"Ценность образования ярче всего проявляется тогда, когда образованные высказываются о вещах, которые лежат вне области их образования."

Карл Краус

 
Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 станицы Октябрьской Крыловского района Краснодарского края, Краснодарский край Крыловский район станица Крыловская
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 18.09.2013
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 17664
Рейтинг публикации
1 оценок
Другие публикации автора
Урок разработан в игровой форме, может использоваться в качестве открытого урока. Основной целью явл...
Урок по УМК О.С. Габриеляна предназначен для обобщения и закрепления полученных знаний по теме "Угле...
Урок по химии в 9 классе по теме :"Обобщение и систематизация знаний по теме "Металлы и их соединения".
 
 

Урок по химии

в 9 классе по теме:

«Обобщение и систематизация знаний по теме:

«Металлы и их соединения».

Цели урока: 1. В игровой форме обобщить полученные знания о металлах, их соединениях, физических и химических свойствах, способах получения.________________________________________________

2. Закрепить умения и навыки в составлении уравнений реакций, отражающих химические свойства металлов; в решении экспериментальных и расчетных задач различного типа._________

3. Привить интерес к химии и снять стрессовые состояния при словах «зачет по теме»._____________________________________

Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.__________

Методы: урок-игра с решением экспериментальных и расчетных задач._____

Оборудование: флажки, карточки с условием расчетной и экспериментальной задач, «Черный ящик» с предметом из алюминия, три мини лаборатории, три кассеты с пронумерованными склянками, в которых следующие вещества: гидроксид натрия, хлорид алюминия, хлорид бария.____________________________________

Ход урока.

Методич. приемы.

I. Организационный момент.

Взаимное приветствие друг друга, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку.

II. Вступительное слово учителя.

1. Сообщение темы и цели урока, что это не просто урок, а урок-игра, в которой будут соревноваться три команды.

2. Деление класса на три команды.

3. Сообщение условий игры: команды будут соревноваться в 4 турах, право ответа есть у той команды, которая первой поднимет флажок, выкрики будут наказываться штрафными баллами.

III. Игра «Брейн-ринг»

Мы живем в 21 веке и сейчас огромное значение имеют деньги. Сегодня мы тоже будем играть на деньги, но непростые, а химические – химы. Это конвертируемая валюта и в конце урока вы сможете обменять заработанные деньги на оценки.

Итак, 1 тур «Вопрос – ответ».

За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 хим.

1. Какой металл считается самым древним в использовании человеком? (медь).

2. Как называются металлы 1 группы главной подгруппы? (щелочные).

3. Какой металл самый легкий? (литий).

4. Как называется сплав меди с оловом? (бронза).

5. Перечислите физические свойства, общие для всех металлов. (электро-, теплопроводность, металлический блеск, пластичность).

6. Как называется процесс восстановления металлов из их руды с помощью угля, угарного газа, водорода при нагревании? (пирометаллургия).

7. Назовите металлы, которые относятся к благородным металлам. (серебро, золото, платина).

8. Как называется разрушение металлов под воздействием внешней окружающей среды? (коррозия).

9. Рубины, сапфиры, корунд, глинозем – с химической точки зрения что это? (оксид алюминия).

10. Какой металл способен намагничиваться и размагничиваться? (железо).

11. При грунтовке потолков и стен используют раствор медного купороса. Можно ли его готовить и хранить в железных ведрах? (нет, т.к. железо более активный металл, чем медь и будет вытеснять её из раствора медного купороса).

12. Как получить гашеную известь из известняка? (известняк термически обработать, а затем добавить воды).

13. Как называется минерал, содержащий смешанный оксид железа II и III валентного. (магнетит или магнитный железняк).

14. Назовите процесс восстановления металлов из их растворов или расплавов под действием электрического тока. (электролиз).

15. Какой металл входит в состав белка гемоглобина, участвующего в переносе кислорода в организме человека? (железо).

2 тур. Решить цепочку превращений. Максимально команда может заработать 5 химов (за каждое уравнение по 1 химу).

СuCuOCuCl2Cu(OH)2CuO Cu

Для 1 и5 указать переход электронов, окислителя, восстановителя

Для 2 и 3– записать полное и сокращенное иное уравнение.

3 тур. Конкурс капитанов. (3 хима).

Команды выбирают капитанов, которые на доске на время и правильность решают задачу:

Какая масса алюминия потребуется для получения железа из 16,84 кг руды, содержащей 95% оксида железа(III)?

Решение: m (Fe2O3) = 16,84*0,95 = 16 кг

16 кг х кг

Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe

1 к/моль 2к/моль

160 кг - 2*27=54кг х = 16*54 / 160 = 5,4 кг.

Ответ: 5,4 кг.

Пока капитаны решают задачу на доске, у каждой команды есть возможность заработать дополнительные химы в свою копилку.

«Черный ящик»: в этом ящике находится предмет, выполненный из металла, который вам необходимо угадать. Первую подсказку я зачитываю бесплатно, если ни одна команда не отгадывает сразу этот металл, то последующие подсказки вы покупаете на заработанные уже деньги-химы, при чем право отгадать по подсказке будет у той команды, которая больше за нее заплатит. За правильно отгаданный металл команда получит 5 химов.

Подсказки: 1. Этот металл называют металлом ХХ века, хотя он известен еще с античных времен.

2. Еще недавно считалось, что этот достаточно активный металл не встречается в природе в свободном виде, как, например, золото, серебро или медь. Однако в 1978 г в породах Сибирской платформы был обнаружен этот металл в самородном виде.

3. Существует легенда о том, что некий мастер, имя которого история не сохранила, принес римскому императору Тиберию (14-27 гг. н.э.) чашу из этого металла, напоминающего серебро, но более легкого. Подарок стоил жизни изобретателю: Тиберий приказал казнить его, а мастерскую уничтожить, поскольку боялся, что новый металл может обесценить серебро императорской сокровищницы.

3. Менделеев называл этот металл - металлом квасцов или глинием.

4. На всемирной выставке в Париже на этот металл смотрели как на драгоценность, в то время килограмм этого металла стоил 1200 долларов, дороже золота.

Проверка решений задачи на доске капитанов.

И наконец, 4 тур. «Вперед за экспериментом».

Распознать предложенные вещества: гидроксид натрия, хлорид алюминия, хлорид бария. На время и правильность. На доске представители команд записывают соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. (в склянке №1 – хлорид бария, в склянке №2 – гидроксид натрия, в склянке №3 – хлорид алюминия).

IV. Подведение итогов: подсчет химов и выставление оценок.

V. Домашнее задание:

Повторить §§ 4-14 к контрольной работе.

Стр. №5, стр.

2 мин.

1-2 мин.

30 мин.

Устно с места команды отвечают на вопросы

По 1 человеку с каждой команды по очереди записать 1 уравнение.

Капитаны решают задачу на доске.

Команды угадывают металл по подсказкам.

Команды выполняют опыты по распознава-

нию в-в.

3 мин.

1 мин.

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Кабанова Н.Н. написал(а) 2851 дней назад (нейтрально) 
     
    0

    Здорово! Понравилось, все оччень продумано!

     
       
     
     
    0 очков
     
  •  Алексеева Н.В. написал(а) 2890 дней назад (позитивно) 
     
    1

    Очень интересный необычно построенный урок. Обобщение по плану, но во время игры. На обычном повторении и обобщении, чаще всего, ученик слабой подготовки будет "прятаться под парту". А вот не участвовать в интересной игре он не захочет. таким образом максимальное участие, лучше усваивается и запоминается материал. Мне очень понравилсч Ваш урок-игра, Светлана Вячеславовна, успехов!

     
       
     
     
    0 очков