"Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее."

А. Барбюс

 
Карточка публикации
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 18.03.2014
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 15033
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
Данная статья показывает, как эффективно можно использовать на уроках английского языка новые подход...
Внедрение Программы семи модулей в уроки английского языка
 
 

ВНЕДРЕНИЕ  ПРОГРАММЫ  НОВОЙ ФОРМАЦИИ

В УРОКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА:

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

УСКОВА С.Ф.
ГКУ «Средняя школа №4 с дошкольным миницентром»,

г.КАПШАГАЙ.АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ, КАЗАХСТАН.

Стратегическим ориентиром реформирования образовательной системы является формирование развивающейся и саморазвивающейся личности «с творческим типом мышления, развитой мировоззренческой культурой, ответственным отношением к миру». Для реализации этих целей педагогу необходимы навыки самостоятельного размышления, приближения процесса обучения к научному поиску инновационных идей.

Основная цель курсов Центра педагогического мастерства  как раз и состоит в подготовке педагогов, способных творчески мыслить и целенаправленно решать возникшие ситуации в преподавании.

И действительно, после первого этапа аудиторного курса, применив предложенные идеи в инновации преподавания в своей капшагайской школе, я отметила, что эта методика очень положительно влияет на мотивацию учеников как сильных, так и слабоуспевающих. Дети, как подсохшие цветочки, стали расцветать с каждым уроком. И замечая эти маленькие изменения,  я тоже стала увереннее вместе с ними. Хотелось творить что-то необычное, а затем, находясь в стороне, наблюдать плоды своей работы. После каждого урока, получая отзывы и обращая внимание на пожелания детей,  на урок начала  смотреть по-другому. На курсах Центра педагогического мастерства, я полностью поменяла свое мировоззрение при использовании  методов и  приемов обучения, выявила для себя много нового и интересного именно с позиции консультанта, а не учителя на уроке. Познакомившись с новой методикой преподавания, а именно с семью модулями обучения Программы, предлагаемой Кембриджским Университетом, я пришла к выводу, что нужно обращать больше внимания не на сам урок и тематику, а конкретно на то, как подать данный материал обучающимся, чтобы их заинтересовать.  Что естественно для достижения успешности в обучении, можно было бы увидеть конечный результат поставленной задачи на уроке.

Все взаимоотношения людей представляют собой интегративное единство, все их типы воздействуют, взаимопроникают. В методической литературе эта проблема обычно рассматривается под названием «обучение диалогической речи». Однако так называемая диалогическая речь – это лишь одна из форм общения, но она является неотъемлемой частью на уроках иностранного языка. Общение может быть и парным, и групповым, и массовым.

На уроках, когда идет обсуждение в группах между учениками, они  учатся друг у друга добывать и использовать полученные знания для реализации их в своей умственной деятельности. Социальное взаимодействие в ходе занятий играет важную роль в обучении. Общение в ситуациях «учитель-ученик», «ученик-ученик»  и «ученик-класс», составляет значимую часть построения значения и развития понимания.

Когда представилась возможность испытать это на практике в школе, я до конца не осознавала, как могут ученики при помощи критического мышления обучить друг друга тому, чего сами еще не знают?! Я всегда считала, что первым лицом на уроке должен быть учитель и только он один. Учитель задает темп урока, учитель дает оценку ученикам за работу на уроке, учитель выделяет и анализирует главные аспекты своей и ученической деятельности на уроке. Но я ошибалась!

По моему наблюдению, ученикам было интересно, в какой форме мы будем работать, и, отвечая на их вопросы, я сама испытывала некоторые затруднения, не осознавая до конца,  к чему в конце практики я должна прийти.  Но, тем не менее, применяя на  моих  уроках в слабоуспевающих классах диалоговое обучение между учениками, стала замечать интерес к изучению английского языка. Детям нравится говорить фразы и предложения составленные ими самими. Пусть они и маленькие фразы, главное, что они составлены учениками.  Это является важным этапом в обучении учащихся критически размышлять. По своему диалоговое обучение развивает у учащихся развитие речи, что  немаловажную роль играет данный модуль. С помощью диалога на уроках учащиеся в групповой работе узнают то, что не мог донести до них учитель в своей лекции.

Наблюдая этот процесс работы в своем классе, отметила следующее: с помощью диалога ученики становятся ближе друг к другу, стараются выслушивать мнение других участников группы, пытаются грамотно донести свои мысли, понимают, что функция каждого ученика очень важна. Порой не раз говорила ребятам одно высказывание: «сколько людей, столько мнений», и мне кажется с этой постановкой цели в работе, они могут научиться многому, а именно, терпению и нахождению задач проблемных ситуаций поставленными  перед ними учителем.

После окончания предложенных курсов повышения квалификации на своих уроках стала вводить  работу в группах,  когда ученики должны раскрыть какую-либо тему. При помощи обсуждения в группе ученики приходят к одному общему мнению.

Например, на уроке  перед учениками я поставила вопросы о том, как они понимают слово «The Friendship».  Тем самым применяя критическое мышление, используя стратегию «мозговой штурм», я  создавала проблемную ситуацию  в классе,  предложив им следующие вопросы:

- Как вы представляете, какая музыка может звучать, когда речь идет о дружбе?

- Какая погода может сравниться с дружбой?

- Как вы думаете, а какими красками можно «нарисовать» дружбу?

Здесь я использовала диалоговое обучение в совокупности с обучением критического мышления.

Самую главную роль в управлении диалога между учащимися, играет непосредственно учитель, который в тоже время выполняет функцию модератора на уроке. Именно с помощью учителя, ученики не могут отойти от предложенного вопроса для размышления. При этом если учитель еще приложит свой доброжелательный настрой и оценит ответ ученика в виде подбадривания  «…у вас все получится, вы молодцы», «очень хорошо подмечено», «это действительно так» и т.д., можно сказать, что каждый обучающийся  постарается выполнить ту поставленную перед ним задачу, которую распределили в группе учащиеся для размышления. На таких моментах прослеживается интеграция между диалоговым обучением и управлением и лидерством в обучении.

Развитие диалогического обучения на уроках способствует осознанию понимания среди учеников.

Самой главной  моей ошибкой до предоставленных курсов было то, что я не предоставляла возможность детям договорить их мысль. Постоянно торопила их с высказыванием  или ответом на мой поставленный вопрос, что  скорей всего причиной  являлось  хроническая  боязнь упущенного времени на уроке. И поэтому я не давала в полной мере осуществить запланированные возможные ответы учеников.  Мне кажется, что это самая большая ошибка половины учителей.

Пользуясь идеями Харгривса и Гэлтона [2002], я уяснила для себя, что нужно давать больше времени для размышления учащихся.

На практике в школе я попробовала дать высказаться ученикам на поставленные мной вопросы, и была сильно удивлена тем, как могут логично рассуждать семиклассники, несмотря на их  уровень знаний по предмету английского языка. А когда просто скажешь похвальные слова: «умничка», «молодец», «очень интересно, здорово…»,  то мне кажется, что ученик готов «свернуть» твой урок в положительную сторону, лишь бы получить такие слова. Да, действительно, мы учителя боимся лишний раз похвалить учащегося за его пусть незначительные, но заработанные  им самим достижения на уроке, а это, наверное, и есть снижение мотивации обучающихся.

Ознакомившись с диалоговым обучением в  ставшей для меня уже настольной книге «Руководство для учителя», я пересмотрела свои действия на уроках. И уже став более открытой в общении  для учащихся в плане консультаций тех или иных интересующих их вопросов, отметила для себя, что  диалог очень необходим в обучении учеников, так как позволяет выдвигать свои идеи и рассуждения согласно поставленной структуре урока.

Современные педагоги и психологи едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения целей. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности.

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивая его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация-сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями.

Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь повлиять на нее, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.  У учителя это тем лучше получится, чем в большей мере ему удастся встать на место ученика, перевоплотиться в него. Учитель должен также представлять себе весь арсенал мотивационных средств, все типы и подтипы мотивации их резервы.

Одним из новых подходов в образовании можно выделить обучение критическому мышлению. Критическое мышление включает в себя развитие таких навыков  как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений.

И действительно, раньше на такие моменты учитель  не обращал внимание.  В основном, давались ученикам задания, которые они должны были выполнить на соответствующую оценку.  В основном на уроках мало прослеживался диалог между учениками. Наверное, совершая такую педагогическую ошибку, я не осознавала,  насколько я не владела такой технологией работы с критическим мышлением.

На определенных этапах урока я старалась применить предложенный Программой модуль критического мышления через диалог. Прикладное исследование класса, согласно диалогическому обучению Александера [2004], предполагает, что традиционные модели общения в классе, в котором голоса учеников едва принимались во внимание, ставятся под сомнение диалектической  и диалогической педагогикой. Курсы «Центра педагогического мастерства» помогли мне полностью пересмотреть свою деятельность на уроке. Вводя критическое мышление на этапах урока, я пришла к выводу, что это гораздо эффективней обучает детей, чем участие учителя в простом традиционном уроке. Именно приемы и стратегии критического мышления помогли мне посмотреть на учеников с другой стороны.

Применяя на уроках стадии  вызова, я с помощью различных приемов критического мышления выслушивала рассуждения класса. С их помощью  в классе, можно было определить, на каком осознании предмета  находится учащийся. Это помогало мне увидеть, какой информацией владеет каждый ученик.

На стадии осмысления я применяла информационно-коммуникативную технологию (просмотр видеороликов, презентации Power Point, аудиозапись), тем самым каждый ученик может отследить то, что он понял в начале урока. Далее, когда ребята начинали работать в группах, было заметно, что сначала каждый находил свои идеи, а потом уже делился в группе с учениками. На этой стадии работы я сначала столкнулась с трудностями, так как раньше я не применяла такую деятельность. Отличникам было трудно делиться своими знаниями со слабоуспевающими учащимися,  возникали конфликты, некоторые ученики не понимали, чего от них требуют. Я подходила к ним и напоминала о правилах работы в группе, которые дети сами же и выводили. Постепенно дети вошли во вкус, и больше споров не возникало.

На следующей стадии рефлексии ученики показывали свои работы и обсуждали, как и с помощью чего они добились полученных знаний. Ведь рефлексия и подразумевает именно итог выполненного задания.

Я увидела на своих уроках много изменений именно со стороны учеников, как слабых, так и сильных.

Совместное обучение и процессы решения проблемы с особым акцентом на понимание могут увеличить способности учеников к эффективному аргументированию.

Работа в группах помогла моим ученикам не только обучаться, но и оценивать свои возможности, повышать мотивацию за счет того, как оценит каждый из учеников свою деятельность на уроке. Ведя обсуждение через диалог между собой, ребята порой могут найти  то, что не может дать им учитель. Поэтому учителя должны согласовывать правила ведения диалога и создавать диалогическую модель класса, в котором ученики будут взаимодействовать друг с другом в целях обнаружения новых и лучших способов совместного выстраивания смысла. Для этого необходимо понимание особенностей и интересов учеников, внимание к их отношениям и эмоциям.  Слушая и анализируя то, что дети фактически говорят и делают, учителя имеют возможность эффективнее поддерживать учащихся в их обучении - принцип формативного оценивания и понятия «обучение как оценивание»: не только приобретая знания, но и участвуя в подходах, выстраивающих знания.

В моем понимании, если ученик овладел критическим мышлением, то в совокупности с другими модулями, он может  разносторонне развиваться.

Данный модуль «Обучение критическому мышлению» помогает прежде ученику уметь критически мыслить, умение работать в группе, повышает интерес к изучению материала.

Поэтому, исходя из того, что один модуль в предмете  имеет взаимосвязь с другими, можно увидеть соответствующий результат работы учеников на уроке.

Например, через критическое  мышление, ученик может оценить свои возможности, знания и умения. Но при этом учитель должен дать направление. Вот один из примеров с применением дискрипторов на уроке английского языка, по теме «Настоящий друг»:

баллы

Полнота

Организация

Внешний вид работы

Защита работы

5

Моя работа представлена подробно и тщательно

Моя работа организована так, что я могу легко и быстро найти нужную информацию

Мои запись  аккуратна и красива, легко понять, о чем идет речь

Я полностью защитил свою работу и смог ответить на вопросы

4

Моя работа представлена подробно

Моя работа организована так, что я могу найти нужную информацию

Моя запись аккуратна и легко читать.

Я полностью защитил свою работу  и смог ответить на несколько вопросов

3

Моя работа в целом подробна, но некоторые значения не учел

Моя работа организована, но мне трудно найти то, что мне нужно

Мою запись трудно прочитать, но понятно о чем идет речь

Я полностью защитил свою работу, но не ответил на вопросы

2

Моя работа не полна, некоторые значения отсутствуют

Моя работа плохо организована. Мне сложно найти информацию

Мою запись трудно прочитать, и трудно понять о чем идет речь

Я не смог защитить работу, не смог ответить на вопросы

Оценка

 

 

«5»- 17-20

 

«4»- 16-14

 

«3»- 13-10

 

«2» - 9-0

Выводы моей  работы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пожелание, поощрение для себя:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С помощью разработанных критериев для оценивания своего обучения, ребенок может поставить себе соответствующую оценку, которую он заслужил своими способностями. Оценивание учеников является очень сложной задачей для учителя.  Во время работы ученик должен показать тот результат, на который он способен выполнить то или иное задание. В моей практике бывали случаи, когда я затруднялась оценить ученика. Но изучив такое оценивание, которое  помогло мне оценить знания учеников,   я уже не испытывала затруднений в выставлении оценок.

Утверждение о том, что оценивание является неотъемлемой частью преподавания и обучения, требует значительного изменения нашего сознания. На практике я попробовала применить информационно-коммуникативные технологии в интеграции с критическим мышлением. Мне с одной стороны было интересно, а с другой стороны я рисковала, смогу ли я вместить в один урок два значимых по-своему модуля. Я столкнулась с трудностями в плане применения ИКТ. Так как уроки проходили в классе, где нет интерактивного оборудования, и мне приходилось выходить из положения, пользуясь личным ноутбуком. С его помощью на занятии я показывала видеоролики, которые были использованы на разных этапах, а также звучала фоновая музыка на уроке, что способствовало психологическому настрою учащихся. Интерактивные технологии очень интересны для учащихся и могут в первую очередь обозначить для учеников задачи и цели. Применяя навыки, ученик становится требовательнее сам к себе, познает неизвестное.

Узнавая что-то новое, ученик самореализовывается в своих знаниях, уже может находить ответы на вопросы. С помощью ответов он может проследить свою успешность в учебе.

Предложенные Программой модули значительно помогают мне осознать всю сущность работы с учениками, и я считаю, что это может положительно отразиться на моей педагогической деятельности в дальнейшем.

Сейчас я полностью пересмотрела позиции педагога  и ученика, и, сделав соответствующие выводы, решила применять такую схему работы в своей будущей педагогической деятельности. Применяя данные инновации и привлекая как можно больше учителей-коллег к данной программе можно найти заинтересованных в своей работе людей,  а это всегда новые знакомства, контакты, неформальное общение, обмен мнениями, что положительно может сказаться в дальнейшей сфере сотрудничества между учеником и учителем.

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев