Карточка публикации
Информация об авторе публикацииАгидельский филиал ГАПОУ Уфимский топливно- энергетический колледж, г. Агидель
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 24.10.2015
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 16991
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
методические рекомендации по применению блочно- модульного обучения на уроках иностранного языка...
модульное обучение
 
 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Автор: преподаватель английского языка Неклюдова Ф.Р.

Главными показателями качества профессионального образования становятся не только наличие общеобразовательных, общетехнических и профессиональных знаний у обучающихся, но и  сформированность творческого мышления, умение учиться и работать самостоятельно, принимать нестандартные решения в зависимости от ситуаций. Кроме того, образование считается качественным, если воспитание и обучение осуществляется при максимальном раскрытии творческого потенциала обучающегося.

Учет изменений условий и содержания профессиональной деятельности определил необходимость введения новых методик и технологий обучения, которые обеспечивают высокий уровень профессиональной, общеобразовательной и теоретической подготовки. Одной из таких технологии стала Модульная система обучения, которая все более активно применяется в образовательных учреждениях.

Целями и задачи модульного обучения являются:

-  формирование всесторонне гармонично развитой личности;

- обучение с учетом способностей, мотивов, ценностных установок, потенциальных возможностей к самообучению учащихся;

- приобретение обучающимися высоких знании и навыков, соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта;

- применение на практике знаний и навыков в той или иной ситуации;

- развитие творческого саморазвития.

Модульное обучение ориентировано на учащихся с разной степенью мотивации и           уровнем знаний. Каждый модуль и дидактическое сопровождение к нему построены на  принципах непрерывности, поэтапности обучения от более простого к сложному. При   модульном обучении обучающийся – это активный субъект обучения, полноправный               участник учебного процесса. Он влияет на все элементы педагогической системы, обеспечивая их максимальное приспособление к своим потребностям и возможностям усвоения учебного материала. Модульная программа ориентирована на развитие познавательной деятельности учащихся.

Содержание в модульном обучении основывается на принципах отбора и  структурирования. Каждый модуль разработан таким образом, что дает законченный учебно-методический материал для организации учебного процесса. На занятия составляется сводно-тематический план.

Характерной чертой этого обучения является высокая степень самостоятельности обучающегося, что ведет к развитию самообразования. Качество дидактических процессов непосредственно зависит от качества взаимодействия участников педагогического процесса – учащиеся берут на себя управление процессом обучения, преподаватель – делегирует определенную часть своих функций учащимся. Модульная структура учебного материала позволяет реализовать принцип конструктора, то есть отдельных модулей конструировать учебные программы. Модуль очерчивает объем предлагаемых знаний и навыков, и делает процесс  усвоения максимально простым, стандартизированным и легким. Деятельностный подход подразумевает организаторскую и консультационную деятельность педагога и формирует практическую направленность полученных знаний и навыков учащимися.

При этой системе используются личностно – ориентированное обучение. Это важный аспект в процессе обучения, так как существует необходимость индивидуального подхода к учащимся при их большом количестве в группах. Деятельность учащихся, формируемая в рамках модульной программы, построена так, что в течение изучения модуля учащиеся демонстрируют практическую деятельность при выполнении письменных или практических работ.

В рамках модульной программы ответственность за результаты обучения переносится  с преподавателя на учащегося как на личность. Минимальная личная вовлеченность учащегося в рамках традиционного обучения заменяется физической и психологической вовлеченностью с принятием на себя ответственности за ход и результат обучения.

При модульном обучении необходимо правильно спланировать учебное занятие, выбрать необходимые и достаточные формы и методы, а также правильно использовать  дидактические и методические средства модульной программы. Ход урока представляет собой некий план деятельности педагога в течение учебного занятия, где отражены  этапы урока и перечень используемых дидактических средств. Ход урока разрабатывается в зависимости от продолжительности модуля, начального уровня подготовки обучаемых, уровня собственного педагогического мастерства, а также имеющихся технических средств.

Учебное занятие включает в себя следующие этапы:

  1. Организационно – мотивационный
  2. Организация самостоятельной работы учащихся
  3. Подведение итогов работы.

Как разработка структуры модуля, так и содержание учебного занятия представляет собой  конкретную последовательность действий. Первый этап – это начало учебного занятия. На этом этапе выявляют существующий уровень знаний обучающихся и приводят к мотивации учащихся. По мнению ряда психологов, приобретение новых знаний и навыков является одним из стимулов хорошего настроения -  мне легче, когда я понимаю, чего я хочу.

