Цитировать13.12.2012 14:23Рейтинг: 2Отлично
 

Требования к современному уроку

Автор: .Ю. Ривкин, канд. пед. наук, доц. Московского института открытого образования, рук. предметно-методического структурного подразделения ГБОУ Методический Центр Северного окружного управления образования г. Москвы

Самой распространенной причиной низкого качества знаний обучающихся, по мнению учителей, является недостаток времени на уроке на изучение содержания образовательной программы. Так ли это в действительности? 

Рассмотрим основные причины потери времени и выявим общие условия его экономии, исходя из определения урока как регламентированного (в первую очередь - временными рамками), ресурсообеспеченного, управляемого, системного процесса совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного, диагностируемого образовательного результата. 

Самое общее условие экономии времени вытекает из определения урока как управляемого процесса. Управление в данном случае - организация взаимодействия учителя и обучающихся по достижению целей урока. Следовательно, на уроке не должно быть места тому, что не "работает" на достижение цели. 

Обозначим типичные действия учителей, приводящие к потере времени. 
  1. Дети входят в кабинет по звонку. Учителя объясняют данную ситуацию необходимостью проветрить кабинет, обеспечить безопасность школьников, подготовить кабинет к уроку. Однако достаточно впустить детей за 3 минуты до звонка (чтобы они успели сесть за парты, достать учебные принадлежности и т. д.), и время будет сэкономлено.
  2. Проверка отсутствующих. Данное действие педагоги мотивируют необходимостью отметить отсутствующих для порядка или с целью организации им помощи по усвоению пропущенного материала. Но время при этом тратится напрасно. Практика доказала эффективность "рапортичек" - списка отсутствующих, который ведет староста класса. Перенести из него информацию можно во время учебной деятельности обучающихся. О порядке отработки пропущенного материала учитель может договориться с классом один раз в начале года (система консультаций и консультантов, электронный дневник, информационно-коммуникационное пространство учителя и т. п.). Выяснять причины отсутствия обучающихся - забота классного руководителя.
  3. Поиск дежурных и приведение кабинета в порядок. Данные действия должны осуществляться на перемене, и этот пункт необходимо включить в общешкольные требования к дежурству.
  4. Выяснение причин опозданий обучающихся никакой практической пользы для достижения целей урока не имеет. Кроме того, оправдываться - достаточно унизительно. Опоздавшим можно предложить внеочередную проверку знаний, индивидуальное учебное задание и т. п. Воспитательные беседы проводятся на классных часах и переменах.
  5. Выяснение причин неготовности обучающихся к уроку (как материально - отсутствие учебника, пособия, тетради, линейки и др., так и по содержанию) не помогает им обрести необходимые знания. Материальные потребности может оперативно удовлетворить учитель без отрыва от основной образовательной деятельности, а пробелы в содержании ликвидируются средствами, указанными в п. 2.
  6. Гадание над журналом: "Кто пойдет к доске?" Это откровенное издевательство над детьми и временем; показатель того, что учитель недостаточно качественно спланировал урок.
  7. Вызывание для ответа детей, не подготовленных к уроку; не умеющих хорошо говорить. Призывать к выступлению такого школьника - неэффективно. Ребенок выставляется перед классом не с лучшей стороны, что влияет как на его самооценку, оценку его одноклассниками, так и на его отношение к учителю и к предмету. Таким детям необходимо предоставить возможность ответить во внеурочное время или на уроке один на один с учителем (например, в период групповой работы класса) либо предупредив лично заранее о содержании выступления перед классом по конкретному вопросу. Говорить (произносить монолог) должны те, кого слушают. Только в таком случае содержание выступления будет работать на достижение целей урока.
  8. Требования вставать для произнесения реплики в процессе беседы; отвечать стоя на вопросы, предполагающие односложный ответ; выходить к доске, чтобы показать на карте, схеме, картинке один объект. Встать, сказать слово (предложение) и сесть - весьма расточительно по времени. Стоя произносятся небольшие монологи; выход к доске для показа объекта должен сопровождаться комментариями обучающегося.
  9. Опрос по вопросам (или повторение вопросов) содержания, которое не будет использоваться на текущем уроке, не работает на достижение целей данного урока. В то же время сопутствующее повторение давно изученного материала повышает эффективность урока.
  10. Любая деятельность учителя или обучающихся, которая не предваряется вопросом (заданием) и результат которой не проверяется. В данном случае нарушается элементарное требование дидактики к реализации приемов образовательной деятельности: вопрос (задание) - деятельность обучающихся - проверка результата выполнения.
  11. Включение в содержание урока дополнительной информации, материалов, отсутствующих в образовательной программе, свидетельствует о том, что учителем не осуществлен отбор учебного материала. Второстепенный материал поглощает время, необходимое для отработки знаний и способов деятельности, указанных в образовательной программе. Весь интересный дополнительный материал может быть использован в системе внеурочной деятельности.
  12. Экономия времени на качественную отработку обязательного содержания программы (т. е. целевых установок урока) якобы в целях выполнения плана урока на 100% приводит к последующим пробелам в знаниях обучающихся, что потребует дополнительного времени на ликвидацию этих пробелов. Рациональный выход - качественно отработать меньший по сравнению с запланированным объем программных знаний и способов деятельности. Задачи, которые не удалось решить на данном уроке, должны быть решены на следующем. Не следует задавать их в качестве домашнего задания для самостоятельной проработки.
  13. Отсутствие четких, конкретных инструкций при организации деятельности обучающихся, которая не требует самостоятельного составления ее алгоритма. Чем четче сформулировано задание, тем меньше времени требуется на его выполнение и тем качественнее результат.
  14. Запись в тетради информации, которая есть в учебнике. Если и записывать - то своими словами (так, как понял), с последующей проверкой и коррекцией. Однако более эффективны схемы, которые можно использовать в качестве зрительных опор при устных объяснениях обучающихся. Данный прием весьма результативен, поскольку приращение сознания осуществляется только в процессе внешней речи. Иными словами, человек понимает то, что он произнес вслух (в т. ч. с использованием зрительной опоры).
  15. Вычерчивание сложных таблиц, схем отнимает время, предназначенное для достижения целей урока. Технологические карты уроков, содержащие графические заготовки; задания с продуманными формулировками; четкие и конкретные инструкции по их выполнению позволяют значительно экономить время. Объединение технологических карт уроков в одну подшивку формирует рабочую тетрадь обучающегося, которую он может использовать при подготовке к любой форме контроля.

Таким образом, нацеленность совместной деятельности учителя и обучающихся на достижение целевых установок урока обеспечивает резерв времени, необходимый для их реализации. 

Временная ресурсообеспеченность создает предпосылки для реализации требований к подготовке и проведению урока, достижения его целевых установок, повышения эффективности образовательного процесса. 

Система требований к современному уроку определяется:


  • концепцией федеральных государственных образовательных стандартов, принципами современной дидактики, позицией системно-деятельностного подхода (тезис о том, что развитие личности обучающегося обеспечивается, прежде всего, формированием в процессе активной образовательной деятельности универсальных учебных действий - личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных - как основы образовательного процесса);
  • направленностью образовательной деятельности на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектированием и конструированием социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активной учебно-познавательной деятельностью обучающихся;
  • построением образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся) и компетентностного подхода (тезис о достиженииобучающимися способности эффективно использовать знания и умения в практической деятельности).

Компоненты учебного задания:

  • характеристика задания (планируемый результат выполнения);
  • мотивационная часть;
  • содержание: условия, вопрос;
  • инструкция по выполнению;
  • время выполнения;
  • образец или описание ответа;
  • критерии оценки;
  • методический комментарий

Система требований к уроку включает:

1. Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. По возможности целеполагание осуществляется совместно с обучающимися, исходя из сформулированной (желательно обучающимися) проблемы. Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке, они должны знать и план (способы) достижения поставленных задач. 
2. Мотивация. Учитель должен сформировать интерес (как самый действенный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективными мотивами являются также решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания. 
3. Практическая значимость знаний и способов деятельности. Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности. 
4. Отбор содержания. На уроке должны быть качественно отработаны знания, которые обеспечивают достижение результатов урока, определенных программой. Вся остальная информация может носить вспомогательный характер и не должна создавать перегрузок. Результат урока является объектом контроля, что требует обеспечения систематической диагностики всех (личностных, метапредметных, предметных) планируемых результатов как целевых установок урока. Следует помнить, что максимально эффективно усваивается информация, которая: 
  • находится в зоне актуальности (т. е. согласуется с текущими, осознаваемыми потребностями и интересами человека);
  • подается в контексте происходящего в окружающем ребенка мире, сочетается с текущей ситуацией, с известной информацией;
  • затрагивает чувства конкретного человека (что требует формирования личностного отношения к информации);
  • активно проводится через разные каналы восприятия (что определяет необходимость использования комплекса разнообразных приемов организации образовательной деятельности обучающихся);
  • является базовой для принятия решения (т. е. требует разработки заданий по практическому использованию информации);
  • транслируется другому человеку в процессе вербального общения.
5. Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности. 
6. Построение каждого этапа урока по схеме: постановка учебного задания - деятельность обучающихся по его выполнению - подведение итога деятельности - контроль процесса и степени выполнения - рефлексия. 
7. Использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя - посредством учебных заданий создать условия, инициирующие деятельность обучающихся. 
8. Подведение обучающимися итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока. Это значит, что выполнение каждого учебного задания должно быть 
подвергнуто контролю учителя с целью обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого обучающегося (а не только образовательного 
результата). 
9. Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися в процессе учебно-познавательной деятельности с различными источниками информации, среди которых ведущее место принадлежит ресурсам сети Интернет. 
10. Организация парной или групповой работы, позволяющей каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе. Учителю следует помнить, что присвоение знаний (переход их в сознание) осуществляется только при условии наличия внешней речи. Обеспечить внешнюю речь каждого обучающегося позволяет парная работа по обсуждению ключевых вопросов содержания урока (в т. ч. с использованием зрительных опор). 
11. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности. 
12. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности. 
13. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации. 
14. Минимализация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно охватывать только содержание знаний и способов деятельности, определенных образовательной программой; содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и предпочтений обучающихся. 
15. Организация психологического комфорта и условий здоровьесбере-жения на уроке. 
Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся - как активных субъектов деятельности, что становится решающей предпосылкой для реализации целевых установок современной системы образования.
Материал взят с сайта "Менеджер образования"
Цитировать18.06.2014 18:28Рейтинг: 0Отлично
 

Как научиться ставить образовательные цели?

Тема сложная, требующая основательной  работы над собой. И, пожалуй, нет ничего лучше летнего отпуска для того, чтобы поработать основательно над собой.

Не отдыхом единым… Я в этом убедился по статистике Дидактора, когда вдруг в последние дни появились читатели… из Бразилии. Видимо, среди наших футбольных болельщиков есть и учителя. И это приятно.

На мой взгляд, хаос в образовании, прежде всего, мешает учителю заниматься своей деятельностью ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО.

В современной школе учитель живёт по ситуации. Живёт сегодняшним днём.

В таких условиях целеполагание становится ненужным. Мы привыкаем к этому. Мы готовы быть хорошими исполнителями, забывая о творческом начале педагогической профессии.

Согласитесь, так жить и работать неинтересно.

Ставя перед собой образовательные цели, учитель больше получает удовольствие от своего труда. Понимает, что не напрасны его переживания и недосыпания.

Но целеполаганию необходимо учиться. Предлагаю посвятить этому летнее время.

Что можно почитать?

1. Сергеев И. С.. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. — СПб.: Питер. — 316 е.: ил. — (Серия «Учебное пособие»)., 2004. Эта работа имеется в свободном доступе в интернете. Книга не перегружена наукоподобными терминами, легко воспринимается. Читайте главу ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ УРОКА.

2. Левитас Г.Г. Образовательная технология и целеполагание//Завуч. 2003. . № 1. Статья известного методиста не прошла без внимания специалистов. Является одной из наиболее цитируемых.

3. Коган А.Ф. Диагностика целеполагания в педагогике: общие требования к построению компьютерных тестов целеполагания//Практическая психология и социальная работа. Киев, 2000. №2.Читайте электронную версию.  Аркадий Федорович – известный математик, педагог, психолог, научный корреспондент Института психологии им. Г.С.Костюка АПН Украины, в настоящее время проживает в Израиле.

4. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.,2003. Книга изобилует практическими примерами постановки учебных целей и задач.

5. Д Толлингерова, Д. Голоушова. Г. Канторкова. Психология проектирования развития детей.- Москва – Прага, 1994. Уникальная книга, развивающая идеи таксономии Б. Блума. Брошюру двадцатилетней давности найти нелегко. Вот один из пространных комментариев к ней.

6. Атанов Г.А. Возрождение дидактики – залог развития высшей школы. Донецк, 2003. Читайте pdf-версию.

7. Манукян С. Актуальные проблемы современной педагогики. В книге автора много места уделено воспитательным целям. Читайтеэлектронную версию.

8. Скороходова Л.Ю. Психология ведения урока. СПб, 2002. Электронной версии пока не обнаружил.

9. Гузеев В.В.  Целеполагание и планирование результатов в обучении. Отношусь ко всем публикациям Вячеслава Валерьяновича с огромным уважением.

10. Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока. Волгоград, 2009. Я очень ценю тот отрывок жизни и работы, когда работал над этой книгой. Видимо, труд был не напрасным. Книга оказалась востребованной.

И статьи Дидактора:

1. С какой целью ученик идёт на урок?

2. Когда начинается забота об ученике?

3. С какой целью я иду на урок?

4. Воспитательные цели урока: как их добиваться?

5. Скрытые и явные цели обучения в практике учителя

6. Обучающие и воспитательные цели через учебные и воспитательные задачи урока

7. Мотивация деятельности учителя и ученика

8. Четыре условия достижения результата в обучении

9. Постановка учебных целей и задач на уроке

В течение лета в Дидакторе будут периодически публиковаться новые рекомендации, что прочитать о целеполагании. Надеюсь получить отзывы о ваших впечатлениях. Какой из рекомендованных материалов оказался для вас наиболее полезным?

 

Материал взят с сайта "Дидактор"

1-2 из 2
First page
Previous page
1
Next page
Last page