Исходя из современных научных представлений об уроке, его цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего.
Учитывая это, во многих методических разработках можно встретить следующие формулировки целей урока: "Познакомить..."; "Рассказать..."; "Дать представление...; "Развить..."; "Воспитать...". Но можно ли их считать целями урока? Давайте вместе подумаем над этим вопросом.
Цель деятельности педагога – это его познавательное стремление, осознанное решение изменить степень обученности, воспитанности и развитости учащихся. В связи с этим учитель обеспечивает или создает условия для данных изменений. Цели урока должны быть максимально конкретными, чтобы при подведении итога урока мы могли обоснованно ответить на вопрос "Достиг ли урок поставленной цели?".
Попробуем конкретизировать цели урока.
Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. п. Например, ее можно конкретизировать следующим образом:
- обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей ...;
- обобщить и систематизировать знания о ...
- отработь навыки (указать какие);
- устранить пробелы в знаниях;
- добиться усвоения учащимися понятий (каких?).
Цель воспитания предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера. Но можем ли мы с вами за один урок решить воспитательную цель? Можем ли проверить, что к концу урока мы у учащихся воспитатели или сформировали те или иные личностные качества ребенка? Наверное нет. Поэтому цель воспитания предлагаю формулировать следующим образом: "Создать (или обеспечить) условия для ...". Вот тогда при подведении итогов мы сможем определить, достигнута ли поставленная цель или нет.
Цель развития предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта, мышления, памяти и внимания, познавательных умений. В данном случае нужно поступать так же как и с целями воспитания, т.е. формулировку цели начинать со слов "создать (или обеспечить) условия для развития ...". Ведь очень трудно определить, развили ли мы у обучающихся память или внимание. А так урок будет развивающим поскольку на уроке были созданы условия для развития познавательных процессов.
Задачи - это шаги по достижению поставленной цели. К задачам урока относятся: организация взаимодействия; усвоение знаний, умений, навыков; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др. Задачи урока нужно формулировать так, чтобы было видно, посредством чего достигались поставленные цели урока.
Возможно, что я ошибаюсь. В связи с этим хотелось бы узнать Ваше мнение о формулировании целей урока.
Костевич Е.Е. написал(а) 5177 дней назад (нейтрально) 0Абсолютно согласна с Ириной Валентиновной. Задачи необходимы, т.к. за один урок нельзя ученика, развить и воспитать, а между целью и результатом можно поставить знак равенства.0 очковЖакулина И.В. написал(а) 5223 дней назад (позитивно) 1Уважаемая Лилия Вильевна, цель одна, а вот задач должно быть три: обучения, развития и воспитания. Задачи раскрывают, как Вы достигаете поставленную цель. Поэтому их тоже расписываем. С уважением, Ирина Валентиновна.0 очковГолдина Л.В. написал(а) 5223 дней назад (позитивно) 1Нас всегда учили, что цель урока триединая. Согласна с Вами по поводу конкретизации целей. А задачи на урок тоже необходимо расписывать? Или это можно как-то с целями связать? Вот теперь меня этот вопрос мучает!0 очков