Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМухоршибирская средняя общеобразовательная школа №2, с.Мухоршибирь республика Бурятия
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 12.03.2015
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 16849
Рейтинг публикации
1 оценок
Другие публикации автора
Занятие способствует становлению духовно-нравственного мира учащихся, воспитание чувства любви, уваж...
Занятие развивает дорожную грамотность детей, Совершенствует навыки ориентирования на дороге, ...
Программа направлена на пропаганду здорового образа жизни среди младших школьников. Рассчитана на...
на занятии используется ситуационный подход к изучению правил дорожного движения; учу детей быть вн...
Программа формирует культурно-нравственные позиции у маленьких школьников. Учащиеся на опыте и чувст...
Программа предназначена для реализации гражданского и правового воспитания. Программа приобщает учащ...
Программа по гражданско-правовому воспитанию младших школьников «Я- гражданин России».
 
 

 

«Историческое значение каждого

человека измеряется его заслугами Родине, а

человеческое достоинство – силою его

патриотизма».

Н.Г. Чернышевский

Пояснительная записка

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения гражданско- патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей общеобразовательной школы. Гражданско-патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Гражданско-патриотическое воспитание в рамках данной программы рассматривается, как дифференцированный процесс, с учётом возрастных особенностей учащихся.

Данная программа предназначена для реализации гражданского и правового воспитания. Программа приобщает учащихся к истокам образования государства, воспитывает чувство гордости за свой народ, даёт детям возможность почувствовать себя наследниками русских традиций.

Программа формирует позитивное правосознание у маленьких школьников. Учащиеся на опыте и чувствах должны осознать сущность таких понятий как «справедливость», « равенство», «свобода», «достоинство», «права человека» и формировать навыки их реализации в повседневной жизни.

В процессе формирования гражданских ценностей особенно важным является воспитание детей на основе социокультурных, исторических достижений многонациональной России, народов других стран, а также на культурных, исторических традициях родного края, примерах жизни и деятельности выдающихся земляков.

Россия великая и могучая держава со своей историей, традициями, обычаями. Как в любом государстве, в России есть и государственные праздники, государственная символика, изучению которых посвящена часть программы.

Программа адресована учащимся 3 класса Мухоршибирской средней общеобразовательной школы №2 Мухоршибирского района Республики Бурятия.

 

Цели и задачи.

Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и процесс овладения компетенциями.

Социокультурной компетенции- расширение объёма знаний о своей стране, истории возникновения  государственной символики, народах, проживающих в России,  её традициях, праздниках, нормах здорового образа жизни, достопримечательностях родного края, района, села.

 

Учебно-познавательной компетенции- развитие умения исполнять гражданские ритуалы, связанные с государственной символикой.

 

Культуроведческой компетенции – формирование правовой культуры учащихся, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом, формирование  у учащихся понимания сущности и значения государственных символов России, воспитание уважения к ним, к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.

 

Коммуникативной компетенции – обогащение словарного запаса учащихся, овладение навыками использования полученных знаний  в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения.

 

Программа «Я-гражданин России» характеризуется метапредметностью.

Прослеживается интеграция с другими образовательными областями и предметами: историей, окружающим миром, географией, математикой, русским языком, чтением.

 

 

Основные задачи программы.

  1. Формирование у младших школьников гражданско- правового осознания нравственных позиций.
  2. Формирование правовой культуры учащихся.
  3. Расширение кругозора учащихся, развитие активности, творчества и воображения.
  4. Формирование гражданско-патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира,
  5. Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта;
  6. Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов.

 

 

Стержневая деятельность учителя, ведущего работу по реализации данной программы, является формирование у детей  социально–психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятием «патриот».

Патриот – это человек, который горячо любит свою страну, свою малую родину, учится и трудится на её благо, приумножая её богатства, а если понадобится, должен быть готов встать на её защиту.

В соответствии с многообразием поставленных задач, которые решает система гражданско-патриотического воспитания детей и подростков, она включает в себя следующие разделы, для удобства проведения комплексной работы в единстве её всех составных частей и учётом возрастных особенностей школьников:

  1. «С чего начинается Родина?»
  2. «Район, в котором я живу»
  3. «Моя республика».
  4. «Твои родные и твоя Родина в потоке времени».
  5. «Я - гражданин России».
  6. «Право и правоведение».

 

Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и соседей, знаешь свою культуру, понимаешь своё место в мире природы и в мире людей.

Детям так же, как и взрослым, приятно жить в чистом доме, гулять по красивым улицам города, любоваться произведениями искусства. Мусор, грязь, неопрятность, в чём бы они не выражались, вызывают удивление, брезгливость, огорчение.

Чтобы приобщить детей к углубленному традиционному наследию, воспитать неравнодушного гражданина своей страны разработана данная программа по формированию гражданственности.

Кроме познавательного, она имеет важное воспитательное значение, так как показывает  нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию осознанного чувства, основанного на понимании духовных ценностей, рождённых веками исторического пути любого народа.

Программа “Я – гражданин России” разработана в соответствии с:

  • Государственной программой
    "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы»,
  • Конституцией РФ,
  • Конвенцией ООН о правах ребёнка,
  • Уставом школы.

Содержание деятельности:

При организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся руководствуемся в своей деятельности следующими принципами:

  • последовательности
  • поэтапности
  • природосообразности- учёта типологических психологических особенностей детей 6-10  лет.
  • Преемственности и перспективности;
  • Интеграции обучения, развития и воспитания, определяющий необходимость использования средств конкретного предмета для социализации школьника, развития его социальной культуры, а также соответствующих практических навыков.

Реализуем следующую эффективную воспитательную цепочку:

  • Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.

 

  • Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).

 

  • Любовь к родной природе
    (охрана окружающей среды)

 

  • Моя Родина - Россия. Моё село- Мухоршибирь ( расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей “малой” родине – Бурятии, к родному селу- Мухоршибирь).

 

  • Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).

Основные направления деятельности:

  • формирование духовно-нравственных качеств личности школьника;
  • воспитание общечеловеческих, национально-культурных и этноспецифических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения личности;
  • воспитание правовой культуры, изучение государственной символики, истории родной страны;
  • формирование социально-активной позиции учащихся;
  • оказание помощи школьникам в социальной адаптации (социализация), формирование у них коммуникативных навыков, способности к саморазвитию;
  • усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности.

 

Заповеди, на основе которых строится  работа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся:

  • ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО;
  • ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА;
  • ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА;
  • СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ
  • БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.

 

 

Характеристика первой ступени школьного образования.

 

Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности общих учебных навыков, умений и способов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе.

Уровень их развития определяет характер познавательной деятельности школьника, его возможности целесообразно и целенаправленно её организовывать ,владеть речевой деятельностью и способами работы с информацией. Опираясь на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность, в начальной школе создаётся образовательная среда, стимулирующая активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, учебные диалоги и т.д.

 

Данная программа реализуется в течении учебного года и предусматривает 34 часа, 1 час в неделю.

Содержание программы.

3 класс (34 часа).

1.Тема «С чего начинается Родина?»- 3ч.

2. «Школа- наш общий дом»- 4ч.

3. «Район, в котором я живу».- 4ч.

4. «Моя республика»- 5ч.

5. «Твои родные и твоя Родина в потоке времени»-2ч.

6. «Я- гражданин России»-5ч.

7.»Государственные праздники»- 1ч.

8. «Право и правоведение» -5ч.

9. «Нравственные нормы жизни».-5ч.

 

Календарно-тематическое планирование (34 часа).

№…….

Тема………………………………………

Количество часов

дата

 

1.

«С чего начинается Родина?»

Я и моя семья.

 

1

2.

Мухоршибирь- посёлок, а не город.

1

3.

Лучшие люди села.

1.

 

4.

«Школа- наш общий дом».

Экскурсия в школьный музей.

 

1

5.

История моей школы.

1.

6.

Устав школы. Права и обязанности школьников.

1.

7.

Традиции нашей школы.

1.

 

8.

«Район, в котором я живу»

Географическое положение. История района.

 

1.

9.

Народы, населяющие наш район. Их традиции.

1.

10-11

Тугнуйский угольный разрез. Экскурсия.

2ч.

 

12.

«Моя республика».

История республики. Географическое положение.

 

1ч.

13.

Улан-Удэ- столица республики Бурятия.

1.

14.

Устройство государственной власти республики. Символика республики Бурятия.

1

15.

Байкал- жемчужина Бурятии.

1.

16.

Традиции и праздники народов Бурятии.

Сагаалган, Сурхарбан, Сабантуй.

 

 

1.

 

17-18.

«Твои родные и твоя Родина в потоке времени»

Моя родословная. Составление древа.

 

 

2ч.

 

19.

«Я- гражданин России».

Я- гражданин России.

1

20.

Москва- столица нашей Родины.

1.

21.

Государственные символы России и Бурятии. Гимн России и Бурятии.

1.

22.

Герб России и Бурятии.

1.

23.

Флаг России и Бурятии.

1.

24.

Государственные праздники.

1.

 

25.

«Право и правоведение».

Понятие права и правоведения.

 

1.

26.

Конституция- основной закон.

1.

27.

Права ребёнка в новом веке.

1.

28.

Декларация прав ребёнка.

1.

29.

Конвенция о правах ребёнка.

1.

 

30-32

«Нравственные нормы жизни».

Культура общения в семье, в школе, в обществе.

 

3ч.

33-34

Здоровый образ жизни (курение, алкоголь, наркомания, токсикомания).

2ч.

Ожидаемые результаты реализации программы.

В процессе реализации школьной программы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся «Я- гражданин России” учащиеся должны знать:

- историю возникновения российской символики, флага ,герба, гимна России и Бурятии;

- название основного закона страны;

- государственные праздники и традиции;

- достопримечательности родного края;

- народы, населяющие Россию (не менее трёх);

- нормы здорового образа жизни;

Реализация данной программы предполагает:

- устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, Бурятии и России;

- любовь и бережное отношение к родной природе;

- интерес к познанию, стремление к самореализации и самовыражению, бережное отношение к результатам труда, уважительное и доброжелательное отношение к людям;

- честность, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

 

 

Рекомендации.

Данная программа предлагается учащимся начальных классов, чтобы они смогли не только лучше узнать свой край, смогли беречь  и охранять его богатства, лучше знать историю своей семьи, своего народа, традиции, праздники, народные игры.

Данная программа была реализована в 3 классе. Её можно использовать  для 2 и  4 классов. Материалы данной программы можно использовать на уроках окружающего мира, истории, классных часах, внеклассных мероприятиях.

 

 

Рекомендуемая литература и ресурсы Интернет.

1. Федеральный портал «Российское образование»- http: // edu.ru

2. Сайт  «Издательский дом  1сентября»- http: // 1 sentyabry. ru.

3.Фестиваль «Открытый урок»- festival.1 sentember.ru

4.Н. Н. Бобкова  «Азбука права». Волгоград- Издательство «Учитель»-2009

5. Т.А. Орешкина «Патриотическое воспитание в школе». Волгоград «Учитель» 2007.

6. М.А.Гусев «Героико- патриотическое воспитание в школе» Москва 2008

7. В.А.Иванова «Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе» Волгоград «Учитель» 2006

8. « Учителю о патриотическом воспитании в школе»- Москва Просвещение 2006
МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа №2»

 

 

 

 

 

 

Утверждаю___________________

Директор школы Хохлова В. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

по гражданско-правовому воспитанию

младших школьников

 

«Я- гражданин России».

Составила учитель нач. классов

Фёдорова В. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014-2015 уч. год.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев