"Ценность образования ярче всего проявляется тогда, когда образованные высказываются о вещах, которые лежат вне области их образования."

Карл Краус

 
Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМБОУСОШ №7, Шахты
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 13.10.2011
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 17996
Рейтинг публикации
1 оценок
Другие публикации автора
классный час по нравственному воспитанию учащихся, касающихся взаимоотношений между молодыми людьми,...
В работе представлен опыт работы по формированию и совершенствованию развивающего пространства на ур...
Создание развивающего пространства на уроках математики, с использованием информационно-коммуникационных технологий.
 
 

Моя практика   показала, что цели учителя, какими бы педагогически и методически выверенными они ни были, остаются для учащихся внешними целями и  не вызывают желания узнать новое, а следовательно, не сформируют у учащихся ни новых потребностей, ни критического мышления. Чтобы у ученика появилось желание познавать математику,  для него сознательно и специально нужно формировать соответствующие потребности через мотивационные цели деятельности.

Традиционные методы обучения не позволяют этого добиться в полной мере, т.к. ученики получают знания непосредственно от учителя, при этом учащиеся часто допускают ошибки в практической деятельности, они не уверены в себе, в своих способностях. Все эти трудности вызывают, как правило, нежелание учиться, пассивность на уроках, безответственность и безнравственность поступков.

«КИМД (коллективно-индивидуальная мыследеятельность) - модель саморазвития человека» помогает организовать такую познавательную деятельность учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого учащегося. Помогает научить ребенка учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности, развивая желание узнавать новое, а затем применять на практике. Данная модель воплощается в режиме как индивидуальной, так и коллективной деятельности. Коллектив при этом становится одним из механизмов развития личности. Успех общего поиска определяется интеллектуальными, организаторскими, нравственными усилиями каждого и направлены на раскрепощение процесса обучения, позволяющего свободно  жить в постоянно меняющемся мире. При этом педагог организует такую развивающую среду, которая вызывает у них действовать по нормам общественных отношений:

  • Каждый имеет право высказывать свою точку зрения, отстоять ее убедительной аргументацией.
  • Каждый обязан выслушать другого, терпимо относиться к чужому мнению, извлекать из него рациональное.
  • Каждый несет личную ответственность за доверенную часть общего дела.

Свои уроки организую согласно тактам технологии КИМД по следующей схеме:

1-й  такт – исследование организуется развивающее пространство, переводящее внешние цели учащихся во внутренние. На этом этапе предлагаю учащимся решить  проблемную или  учебную задачу,  позволяющую выявить проблемы в познаниях, и  учителю совместно с учащимися устанавливить цели урока на познание и развитие.

2-й  такт – проектирование КИМД создание проекта решения проблемы:  учащиеся предлагают программу деятельности  на уроке, которую учитель записывает на доске. Создаются микрогруппы, выбираются средства и формы добывания достоверной информации.

Одним из способов добывания информации на уроке является интернет, который, как правило, выбирают если не все, то большинство учащихся класса.

3- й  такт – исполнение общее обсуждение разрешаемой проблемы, защита позиций, выработка алгоритма решения.

Изучив полученную информацию (теорию) учащиеся предлагают алгоритм решения задачи. Приводят примеры. Отрабатывают навыки решения подобных задач при решении заданий в группе и индивидуально.

В случае возникновения «Интеллектуального голода», приостановки процесса познания учитель выдает необходимую информацию.

4-й  такт –  рефлексия учебной деятельности, постановка новой проблемы после того как учитель оценил деятельность отдельных учащихся на уроке, предлагаю учащимся обратиться к совместной и индивидуальной деятельности – рассказать о неудачах и затруднениях, выявить причины своих ошибок по содержанию и по способу общения. Здесь идет ввод учащихся в новую проблему. Благодаря рефлексии учитель меняет обучение в зависимости от состояния учащихся.

Технология саморазвития человека позволила мне структурно организовать изучение предмета, установить межпредметную интеграцию посредством модульного обучения  и введения в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения. При этом компьютер выполняет следующие функции: 1) функции учителя - источник учебной информации; тренажер; 2) функции рабочего инструмента: средство подготовки текстов, выступлений.

Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Основная задача учителя состоит в том, чтобы правильно организовать работу учащихся.

Включение в ход урока информационно–компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Компьютер может и должен рассматриваться как могущественный рычаг умственного развития ребёнка. Решая, компьютерные тесты учащийся получает объективную оценку своих знаний и умений и рекомендации по ликвидации пробелов. Конфиденциальность полученных результатов благоприятно сказывается на психическом здоровье ребёнка.

Свои уроки я провожу в  виде:

  • лекций с использованием мультимедийного проектора  позволяющего    расширить возможности обычной лекции, демонстрировать учащимся красочные чертежи и проводить построения «в реальном времени», для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал. Часто использую презентации, созданные самостоятельно средствами Microsoft Power Point, учащимися  или   найденные в сети Интернет, но дополнительно переработанные  для конкретной аудитории;
  • использую компьютер в качестве тренажера для развития математических знаний ученика при выполнении  практических работ  в школе и дома. Помогают мне в этом электронное учебное издание «Математика 5-11», издательства «Дрофа» и фирмы «ДОС», которое включает в себя теоретические и исторические материалы, виртуальную лабораторию и упражнения для самостоятельной работы учащихся, электронный учебник-справочник «Алгебра», который служит ученику справочником, обучающим устройством и тренажером, комплекс « 1С: Репетитор. Математика»;
  • использую ресурсы Интернет  выполняющего функции учителя  как источника учебной информации, приводящего учащихся к   выработке алгоритма решения задачи, предлагаю учащимся, пользуясь ресурсами Интернет отобрать материал (в том числе к ЕГЭ), скомпоновать его определенным образом, выделить главное;
  • применение на уроке компьютерных тестов позволяет за короткое время получить объективную картину уровня усвоения учебного материала и вовремя ее скорректировать. Проверка заданий при компьютерном обучении идет автоматически, что экономит время урока;
  • при закреплении изучаемого материала использую компьютерные презентации творческого характера по данной теме, в том числе о жизни замечательных людей;
  • активно пользуюсь информацией из Интернета при подготовке КИМов,  тренировочных материалов (в том числе ЕГЭ), рефератов, уроков,  для проведения внеклассной работы;
  • использую видео уроки   других учителей, в том числе для подготовки к ЕГЭ.

Компьютерные технологии стали уже неотъемлемой частью жизни многих детей. Они зачастую воспринимают их с большим интересом, чем обычный учебник. Однако не надо забывать, что  именно учитель – основное действующее лицо на уроке. Поэтому компьютер и мультимедийные средства надо рассматривать как инструмент обучения. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель   составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.

Существует и ряд проблем, связанных с подготовкой и проведением уроков: сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий, не предусмотрено деление класса на группы при проведении занятия в компьютерном классе, в школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на уроках, не хватает (или вообще нет)   мультимедийных средств и программ. Поэтому считаю, что использование компьютерных технологий не означает выработку какого-то нового метода,  а является  сочетанием уже имеющихся в арсенале педагога технологий, методов и приемов, дающих возможность учащимся наиболее полно использовать все виды деятельности на уроках для познания новой информации.

Например, при изучении темы «Признаки делимости» предлагаю учащимся (по вариантам)  разыскать информацию  в интернете самостоятельно и представить проект всему классу. При изучении темы «Иррациональные уравнения», предлагаю (по  группам)  на выбор  поискать ответы   в  словаре, или в  справочнике,  или  в учебнике,  или  в Интернете (как правило - выбирают интернет).

Благодаря внедрению информационно-коммуникационных технологий, ребята стали лучше усваивать учебный материал, повысился интерес к предмету. За счет экономии времени, уменьшился объем домашнего задания. Все это способствовало повышению уровня математической подготовки учащихся.

Конспект урока алгебры 8 класса

Тема урока: Иррациональные уравнения

Тип урока: Интегрированный урок  (алгебра, геометрия, информатика) - изучения нового материала.

Цель урока: Развить  знания учащихся по теме: “ Уравнения” на примере решения иррациональных уравнений.

Задачи:

Обучающие: Дать определение и вывести алгоритм  решения простейших иррациональных уравнений.

Развивающие: Развитие операций мышления (обобщение, анализа, выделение существенного), внимания,  навыков сотрудничества.

Воспитательные: Воспитание сознательного отношения к изучению математики, стремления к саморазвитию.

Средства обучения: учебники, задачники, справочники, интернет.

Ожидаемые результаты: в ходе урока учащиеся должны сами отыскать алгоритм решения простейших иррациональных уравнений, и овладеть навыками решения.

Ход урока.

  1. 1. Исследование.

Учитель: предлагаю решить задачу по геометрии (работа в группах).

Найдите катеты прямоугольного треугольника, если известно, что один из катетов больше другого на 1 см, а гипотенуза равна 5 см.

Один из возможных вариантов решения (если такого нет, учитель показывает сам)

Пусть  (см) - один катет (а), тогда другой  -  (см). По теореме Пифагора  имеем , следовательно,                     ,   упростим выражение под корнем, получим                   . Но такое уравнение мы решать не умеем!

Учитель. А хотите научиться? Предлагаю новую тему «Иррациональные уравнения».

  1. Проектировочный такт.

Учитель: попробуем сформулировать цели урока, составить программу деятельности.

Цель: научиться решать иррациональные уравнения.

Программа деятельности:

- Выяснить, какие уравнения называются иррациональными;

- Выяснить алгоритм решения;

- Отработать навыки решения иррациональных уравнений.

Учитель. Где мы можем раздобыть эти знания?

Предполагаемые ответы: учебник, учитель, интернет и пр.

Учитель. Предлагаю  каждой  группе (на выбор) поискать ответы   в  словаре, или в  справочнике,  или  в учебнике,  или  в Интернете (как правило все выбирают интернет)

  1. Испольный такт. (Учащиеся приступают к поиску и выводам).

Учитель: напоминаю вам, чтобы добыть достоверную информацию необходимо: уметь выделять главное, критически относиться к полученной информации, но если вы уверены в её достоверности, -  уметь отстоять свою точку зрения, уважать себя, своих одноклассников и учителя внимательно выслушивать их, не перебивая и не навязывая свою точку зрения, если хочешь высказаться или ответить подними руку.

Учащиеся (отчет микрогрупп по результатам проделанной работы)

  • Если в уравнении переменная содержится под знаком квадратного корня, то уравнение называют иррациональным (сверить: слайд 1)
  • · Алгоритм (вывод учащиеся, слайд 2)
  1. 1. Возвести обе части в квадрат;
  2. 2. Решить, полученное уравнение






 

"Линейное» (повторить алгоритм)                             "Квадратное" (повторить алгоритм)

  1. 3. Анализ полученных корней (проверка или по смыслу)
  • · Отработка навыков решения по алгоритму (ученик у доски).

Например:

.

Учитель. Предлагаю в группах довести до конца решение геометрической задачи, предложенной в начале урока (сверить: слайд 3)

Ученики. После решения, делают вывод, что один из коней не подходит к условию задачи, т.к. является числом отрицательным.

  1. 4. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель: Выставляет оценки за индивидуальную работу. Оценку  деятельности  остальных учащихся предлагаю обсудить в группах.

Учитель. Смогли вы на сегодняшнем уроке чему- то научится?

Где могут пригодиться эти знания?

Насколько активны вы были на сегодняшнем уроке, как вашу деятельность оценила группа? Согласны вы с этой оценкой? Почему?

Домашнее задание. §30,примеры 1,2,3,    4*

Учитель. Какие из данных уравнений можно решить устно?

1)

2)

3)

4)

5)

6)

Это еще один метод решения иррациональных уравнений «Метод пристального взгляда» и как вы, наверное, догадываетесь, есть  и другие методы решения иррациональных уравнений, но с ними мы познакомимся в 11 классе.

  1. 5. Постановка новой проблемы: как вы считаете, достаточно хорошо мы научились решать простейшие иррациональные уравнения или стоит отработать навыки решения  на следующих уроках? (предполагаемый ответ - продолжить)

Учитель. На следующем уроке мы продолжим отработку навыков решения иррациональных уравнений. Это будет урок-практикум.

Спасибо всем за урок!

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев