Рекомендации по разработке учебных программ.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Рабочие учебные программы составляются на основе примерных программ рассматриваются методическим объединением утверждаются методическим советом школы.
Рабочие программы основываются на требованиях Государственного образовательного стандарта по предмету. В отличие от примерной программы они основываются на образовательной программе школы, учитывая основные направления развития, описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся конкретного учебного учреждения и класса.
В соответствии с современными требованиями к планированию образовательного процесса в рабочей учебной программе по предмету должны быть отражены и конкретизированы ключевые компетенции, которые могут быть сформированы на данной учебной дисциплине, то есть описан их компонентный состав с учетом специфики предмета.
Кроме того, в рабочей программе по предмету при наличии итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ), следует отвести время на подготовку к данной форме аттестации при изучении дидактических единиц, входящих в состав ЕГЭ.
Рабочая программа учебной дисциплины является единой для всех форм обучения: обычной, домашней, индивидуальной и экстерната.
Рабочая программа должна содержать: титульный лист; пояснительную записку, описание реализации Государственного образовательного стандарта на протяжении всего обучения, описание формирования ключевых компетентностей, тематический план по классам с учетом необходимости подготовки к ЕГЭ; содержание учебной дисциплины (возможно по дидактическим единицам или по классам); требования к подготовке учащихся (возможно по дидактическим единицам или в целом по окончании учебного года), перечень и содержание примерных работ для промежуточной и итоговой аттестации (контрольных, зачетных и экзаменационных работ); описание организации самостоятельной работы учащихся по предмету; примерная тематика исследовательских работ с их кратким описанием по предмету; учебно-методическое обеспечение (список рекомендуемой и использованной литературы, необходимое оборудование).
2. ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Учитель может на свое усмотрение раскрывать содержание тех основных разделов и тем, которые обозначены в стандарте в качестве дидактических единиц, опираясь на научные школы и учебные пособия, которые он считает целесообразными. Исходя из своих соображений (логика науки, межпредметные связи, необходимость более быстрой подготовки студентов к практике и др.), он может устанавливать последовательность изучения учебного материала, распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их значимости, разрабатывать перечень лабораторных работ и практических занятий, выбирать темы для самостоятельного изучения школьниками, конкретизировать требования к знаниям и умениям учащихся, включать материал национально-регионального, школьного компонента в объеме выделенных на данную дисциплину учебных часов, выбирать исходя из стоящих перед учебной дисциплиной задач, технологии, формы и методы обучения и контроля знаний и умений.
3. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Титульный лист должен содержать: наименование образовательного учреждения; наименование учебной дисциплины; год разработки (см. прил. 1) .
2. Пояснительная записка. Одной из наиболее важных частей программы является пояснительная записка, к составлению которой не следует относиться формально, небрежно, поскольку именно она характеризует осознанность составителем сущности учебной дисциплины и ее места и особенности обучения учащихся.
В пояснительной записке к программе должны быть отражены следующие моменты:
1) Специфика дисциплины и актуальность ее изучения в современной системе общего образования.
2) Цель и задачи данной учебной дисциплины в области формирования системы знаний, практических умений, обеспечения общего уровня образованности, развития и воспитания учащихся. Задачи раскрываются в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
3) Новизна данной учебной программы, ее отличие от примерной или ранее действовавшей (если новизна или отличие могут быть обозначены).
4) Место предмета в системе общего образования и условия его освоения.
5) Межпредметные связи: на какие учебные дисциплины опирается данная дисциплина и для каких дисциплин является базой; если эти связи сильны, то целесообразно отметить, как они могут быть реализованы; связь с последующей профильной подготовкой учащихся.
6) Принципы отбора и формирования содержания курса: принципы преемственности, последовательности, интегративности, системности, дифферинцированности, фундаментальности, доступности, связи с практикой принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения, принцип гуманизации, принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления школьника.
7) Особенности организации учебного процесса по предмету в условиях образовательного учреждения (в том числе и используемые подходы, основываясь на образовательной программе школы с ссылкой на соответствующее приложение), при разных формах обучения (обычная, индивидуальная, домашняя, экстернат); предпочтительные формы организации учебного процесса (лекции, уроки, семинары, практические занятия, лабораторные работы, межпредметные практические занятия и др.) и их сочетания; особенности методики обучения предмету, предпочтительные формы контроля знаний, умений (текущего и итогового) (см. прил. 2)
8) Общее описание реализации Государственного образовательного стандарта (формирование необходимых понятий и умений) на протяжении всего обучения с ссылкой на соответствующее приложение, см. прил. 3.
9) Общее описание реализации Национально-регионального компонента с ссылкой на соответствующее приложение, см. прил. 4.
10) Описание формирования ключевых компетентностей с ссылкой на соответствующее приложение, см. прил. 5.
11) Перечень нормативных документов, лежащих в основе программы.
В пояснительной записке могут быть даны пояснения к каждому из разделов программы и краткие методические указания по изложению теоретического материала, выполнению лабораторных работ и практических занятий, а также пояснения, обусловленные требованиями реализации национально-регионального компонента, специфики образовательного учреждения. Пояснительная записка должна быть лаконичной: на каждый из поставленных вопросов следует дать краткий и простой ответ в соответствии с представлениями составителей программы.
3. Тематический план по дисциплине. В тематическом плане должна быть раскрыта последовательность изучения разделов и тем программы, распределены учебные часы по разделам и темам дисциплины из расчета трудоемкости предмета и количества учебных недель. Образовательное учреждение имеет право включать дополнительные темы по сравнению с примерными программами учебных дисциплин. Перечень лабораторных работ и практических занятий, а также количество часов могут отличаться от рекомендованных примерной программой, но при этом должны формировать уровень подготовки, определенный Государственными требованиями, а также дополнительными требованиями, установленными самим образовательным учреждением. При разработке тематического плана необходимо обратить внимание на выделение времени для подготовки к ЕГЭ, особенно в выпускных классах.
Фактически разработка тематического плана – это разработка структуры учебной дисциплины, внутреннее упорядочение и установление согласованности учебных тем. Главными системообразующими факторами при определении структуры учебной дисциплины выступают объект изучения и его отношение к профессиональной деятельности специалиста. Если учебная дисциплина является научной основой для формирования профессиональной деятельности, ее структура должна быть обусловлена логикой науки. Если учебная дисциплина представляет собой применение науки в практической деятельности, в основу ее структуры может быть положена либо логика науки, либо логика (последовательность) практической профессиональной деятельности. Если учебная дисциплина характеризует сущность профессиональной деятельности, в ее структуре должна быть отражены последовательность (основные этапы) этой деятельности. Если целью учебной дисциплины является изучение каких-либо объектов, в основу ее структуры закладывается классификация объектов, наиболее удобная для будущего пользования.
Разумно применить такую последовательность структурирования учебной дисциплины:
• выделение наиболее крупных структурных элементов – разделов с учетом назначения (ведущей функции) дисциплины;
• выделение основных тем учебной дисциплины по каждому разделу с учетом целей изучения дисциплины (требований к знаниям и умениям, которыми должны овладеть студенты после изучения дисциплины);
• выявление внутрипредметных связей и выделение недостающих тем дисциплины;
• определение последовательности расположения тем на основе внутрипредметных связей.
Основная часть учебной программы – Содержание учебного предмета – строится по разделам и темам в соответствии с примерным тематическим планом. При ее разработке следует опираться на Государственный образовательный стандарт и примерную программу по предмету, все учебные элементы (дидактические единицы) должны быть отражены и конкретизированы в содержании учебного материала.
Раздел Содержание учебной дисциплины рекомендуется начинать с введения и изучения техники безопасности, в котором охарактеризовать дисциплину, показать ее место и роль в системе подготовки, а также обозначить правила техники безопасности на уроке.
По каждой учебной теме (разделу) приводятся:
• номер и наименование темы (раздела);
• содержание учебного материала (дидактические единицы);
• обобщенные требования к знаниям и умениям учащихся;
• перечень самостоятельных и контрольных работ с описанием формы организации и описанием примерного содержания (с ссылкой на приложение).
При разработке этого раздела необходимо руководствоваться следующим:
• номера разделов и тем, их наименование должны соответствовать тематическому плану;
• требования к знаниям и умениям по темам должны соответствовать основным требованиям к знаниям и умениям, которыми должны овладеть учащиеся после изучения темы и предмета целиком, указанных в пояснительной записке программы;
• в тексте должны использоваться только понятия и термины, относящиеся к конкретной области науки. Обозначения, единицы измерения и т.п. должны отвечать требованиям государственных стандартов; иностранные слова (фамилии, названия, различные термины) должны приводиться в русской транскрипции.
4. Организация самостоятельной работы по предмету. При планировании самостоятельной работы учащегося указываются виды внеклассной работы. В тексте рабочей программы могут быть отмечены звездочкой дидактические единицы для самостоятельного изучения учащимся. Учащемуся могут быть рекомендованы такие виды заданий, как решение упражнений и задач, анализ проблемных практических ситуаций, подготовка к деловым играм и участие в них, работа на тренажерах, подготовка рефератов, докладов, постановка экспериментов, исследовательская учебная работа и др.
5. Учебно-методическое обеспечение. В разделе Учебно-методическое обеспечение предлагаются основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень рекомендуемых средств обучения.
6. Сведения об авторе программы. Пишется в произвольной форме с указанием Ф.И.О, место работы, стаж, квалификационная категория, т.е. все что учитель считает нужным указать о себе.