Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМБОУ "СОШ №15 п.Березайка" Бологовского района Тверской области, Березайка
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 07.12.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 20194
Рейтинг публикации
9 оценок
Другие публикации автора
Урок является итоговым (7-8) по изучению произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Это интегриро...
Интегрированный урок литература -история 8 класс "Историческая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
 
 

МБОУ «СОШ №15 п.Березайка» Бологовского района Тверской области.

Авторы: Назарова Екатерина Викторовна, учитель русского языка и литературы

Головач Елена Евгеньевна, учитель истории.

Конспект интегрированного  урока (литература – история) в 8 классе.

Тема: «Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Учащиеся должны знать: историю восстания под предводительством Е.Пугачёва, текст повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Учащиеся должны уметь: работать с текстом художественного произведения; использовать цитаты для аргументации своей точки зрения, анализировать материал из различных источников и выбирать главное; вести дискуссию.

 

Методы обучения: проблемный, исследовательский.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.

 

Цели урока:

1. Образовательные - способствовать формированию понятий "историческая правда", "художественный вымысел"; выявить взаимосвязь образа Емельяна Пугачева с идеей произведения; показать роль А.С.Пушкина, как историка, первым  давшего описание  бунта  Е.Пугачева и роль художественных произведений в описании исторических событий.

2. Развивающие - создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.

3. Воспитательная - помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах, способствовать пониманию таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство".

 

Задачи урока:

- закрепление навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой по теме;

- развитие умения  обобщать и анализировать материал из разных источников;

- обучение ведению дискуссии, умению выслушивать различные точки зрения и доказывать свою.

 

Подготовительный этап: Задолго до урока весь класс делится на группы: историков, лингвистов, литераторов, артистов. Каждая группа имеет опережающее задание. Историки собирают исторические сведения о Пугачевском восстании, ещё раз изучают историю создания «Капитанской дочки». Лингвисты и литераторы работают с текстом «Капитанской дочки». Артисты готовят инсценировку эпизода из произведения.

Задача: подготовить исследовательскую информацию для ведения дискуссии по следующим вопросам:

  1. История создания произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
  2. Образ Е.Пугачева в изображении А.С.Пушкина и в исторических источниках.
  3. История бунта в изображении А.С.Пушкина и в исторических источниках (Данный вопрос обсуждается в течение  всего урока).

Этапы урока/цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент / проверка  готовности к уроку, приветствие и создание эмоционального настроя.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Учитель литературы: «Потребность рассказать о своём времени (а точнее о самом главном событии своего времени – «пугачёвщине») и явилась причиною, заставившей взяться за перо», - так писал Пушкин о замысле своей новой повести. Сегодня мы проводим исследовательский урок. Наша задача – увидеть в А.С.Пушкине не только мастера слова, но и талантливого историка. Мы должны рассмотреть, как талант человека, которого общество называет великим, помогает осознать, переосмыслить исторические события, оценить их с современной точки зрения. Поэтому урок назван «Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

v  Как вы считаете, почему наш сегодняшний урок злободневен?

 

 

Записывают в тетради тему урока и эпиграф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся высказываются о том, что всегда интересно знать настоящую историю событий, которые легли в основу литературных произведений или фильмов, что многое в них становится понятным только при рассмотрении в историческом контексте.

2.Определение предмета исследования, постановка проблемного вопроса/ настроить учащихся на работу, сформулировать цели и задачи урока, деликатно помочь учащимся с проблемой, проблемным вопросом. Важно сохранить представление, что вопрос они нашли сами.

Учитель литературы: Впервые на этом уроке вы станете исследователями творчества А.С.Пушкина, не случайно для подготовки урока вы были разделены на группы. Историки искали сведения  о восстании Е.Пугачева, об истории создания «Капитанской дочки» А.С.Пушкина, литераторы и лингвисты работали над текстом произведения, артисты готовились разнообразить наш урок инсценировками.   Вопросы к уроку вам были даны заранее. Вы рассмотрели Пушкинскую точку зрения, нашли дополнительный материал, рассказывающий о восстании Пугачева. На уроке вам предстоит соединить все материалы в единое целое, для того чтобы сделать выводы, необходимо  будет заполнять таблицу:

 

Историческая  правда

Художественный вымысел

 

 

Звучит вальс Г.В.Свиридова «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель». На фоне музыки.

 

Переносят в тетради таблицу. Готовят её к заполнению.

Ученик: Эй, пошел, ямщик!.. – Нет мочи;

Коням, барин, тяжело;

Вьюга мне слипает очи;

Все дороги замело;

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

А.С.Пушкин

 

3.Анализ исторического и литературного материала/ на примере образа Е.Пугачёва показать соотношение исторической правды и художественного вымысла в литературе.

Учитель истории: Еще с начала  20-х годов XIXв. Пушкин проявлял глубокий интерес к историческому прошлому. В этот период  он создает «Бориса Годунова», «Полтаву» и другие произведения. Почему же именно в это время Пугачев привлекает внимание Пушкина? Хотелось бы услышать, какие факты, рассказывающие об этом, нашли наши историки.

Учитель литературы: Итак, совершенно очевидно, что изначально А.С.Пушкин задумывает произведение о пугачёвском бунте.

v  Почему же называет он свою повесть «Капитанская дочка»? Кто главный герой? Что хотел подчеркнуть автор названием повести?

Учитель литературы: Итак, несмотря на название, в центре внимания в повести Емельян Пугачёв и сложные картины жизни России 18 века.

Учитель истории: Помимо Пугачёва перед нами проходят исторические лица: Хлопуша, Белобородов, Екатерина- II, Пётр-III/

Учитель литературы: Мы видим войско восставших, осаду Оренбурга, казнь Пугачёва.

Учитель литературы: Исторические деятели изображены в «Капитанской дочке» в окружении вымышленных лиц. Картины исторических событий переплетаются  в повести с эпизодами, созданными творческим воображением писателя.

v  Вспомните, какие исторические события освещены в повести и что является вымыслом автора. Заполните таблицу.

Учитель литературы: Без вымышленных героев и событий наши знания о жизни в 18 веке были бы существенно обеднены. Вероятно, у нас не возникли бы те мысли о чести, человеческом достоинстве, любви, самопожертвовании, какие появляются при чтении «Капитанской дочки». Сегодня на уроке, соотнося историческую правду с той долей вымысла, которая присутствует в повести, мы не просто завершим работу над произведением, работу над образом Емельяна Пугачёва, но постараемся понять и осмыслить такое важное в истории России событие как народное восстание 1772-1774 годов. И как тут не вспомнить слова В.Яна: «Что такое исторический роман? Это книга, которую читают три дня, а помнят всю жизнь».

v  Когда впервые появляется на страницах романа Е.Пугачёв?  Что мы о нём знаем?

Учитель истории: Давайте восполним пробел в повести историческими сведениями из биографии Е.Пугачёва.

Учитель литературы: В повести А.С.Пушкин лишь говорит нам о том, что  Е.Пугачёв выдавал себя за Петра – III. Но интересно узнать, почему он это делал?

Учитель литературы: Теперь нам становится понятно, почему с такой радостью встречал народ Пугачёва.

v  Я обращаюсь к нашим уважаемым литературоведам. Как описывает Пушкин отношение простых людей к Пугачёву в повести «Капитанская дочка»?

Учитель истории: Утвердиться в роли государя – благодетеля Пугачёву помогали издаваемые им манифесты, в коих он, обращаясь к люду простому, сулил им немало хорошего.

Учитель литературы: Всё, о чём вы только что услышали, не освещается Пушкиным в повести. Не изображает он и боевые действия, не описывает осады городов. Пушкин говорит об этом в нескольких словах.

v  Что мы знаем о взятии Белогородской крепости и Оренбурга?

Учитель истории: Малыми жертвами всё обошлось в повести. За её страницами остались боль и ужас разорённых людей. Многочисленные казни.

(Работа с картой. Рассказ учителя истории о продвижении восставших)

 

Историки (выступают с сообщением по теме)

Ответы учащихся.

Заполняют таблицу.

Историческая правда

Художественный вымысел

Исторические лица: Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II, Петр III

 

1.Вымышленные лица; П.А. Гринев и все остальные персонажи повести

 

Заполняют таблицу.

Историческая правда

Художественный вымысел

Исторические лица: Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II, Петр III

 

1.Вымышленные лица; П.А. Гринев и все остальные персонажи повести

 

Крестьянское восстание: Взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга, казнь Пугачёва и его сподвижников.

 

2.Встречи с Гриневым П.А.: Взаимоотношения с Гриневым, встреча Маши Мироновой с Екатериной – II.

 

Далее в течение всего урока учащиеся самостоятельно заполняют таблицу.

Ответы учащихся.

Историки: (Выступают с заранее подготовленным сообщением по биографии Е.Пугачёва)

Историки: (Выступают с заранее подготовленным сообщением о Петре – III и его убийстве)

Литераторы:. Дети отвечают на поставленные вопросы.

Историки: (Выступают с заранее подготовленным сообщением о манифестах, издаваемых Е.Пугачёвым)

Артисты: (Разыгрывают сценку «Чтение манифеста»)

Литераторы : Работают с текстом, отвечая на вопрос.

Историки: Сообщение об осаде Казани.

4 этап

Обобщение полученных данных/ показать роль А.С.Пушкина, как историка, первым  давшего описание  бунта  Е.Пугачева и роль художественных произведений в описании исторических событий.

Учитель литературы: Я думаю, что после всего, что мы узнали о нашем главном герое, ваше мнение о нём будет близко к высказываниям о Пугачёве выдающихся русских писателей и деятелей культуры:

1.Пугачёв отличается зверством, а вместе беззаветным русским добродушием. (Ф.М.Достоевский)

2.У Пушкина Пугачёв показан в сущности удивительно симпатичным злодеем. (П.И.Чайковский)

3. В «Капитанской дочке» единственное действующее лицо – Пугачёв. Пушкинский Пугачёв есть собирательный разбойник… всех загубивший, одного полюбивший. И если мы уже зачарованы Пугачёвым из-за того, что он Пугачёв, то есть живой страх, то как же нам не зачароваться им вдвойне и вполне, когда этот страшный – ещё и добрый, когда этот изверг – ещё и любит.» (М.Цветаева)

v  Что, на ваш взгляд, объединяет все эти высказывания?

Учитель истории: А вот мнение одного из историков, современника Пушкина, резко противоположно мнениям Достоевского, Чайковского, Цветаевой:

«Емелька Пугачёв бесспорно принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рождённым; ибо в естестве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают. История сего злодея может изумит порочного и вселить отвращение даже в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может падать человек и какое адскою злобой может быть преисполнено его сердце».

v  Сравните эту оценку Пугачёва с отношением к нему П.Гринёва?

v  Что понял Гринёв в Пугачёве и крестьянском восстании, а в чём так и не разобрался?

v  Давайте ещё раз обратимся к 11 главе. Сказка, рассказанная Пугачёвым и реакция на неё Гринёва?

v  Почему Пётр Гринёв, называя Пугачёва самозванцем, разбойником, злодеем, всё-таки симпатизирует своему знакомому, не хочет его гибели, приходит проститься в день казни?

Дети внимательно читают цитаты. Высказывают свои мнения, аргументируют их.

Ответы учащихся:Пушкин попытался поэтизировать злодея Пугачёва, показать его с иной «человеческой» стороны.

Учащиеся работают с текстом и отвечают на поставленный вопрос.

Гринёв оказался прав в том, что «царствование» Пугачёва, как и царствование другого самозванца Гришки Отрепьева, будет недолго

Артисты: Разыгрывают сцену из 11 главы.

Гринёв не может называть Пугачёва иначе, так как  бунтарь и офицер императорской армии – враги, кроме того Гринёв помнит расправу над комендантом. Но человеческие отношения двух героев стоят вне их официальных отношений. Пугачёв не только сохраняет жизнь своему знакомому, но и устраивает его счастье, проявляя при  этом благородство и терпимость, уважая Гринёва за верность слову, доброту.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Васильева Н.К. написал(а) 2820 дней назад (нейтрально) 
     
    0

    Уважаемые коллеги! Мне очень понравилось содержание вашего интегрированного урока. Вы учите детей работе с различными источниками, формируете их исследовательские навыки, активизируете мыслительную деятельность! Будучи учителем-предметником другого профиля, мне было интересно наблюдать за этапами вашего урока. Спасибо, я нашла дл себя идеи, которые могу использовать на уроках иностранного языка. Творческих успехов вам! Васильева Нина Константиновна

     
       
     
     
    0 очков