Второй этап – основная часть учебного занятия, где организуется образовательная деятельность учащихся по изучению нового материала.

Усвоение нового материала организуется по вопросам или абзацам учебного материала, содержащего в книге  для учащихся, появляется автоматизм в его использовании. Один из принципов отечественной психологии гласит, что присвоение новой информации возможно только через конкретные действия. Чтобы стать теоретически и практически конкретным, учащемуся нужно совершить двойной переход: от знака (информации) к мысли, а от мысли – к действию, поступку. Если информация усвоена формально, она как бы закрывает человеку возможность практического действия. Отсюда и возникает у обучающегося ощущение бессмысленности накопления информации впрок, самого учения.

Третий этап – этап контроля и коррекции усвоенного материала и оценки качества учебного занятия и используемых дидактических средств. Оценка деятельности получается как результат сопоставления хода  и итога этой деятельности с эталоном.

По результатам проверки фиксируется некоторый уровень планируемых результатов обучения и определяется, кто из учащихся достиг этого уровня, а кто – нет. Такой контроль необходим, во-первых, для принятия управленческих решений педагогов, например, для планирования последующей работы и учебного занятия, то есть для коррекции качества дидактических средств, а во – вторых, педагог должен выяснить, на каком уровне реально находится учащийся.

На этапе подведения итогов учебного занятия очень важным в программе модульного обучения является обратная связь.

Педагогу важно знать:

  • Насколько качественно разработаны материалы
  • Понятны ли вопросы и задания для учащихся
  • Что способствовало мотивации и эффективной деятельности учащихся
  • Какие причины затрудняли процесс образовательной деятельности обучающихся.

В итоге сопоставления общей схемы деятельности с образовательным процессом можно выделить шесть элементов, из которых складывается образовательная деятельность:

  • мотивация и организация деятельности;
  • контроль;
  • закрепление;
  • проверка степени усвоения изученного материала;
  • коррекция.

Модульное обучение на уроках иностранного языка позволяет построить урок по современной схеме: создание мотивации  → организация обучения   → организация рефлексии  →  контроль. Такое построение обучения позволяет сформировать у учащихся способность самостоятельно получать знания, потребность в самообразовании.

Вот пример использование модульного обучения на уроке английского языка на  I курс по теме  « Школьное образование в США», разработанного к учебнику « Английский язык» для Х класса А.П. Старкова, Б.С. Островского.

Название модулей:

УЭ -0 –  комплексная дидактическая цель;

УЭ-1 – работа с новой лексикой;

УЭ-2 – самостоятельная работа с текстом;

УЭ-3 – работа по тексту;

УЭ-4 – систематизация полученных знаний.

Комплексная дидактическая цель:

- изучая школьную систему образования США, учащиеся должны уметь дать  характеристику и сравнить с системой образования в России;

- выявить особенности системы школьного обучения в США;

- изучить новые слова, понятия и уметь применять их в речи;

- уметь высказывать свою точку зрения;

- уметь выделять в тексте важные аспекты;

-  устанавливать причинно – следственные связи, развивать навыки работы с учебной литературой.

В ходе работы на уроке каждый учащийся работает самостоятельно, но при этом получает консультацию преподавателя. Проводиться самоконтроль путем озвучивания ответов другими учащимися; используется помощь товарищей (парная работа, групповая работа). Учащийся более глубоко усваивает учебный материал. При этой степени обучения он имеет возможность в наибольшей степени самореализоваться, что повышает мотивации к обучению.

Данная методика гарантирует каждому обучающемуся освоение стандартов образования, продвижение на более высокий образовательный уровень.

Социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам выдвигает задачу развития духовной сферы учащийся, повышения гуманистического содержания обучения, более полную реализацию воспитательно-образовательно-развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого обучающегося.

В ходе обучения иностранному языку учащиеся овладевают как специальным, так и общеучебными  навыками и умениями, в которой складывается  определенный стиль учебной деятельности, помогающий им не только в освоении содержания обучения  иностранным языкам, освоение образования вообще, но и в продолжении образования в высших учебных заведениях и включение в производственную деятельность.

СХЕМА УРОКА ПО МОДУЛЬНОМУ

ОБУЧЕНИЮ

 

 

 

 

 

Литература.

  1. Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение – М., 2007

Амельченко А.Ф., Захарова С.А. Модульное обучение как здоровьесберегающая технология // Профессиональное образование, №7, 2005

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев