Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМАОУ "СОШ № 101", Пермь
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 27.02.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 10699
Рейтинг публикации
3 оценок
Другие публикации автора
Из опыта работы. Как я работаю с классом: внеклассная работа, работа на уроке....
Создание благоприятных условий для поддержки индивидуальности и здоровья ребенка...
 
 

Создание благоприятных условий для поддержки индивидуальности и здоровья ребенка.

Сколько лет существует школа, столько лет идет ее модернизация, поиск самых эффективных подходов к совершенствованию содержания, форм, методов работы. Сегодня в большой степени востребованы личностно ориентированные технологии обучения.

Как развить яркую индивидуальность каждого ребенка, сохраняя и укрепляя при этом его психическое и физическое здоровье? Какие условия создать чтобы приобщить ученика к истокам народного творчества, воспитать любовь к родной земле, к месту, где родился и живешь?

Набирая первый класс, передо мной встала такая задача. Состав детей оказался разнородным и по физическому развитию и по …подготовке к школе. Большинство учащихся имеют учебную мотивацию, но стартовые возможности у детей оказались разными. Высветилась проблема – как сохраняя здоровье, индивидуальность, особенности детей, успешно обучать их. Я поставила перед собой задачи- развивать индивидуальные особенности детей с помощью приобщения их к русской народной культуре.

Конечно, для реализации поставленных задач , важное значение сыграла урочная деятельность выбранная мною технология Р. О. по системе Л. В. Занкова, направленная на развитие интеллекта, воли, чувств школьников и как надежная основа усвоения ими знаний, умений и навыков.

Именно здесь, на уроках, учу работать в группах, парах, учу умению организовывать свой труд. И это дает заметные результаты. Рома П. и Настя Т., не успешные в 1 классе, во 2 классе проявляют инициативу, самостоятельно могут организовать работу. Сменность составов пар и групп позволяют каждому проявить свои способности, попробовать себя в разных видах деятельности. Поэтому во 2 классе происходит перераспределение ролей: безынициативные в первом классе ребята становятся командирами.

Дети самоутверждаются, повышается их статус в глазах товарищей. А самые скромные имеют возможность проявить себя через сочинения-миниатюры, позволяющие не только выразить себя, приобрести положительные эмоции, столь важные для ученика, но и повысить грамотность. Это особенно актуально, т к в классе 18% детей с о. н. р. Выполняя рекомендации логопеда, корректируя умения учащихся, занимаясь с детьми индивидуально, замечаю, что Сережа К., Рома П., Андрей Д. стали писать более грамотно и связно.

2 класс. Ваня В. «Новый год».

Наступил Новый год. Мы с ребятами готовились к нему. Нам надо было украшать класс. Когда мы развесили гирлянды, стали наряжать елку. Новый год мы встретили весело.

2 класс. Аня К. «Рыбка».

Плавала красивая рыбка. Тут ей встретился рак и сказал:

- рыбка, какой у тебя вид!

- Какой?

- Красивый!

Любовь к сочинительству продолжается на уроках риторики, где можно заслушать каждого, потому что класс делится на подгруппы. Риторика снимает напряжение, делает речь раскованней, она психотерапевтична.

3 класс. Катя П. «Вредный совет».

Если очень спать охота,

То ложись, не раздеваясь.

Утром можешь спать подольше,

Ведь в одежде ты уже.

Реклама от Юли С. 3 класс.

Пуговицы трехдырочные – на две дырки можно пришить саму пуговицу, а на третью можете пришить себя!

Сочиняя миниатюры, тексты в разных риторических жанрах, разыгрывая речевые ситуации, ребята получают удовольствие, т к видят понимание среди одноклассников и признание своих успехов. Ведь только в совместной деятельности можно научить ребенка сопереживать, строить отношения сотрудничества, поддерживать и справедливо оценивать друг друга.

Системообразующей внеклассной работы я выбрала воспитание детей на основе русских народных традиций, изучение своего края, своей родословной. На основе этого материала я строю и свои уроки и внеклассные мероприятия.

Через изучение народных традиций, истории своего края, своей семьи, в человеке воспитываются уважение к Родине, родным, самому себе. В путешествиях по родному краю у детей возникает чувство гордости за малую родину, желание выразить это в слове, рисунке. Результатом этих путешествий явились очерки, стихотворения. Вот одно из них:

«Все это Пермская земля» Юля Ю. 3 класс.

Я расскажу вам свой секрет.

Когда мен было 8 лет,

Мы с классом на автобусе

Едем в музей Хохловский.

И на высоком на холме

Запомнилась церковь мне,

Красивый колокольный звон

Был слышен всем со всех сторон.

Поля зеленые кругом,

Холмы, луга, равнина.

И Кама плещется волной,

И там была рябина.

Как мне запомнилась она,

Красивая такая.

И просто взгляд не оторвать,

На красоту взирая.

Вот солеварня, есть амбар,

И мельница на горке.

Все это мой любимый край,

И пенье птиц на зорьке.

Все это Пермская земля.

Родились папа, мама, я

И даже бабушка моя.

Такое многообразие жанров, неповторимость каждой ситуации составляет трудность для ребенка, но и является предпосылкой увлекательности и новизны, что также способствует развитию и сохранению психического здоровья учеников.

Все знают, как сложен процесс развития ребенка, т е физическое и психическое созревание, как велика в нем роль родителей.

В течение нескольких лет я практикую совместное с родителями проведение трудовых и творческих дел.

Поэтому в корректировке личностных взаимоотношений мне помогают родители. Если в 1 классе некоторые ребята стеснялись, боялись вступать в игры, хороводы на праздниках (Лера К., Настя Т.), то с мамой оказалось войти в игру, в пляску намного легче. Сейчас такие дети активные участники всех игр.

На народных праздниках – простор для детской фантазии и развития творческих способностей. Мы часто разыгрываем спектакли, не только на уроках, чему способствует программа литературного чтения по системе развивающего обучения, но и на праздниках. Прием театрализации раскрепощает личность ребенка, дает ему возможность раскрыться, т к в такой ситуации ученик выступает не от себя, а от лица героев, ошибается не он, а «маска» , а победу каждый присуждает себе.

Наблюдая за детьми, я заметила, что застенчивый Рома П. прекрасно сыграл роль «ежа» в сказке «Теремок». Отличная Снегурочка вышла из скромной Ани К., зато всегда активный Саша Л. плохо справился с ролью «петуха» из той же сказки «Теремок». Значит есть над чем работать в будущем.

На наших праздниках ребята имеют возможность поучаствовать в песенном хороводе, т е ощутить себя комфортно среди друзей и родителей. Раньше Сережу К. ребята не хотели брать ни в игры на празднике, ни стоять рядом с ним в хороводе, т к этот мальчик очень агрессивный. Но присутствие мамы, ее доброжелательное отношение к людям делает мальчика более терпимым, выдержанным. Я со своей стороны, беседую с ребятами, с самим Сережей, даю ему различные роли: то исполнить потешку, то организовать игру, приучаю мальчика к спокойному общению в коллективе. Теперь ребята стали с Сережей общаться с удовольствием.

За счет использования технологии развивающего обучения, оказания помощи специалистов, родителей, в классе создался хороший микроклимат. Дети стремятся в школу. Пропуск по болезни для них трагедия.

Еще древние греки считали, что «в человеке должно быть все гармонично и душа и тело», поэтому я придаю большое значение физическому воспитанию и укреплению здоровья детей.

Регулярные занятия физической культурой, смена деятельности, игровые моменты – все это снимает напряжение на уроке. Этому способствуют и физкульминутки и игры на народных праздниках. У многих детей в этом возрасте идет нарушение общей моторики. В результате простейших упражнений, ритмических движений в народных танцах, играх у детей появляется более точная координация.

Уже стало традицией в нашем классе посещать бассейн , и исправление осанки стало не скучным упражнением, а веселым и любимым занятием. Дети постепенно учатся держаться, у многих детей(Вюсала Н, Алины А., Насти Д. и др.) осанка улучшилась.

Учебная работа предполагает большую нагрузку на органы зрения. В моем классе есть группа детей(13%) с таким нарушением. Я поставила перед собой задачу не допустить снижения зрения у этих и у здоровых детей. Поэтому на уроках обязательным является гимнастика для глаз и физкультминутки для снятия утомления органов зрения. После медосмотра во 2 классе увеличения количества детей со снижением зрения не наблюдалось.

Многие фольклорные праздники я провожу на улице, такие как «Масленица», «Святки» и др., которые способствуют физическому и духовному развитию моих учеников.

Во время праздников ребенок имеет возможность поучаствовать в разных соревнованиях: например, «Взятие крепости», «перетягивание каната», «перепрыгивание через ров» и т д. а это развивает и ловкость, и силу, и выносливость, и здоровый аппетит. В результате дети меньше болеют простудными заболеваниями, лучше закалены и хорошо учатся. За прошлый год, где проходил адаптационный период, только 18% детей заболели ОРВИ, остальные ни разу за год не пропустили занятий. Поэтому качество обучения составило за прошлый год 75 %. Дети успешно справляются с проверочными работами.

Выпускники начальной школы, которые учились у меня в классе, хорошо умеют ориентироваться в жизни, не теряют желание и умение учиться, готовы к самообразованию, самоопределению в жизни, самореализации.

Лялина Н. В.

Учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 101», г. Пермь.

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев