА
- Профессиональное образование №4 2003 стр.11.
- Профессиональное образование №7 2003 стр.10.
- Профессиональное образование №7 2003 стр.10.
Булгаков И.Е. написал(а) 5150 дней назад (нейтрально) 0А что вы называете "компьютерными технологиями" в отношении процесса обучения и воспитания? Не слишком ли "размытый" термин?0 очков