Карточка публикации
Информация об авторе публикацииЛицей им. Г.Ф.Атякшева, Югорск
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 22.12.2014
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 13436
Рейтинг публикации
2 оценок
Подготовка обучающихся к сдаче ЕГЭ по математике в условиях организации урочной деятельности выпускников
 
 

С. Е. Фирсенков

МБОУ «Лицей им. Г. Ф.Атякшева» г. Югорск, ХМАО-Югра

Тема «Подготовка обучающихся к сдаче ЕГЭ по математике в условиях организации урочной деятельности выпускников»

Для подготовки обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ существуют 4 общепринятых способа: самостоятельная подготовка, работа с частным педагогом, подготовка на курсах при выбранном вузе и обучение в центрах дополнительного образования.  Подготовка обучающихся к сдаче ЕГЭ по математике в условиях организации урочной деятельности выпускников – способ не менее актуальный и востребованный сегодня.

Изначально руководствуюсь  основными трудностями, с которыми сталкиваются обучающиеся при подготовке к ЕГЭ по математике.

ü нетипичность формулировок заданий в вариантах ЕГЭ. В учебниках используются стандартные формулировки. Слабых обучающихся незнакомые формулировки заданий ставят в тупик, хотя после пояснений они легко с ними справляются;
непредсказуемость содержания заданий;

ü насыщенность программы по математике новым материалом в 11 классе, который учителя вынуждены преподавать до марта;

ü расхождение демонстрационных материалов с реальными вариантами ЕГЭ.

При этом также понимаю, что решение только тестов - это самая большая ошибка. «Натаскивание» на тесты - это тренировка интуиции, совершенствования вычислительных навыков. Те дети, у которых хорошие базовые знания, обязательно хорошо сдадут ЕГЭ, что подтверждает мой опыт подготовки к экзамену.
ЕГЭ по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста - высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог.

В своей преподавательской  практике я использую годами апробированную систему подготовки выпускников к ЕГЭ, включающую три основных этапа реализации:

Первый этап (подготовительный)

- тщательное изучение учителем демоверсии ЕГЭ, с целью понять особенности заданий, которые будут предложены учащимся в этом году

- оценку готовности учащихся к ЕГЭ, выявление проблем, типичных как для данного класса, так и индивидуально для каждого ученика; проводятся входной контроль в форме ЕГЭ ,а также диагностические работы в форме ЕГЭ

- формирование на основе подготовленного аналитического материала понимания у обучающихся специфики ЕГЭ,

- планирование работы по развитию навыков выполнения первой части аттестационного задания;

- помощь в выработке индивидуального способа деятельности в процессе выполнения экзаменационных заданий.

Второй этап (организация повторения)

На этом этапе разрабатывается план подготовки к ЕГЭ, который включает в себя список ключевых тем для повторения.

Оформление наглядной агитации:

Основное содержание стенда "В помощь выпускнику 11 класса":

- Демо  варианты экзаменационных работ, кодификатор, спецификация экзаменационной работы;

- "Положение о проведении ЕГЭ-11 ";

- образцы заполнения бланков;

-планы и графики -  консультаций по подготовке к ЕГЭ-11;

-телефоны и адреса, по которым можно обращаться за помощью ("горячая линия", ресурсные и методические центры, базовые школы, сайты);

- график проведения диагностических работ;

- график проведения пробного и репетиционных экзаменов

- графики проведения олимпиад и конкурсов.

Работа с родителями

Формы и методы организации учебной деятельности

Фронтальная устная работа на уроке (до 5 минут)

Самостоятельная письменная работа на уроке (до 5 минут)

Консультации (индивидуальные, групповые)

Самоподготовка учащихся по плану, предложенному учителем

Формы контроля

Оперативный промежуточный письменный контроль

Индивидуальный систематический контроль

Итоговый контроль

Самоконтроль

Составление листов учёта ошибок.

Третий этап (организация и проведение мониторингов)

Работа профильной смены по подготовке к ЕГЭ во время каникул;

Работа мобильных групп учителей по предметам;

- диагностические работы в форме ЕГЭ

- пробные экзамены в форме ЕГЭ

- срезы знаний

- контрольные работы базовой школы

Основная цель подобных работ – оперативное получение информации о качестве усвоения определённых тем, анализ типичных ошибок и организация индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях.

Акценты при реализации системы подготовки к ЕГЭ в рамках урочной деятельности:

ü своевременно выявляю учащихся, имеющих  слабую математическую подготовку, диагностика доминирующих факторов их неуспешности.

ü для учащихся, имеющих мотивацию к ликвидации пробелов в своих знаниях, организую специальные профильные группы:  1)учащиеся с низким уровнем подготовки, 2)учащиеся, имеющие неплохой уровень базовой математической  подготовки, но не намеренные поступать в ссузы и вузы на математические специальности, 3)учащиеся, имеющие достаточный уровень базовой математической подготовки, планирующие использовать результаты ЕГЭ по математике для поступления в вуз;

ü обращаю  внимание на отработку безошибочного выполнения несложных преобразований и вычислений (в  том числе на умение найти ошибку) практически всеми группами учащихся;

ü уделяю внимание выполнению практико-ориентированных заданий значительной частью выпускников.

ü создаю условия для повышения уровня  геометрической (особенно стереометрической) подготовки выпускников путем развития пространственных представлений выпускников, а также формирования умения правильно изображать геометрические фигуры, проводить дополнительные построения, применять полученные знания для решения практических задач, повышать наглядность преподавания, уделять больше внимания формированию конструктивных умений и навыков.

ü на уроках уделяю внимание целостному и качественному прохождению курса математики.

ü при изучении начал математического анализа создаю условия для  устранения имеющегося перекоса в сторону формальных манипуляций, уделяю больше внимания пониманию основных идей и базовых понятий анализа (геометрический смысл производной и др.), практико-ориентированным приложениям, связанным с исследованием функций.

 

И в заключение мне бы хотелось отметить: какой бы способ подготовки  не выбрал обучающийся, задача учителя  - привить ребенку уверенность в собственных силах и контролировать его образовательный процесс. 

Приложение

Диагностическая карта подготовки к итоговой аттестации по математике

ученика (цы) 11  класса

Ф.И._______________________________________________ 2014/15 учебный

 

Проверяемые навыки

 

Решение задач

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

1

3

 

Целые числа

Дроби

Проценты

 

 

 

 

 

 

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

2

 

Представление данных

Табличное

Графическое

Интерпретация результата

 

 

 

 

 

Уметь решать уравнения и неравенства

 

Решение уравнений и неравенств

6

15

Квадратные

Рациональные

Иррациональные

 

 

 

 

Тригонометрические

Показательные

Логарифмические

 

 

 

 

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами  и векторами

 

Планиметрия

4

7

 

Величина угла и длина дуги

Треугольник, окружность, круг

Тригонометрические функции в треугольнике

 

 

 

 

9

12

16

Стереометрия

Площади фигур

Объёмы фигур

 

 

 

 

 

Уметь выполнять вычисления и преобразования

 

Тождественные преобразования выражений

10

алгебраических

иррациональных

степенных

 

 

 

 

тригонометрических

логарифмических

 

 

 

 

 

Уметь выполнять действия с функциями

8

14

Геометрический  и физический смысл производной

Уравнение касательной к графику функции

Применение графика производной к исследованию функции

 

 

 

 

Применение производной к исследованию функции на отрезке

 

 

 

 

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

11

Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учёт реальных ограничений

 

 

 

 

Уметь строить и

исследовать простейшие

математические модели

5

13

 

 

 

 

Диагностическая карта выполнения тренировочных работ по математике

____________________________________________

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

балл

оценка

 

Литература.

1.И. В.Ященко, А.Л.Семёнов, И.Р.Высоцкий. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания математики (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ);

2. И. В.Ященко, А.Л.Семёнов, И.Р.Высоцкий. 10 вариантов ЕГЭ 2015 по математике : самое полное издание типовых вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ

3. Л.Д. Лаппо, М.А. Попов Базовый уровень ЕГЭ 2015 по математике. практикум по выполнению экзаменационных тестов / Издательство «Экзамен» Москва 2014г

 

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев