Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМБОУ "Средняя общеобразовательная школа №5", Югорск
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 18.02.2013
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 13110
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
Информатика в школе становится полноправным предметом не только в старших классах, но и в младших. О...
Преподавание информатики в начальной школе
 
 

Преподавание информатики в начальной школе.

Информатика в школе становится полноправным предметом не только в старших классах, но и в младших.

Опыт уроков информатики в начальной школе убеждает, что простейшие навыки работы на компьютере человек может без особых проблем приобрести в любом возрасте. А попытки применения компьютера для решения более сложных задач уже требует специальных знаний и умений из области информатики. Для этого нужно развивать у детей логическое мышление.психологи утверждают, что этим нужно заниматься в рамках начальной школы. Умение нажимать на кнопки может быть освоено и позже, а опоздание с развитием логического мышления может стать опозданием навсегда.

Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу. Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей обеспеченных школ или состоятельных родителей.

Итак, рассматриваются два аспекта изучения информатики:

технологический — информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии—информационные;

общеобразовательный — информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.

Кроме того, можно выделить два основных направления обучения информатике.

Первое — это обучение конкретным информационным технологиям. Для этого необходимо адекватное обеспечение школы компьютерами и программами. Такое обучение целесообразно вести в старших классах школы, чтобы выпускники могли освоить современные программные средства. В качестве пропедевтических занятий ученики начальной и средней школы могут использовать различные доступные их возрасту программные продукты” применяя компьютер в качестве инструмента для своих целей (выпуск журналов, рисование, клубы по компьютерной переписке и т. д.).

Второе направление обучения информатике — это упоминавшееся выше изучение информатики как науки. Для этого нет необходимости иметь в школе компьютер, поэтому изучение такого курса может проходить в любом удаленном городе или деревне. Обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

  • Цели и задачи курса

Говоря об общеобразовательных целях курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода поможет не только эффективному внедрению автоматизации в его деятельность, но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.

Цели изучения курса в начальной школе

1) Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка:

  • применение формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций “если ... то”, “и”, “или”, “не” и их комбинаций (“если ... и ..., то...”);
  • алгоритмический подход к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  • системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  • объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу “из чего состоит и что делает (можно с ним делать)”.

2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией (“начинают и выигрывают”) и некоторыми другими

3) Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — “как решать задачу, которую раньше не решали” (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

  • Организация учебно-воспитательного процесса и состав учебно-методического материала по курсу

Учебно-методический материал по курсу для начальной шкоды (“Информатика в играх и задачах” (1—3, 1—4), авторский коллектив: А. В. Горячев (руководитель), Т. О. Волкова, К. И. Горина, Л. Л. Лобачева, Т. Ю. Спиридонова, Н. И. Суворова) состоит из 4 комплектов. В состав каждого комплекта входят 2 учебные тетради для учеников (по 1 на 2 четверти),  методического пособия для учителя и 8 контрольных работ (по 2 варианта на четверть).

Комплект № 1 рассчитан на 6—7-летних детей и изучается в первом классе. В материалах комплекта № 1 проводится подготовка к предстоящим в дальнейшем занятиям, развивается логическое мышление детей и сообразительность. При проведении занятий максимально используются занимательные и игровые формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.

Начиная с комплекта № 2 и далее, обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых, закреплена учебная четверть:

I четверть— объекты
II четверть — алгоритмы;;
III четверть — логические рассуждения;
IV четверть — модели в информатике.

Таким образом, изучение материала происходит “по спирали” — ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой.

 

Преподавание информатики в школе можно организовать тремя способами:

1. Компьютерный вариант. Когда учащиеся изучают только материал непосредственно связанный с компьютером.

2. Безкомпьютерный. Когда учащиеся занимаются по специальным учебникам или рабочим тетрадям.

3. Комбиированный вариант.  В наш век «полной компьютеризации» нельзя, преподавая информатику, оставлять детей без десерта, т.е. без работы на компьютере.

Мы выбрали третий вариант преподавания и работаем уже не первый год по этому варианту.

Материалы курса «Информатика в играх и задачах» включены в Федеральный список учебников и являются составной частью комплекта учебников образовательной программы «Школа-2100».

 

Вместе с тем в нашей школе методика курса не копируется буквально, учитель добавляет в свои уроки свое понимание предмета. Так Горячев не дает представления о составных частях компьютера и о понятии информации. В реализуемый у нас курс раннего обучения информатике мы включили знакомство с основными устройстывами компьютера и компьютерной периферией.

За счет некоторого уплотнения поурочных планов в курс включаются дополнительные интересные для детей уроки.

Учащиеся также знакомятся с возможностями компьютера: рисовать, писать.

Обязательно включены уроки на отработку умения владеть мышкой, клавиатурой.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев