Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 станицы Октябрьской Крыловского района Краснодарского края, Краснодарский край Крыловский район станица Крыловская
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 18.09.2013
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 25387
Рейтинг публикации
3 оценок
Другие публикации автора
Урок разработан в игровой форме, может использоваться в качестве открытого урока. Основной целью явл...
Урок по УМК О.С. Габриеляна предназначен для обобщения и закрепления полученных знаний по теме "Угле...
Урок по химии в 10 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме :"Углеводороды. Генетические ряды углеводородов".".
 
 

Сценарий урока по химии

в 10 классе по теме:

«Обобщение и систематизация знаний по теме: «Углеводороды».

«Генетические ряды углеводородов».

Цели урока:

1. Повторить, обобщить и закрепить знания и умения, полученные при изучении данной темы; уметь классифицировать углеводороды, сравнивать их состав, строение, свойства; устанавливать причинно-следственные связи (состав, строение, свойства, применение).

2. Уметь разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство неорганических и органических веществ.

3. Уметь составлять уравнения химических реакций, раскрывающих генетические связи между углеводородами различных гомологических рядов.

4. Развивать познавательную активность, используя нестандартные задания; вырабатывать навыки логического мышления, а также делать выводы; объяснять ход эксперимента, выделять главное, сравнивать, обобщать.

5. Прививать интерес к химии, знакомить с ее ролью на современном этапе. [1]

Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Методы: решение качественных и расчетных задач, самостоятельная работа.

Оборудование: Модели всех представителей углеводородов, таблицы генетической

взаимосвязи углеводородов, мультимедийная аппаратура, компьютер, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Взаимное приветствие друг друга, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку. Объявление темы сегодняшнего урока. (Слайд №1).

II. Вступительное слово учителя.

Учитель. Мы закончили изучение темы «Углеводороды». Сегодня на уроке обобщим знания по строению, свойствам, изомерии данных соединений.(Слайд 2).

Любые природные предметы и явления изучаются в их взаимосвязи. Среди множества видов связей можно выделить такие, которые указывают, что первично, а что вторично, как одни объекты или явления порождают другие. Такие виды связей называются генетическими.

Между гомологическими рядами углеводородов существует генетическая связь, которая обнаруживается в процессе взаимного превращения этих веществ. [1]. (Слайд №3).

III. Работа по теме урока.

1. Первый вопрос, который мы рассматриваем, – это состав, классификация и номенклатура углеводородов.

Укажите класс соединений и дайте название следующим веществам:

 

(Слайд №4)

Учащиеся с места по очереди называют вещества и указывают класс соединения.

Гомологи: а) и б); ж) и и); в) и к)

Изомеры: в) и г); д)з) и е)

[2]

2. Одно из общих свойств углеводородов – наличие явления изомерии.

Вопросы классу:

· Какое явление называется изомерией?

· Какие виды изомерии бывают?

· Для каких углеводородов характерна пространственная изомерия?

· Какие углеводороды проявляют изомерию классов?

· Какие вещества называются гомологами?

Из приведенных выше веществ выберите а) гомологов, б) изомеров. (Слайд №4)

3. Учитель. Между гомологическими рядами существует генетическая взаимосвязь, которая прослеживается при взаимном превращении веществ. Богатейшие природные источники углеводородов – нефть и природный газ.

Для перехода от одной группы к другой используют процессы: дегидрирование, гидрирование, циклообразование и другие. Большое значение имеют разработки наших русских ученых – Н.Д.Зелинского, В.В.Марковникова, Б.А.Казанского, М.Г.Кучерова. [3]

Решение цепочек превращений, отражающих

генетическую взаимосвязь углеводородов.

1. Два человека решают две цепочки за досками: (цепочки превращений записаны на доске)

С2Н6 → С2Н4 С2Н2 С6Н6 С6Н6Сl6; 1 – учащийся

[4] 2- учащийся

2. Один человек на доске решает цепочку повышенного уровня сложности:

[5]

3. Весь остальной класс решает общую цепочку, по очереди выходя к доске:

СаСО3 → СаО → СаС2 → С2Н2 тримеризация, С(акт) Х + Сl2, FeCl3 A

H2, Ni Y H2O, H3PO4 B [6]

Проверка цепочек за досками №1, №2, №3. (Слайды №5,6,7)

4. При изучении темы «Углеводороды» часто решаются расчетные, экспериментальные задачи, в которых используются индивидуальные свойства веществ.

Решение качественных задач.

1) Два человека за досками решают качественные задачи, оформленные в виде индивидуальных карточек:

Карточка 1.

В двух емкостях находятся пропан и пропин. Определите вещества с помощью качественных реакций, подтвердив уравнениями реакций.

Ответ: Пропустить оба вещества через бромную или йодную воду. Где находился пропин-бромная вода обесцветится.

Карточка 2.

В трех емкостях находятся этан, этен и этин. Как распознать, где какой газ находится. Напишите уравнения соответствующих реакций.

Ответ: Распознать можно по характеру пламени при сжигании каждого газа. Этан горит бесцветно-синим пламенем, этилен ярким желтым, ацетилен – коптящим пламенем.

2) Все остальные (желающие) решают качественную задачу на основной доске с поддержкой класса:

Карточка 3.

В одном цилиндре находятся метан и пропен. Как разделить данную смесь? Напишите соответствующие реакции.

Ответ. Через газовую смесь пропускают бромную воду:

Чистый метан остается в виде газа. Образовавшийся 1,2-дибромпропан обрабатывают цинком:

Чистый пропен выделяется в виде газа. [7]

Проверка решений задач из карточек 1 и 2. (Слайд №8)

Решение расчетных задач.

1) Два человека за досками решают задачи по карточкам:

Карточка 1.

Установите молекулярную формулу углеводорода, если известно, что в его составе 80% углерода, 20% водорода, а относительная плотность паров по воздуху 1,034.

Карточка 2.

Вычислите массу 96%-ного этилового спирта, которую можно получить реакцией гидратации этилена объемом 67,2 л.

2) Один человек вместе с классом решает задачу на основной доске:

Карточка 3.

При сжигании 4,4 г неизвестного углеводорода выделилось 6,72 л углекислого газа и 7,2 г воды. Выведите формулу этого углеводорода, если его относительная плотность по водороду равна 22. [8]

Проверка решений задач из карточек 1 и 2. (Слайд №9)

IV. Анализ оценок за урок.

V. Домашнее задание: повторить все по теме «Углеводороды» + решить цепочку превращений: CO2

СН4 → С2Н2 → С6Н6 +HNO3 A (Слайд №10)

H2SO4

C6H5Cl [6]

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев