Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМБОУСОШ №4 г. Советский, Советский ХМАО-Югра
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 06.10.2014
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 6943
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
Индивидуальный подход в обучении русскому языку в старших классах при подготовке к итоговой аттест...
Индивидуальный подход в обучении русскому языку в старших классах при подготовке к итоговой аттестации.
 
 

В данной статье рассматривается необходимость индивидуального подхода для старшеклассников, возможность организации индивидуального плана учебной деятельности при подготовке к итоговой аттестации.

Индивидуальный подход в обучении русскому языку в старших классах при подготовке к итоговой аттестации.

В последние годы сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. А это может быть достигнуто лишь при личностно - ориентированном подходе к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.

Для педагога индивидуальный подход - один из важнейших принципов педагогической работы, который должен пронизывать весь учебно-воспитательный процесс, позволять видеть одновременно весь класс и отдельно его учеников, содействовать развитию положительных задатков, склонностей каждого ученика. Наряду с фронтальной работой необходимо осуществлять и индивидуальный подход к учащимся. Следует отметить, что индивидуализация обучения не самоцель.

Изучив работы ученых, методистов: Афанасьевой Н.А. “Личностный подход в обучении”, Лукьяновой М.И. “Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока”; познакомившись с концепцией личностно- ориентированного образования Якиманской И.С., Шогана В.В., разработала свою систему индивидуальной работы с учащимися старших классов на уроках русского языка и литературы. Цель такого обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности, состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. Учение вызвать педагогом и активизировать желанные нам психические состояния учащихся (чувство заинтересованности, сосредоточенность, умственное напряжение) также требует индивидуального подхода к учащимся. Индивидуальный подход нужно осуществлять ко всем учащимся класса: и к слабоуспевающему, недисциплинированному, и к школьнику с высоким уровнем развития способностей.

Выявление слабых и сильных сторон учащихся перед началом подготовки к итоговой аттестации осуществляется путем:

- наблюдений за работой учеников на предыдущих уроках (анализ письменных работ, устных ответов учащихся);

- беседы с учащимися в начале урока;

- поведение небольших фронтальных самостоятельных работ в начале урока.

При использовании понятия “индивидуализация обучения” необходимо иметь в виду, что при его практическом использовании идет речь не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:

- обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а в группе учащихся обладающих примерно сходными особенностями;

- учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения, например, общие умственные способности;

- индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой.

Индивидуализацию можно рассматривать с точки зрения процесса обучения и содержание образования. Первая из них касается отбора форм, методов и приемов обучения, вторая – создания учебных планов, программ, учебной литературы и составления заданий, предъявляемых учащимся.

Характерные черты проявления индивидуальности учащихся в образовательном процессе :

разная степень усвоения учащимися предшествующего материала. Учителю необходимо выяснить степень усвоения предшествующего материала как путем анализа предыдущих отметок, так и с помощью специально про водимого среза качества усвоенных ранее знаний и способов действия (объективные методы контроля);
– индивидуальный темп, скорость продвижения учащихся в учении. Основным диагностическим способом как наиболее доступным в школьных условиях является наблюдение учителя;
– различная степень сформированности социальных и познавательных мотивов и, как следствие, различная степень заинтересованности учащихся в изучении конкретных тем того или иного предмета и в целом учебной дисциплины. Учителю важно определить индивидуальные средства развития познавательного интереса учащихся к учебному материалу (предмету);
– различная степень сформированности учебной деятельности. Учителю необходимо обеспечить освоение и закрепление основных компонентов учебной деятельности: учебная задача, учебное действие, самоконтроль и самооценка результата через субъективные мнения учителей;
индивидуально-типологические особенности учащихся (темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы). Диагностические методики, позволяющие выявить индивидуально-типологические особенности, достаточно распространены и доступны. Их использование позволяет учителю построить образовательный процесс с учетом знания реальных особенностей детей и “пристроиться” к ним.

В соответствии с алгоритмом педагогической поддержки эти приемы развивают позиции поискового этапа в направлении решения проблемы ценностного выбора, в распределении действий на добровольной основе. Ориентация на способность ученика самостоятельно преодолевать трудности открывает путь к проектированию своих действий.

Для организации индивидуального подхода в обучении русскому языку в старших классах использую при урочной системе индивидуально - ориентированный план, который составляется совместно с учеником на основе экспертизы и самоэкспертизы знаний.

Работа по такому плану позволяет организовать углубление и корректирование знаний учащихся на индивидуальном уровне ( систематизация и обобщение для подготовки к экзаменам в школе). Зная возможности и способности ученика, с помощью индивидуальных заданий стимулирую деятельность учащегося.

Индивидуальный план работы по русскому языку ученицы 11 класса

Время

Источники изучения

Материал для повторения

Дополнительное индивидуальное задание

Оценка работы

В первой графе совместно с учащимся определяем сроки проведения консультации, необходимость в которых появится по ходу изучения материала.

Во второй графе указываются номера параграфов, названия тем и разделов курса.

В третьей указываются понятия, термины, правила, которые необходимо повторить и закрепить.

В четвертой графе учащемуся выдается дополнительное индивидуальное задание для закрепления повторяемой темы.

В пятой графе - совместная экспертиза работы.

План позволяет каждому учащемуся в зависимости от имеющейся базы, своих способностей, желаний выбрать уровень выполнения заданий, темы для повторения, тем самым, создавая условия для движения сообразно своим индивидуальным особенностям. Такой план создает четкие правила деятельности, как для учителя, так и для ученика, способствует повышению эффективности обучения отдельных учащихся.

Индивидуализация обучения радикально меняет взгляд на уже известные технологии, актуализирует технологии, которым не придавалось должного значения. В данном случае речь идет о технологии обучения без насилия, технологии диалогового и рефлексивного обучения.

Результативность системы личностно - ориентированного обучения характеризуется 100% успеваемостью и хорошим качеством знаний учащихся. Работая индивидуально, я смогу помочь учащимся в их развитии. Личностно - ориентированное обучение позволит усовершенствовать знания, умения, навыки каждого ученика, уменьшить отставание, углубить и расширить знания учащихся исходя из их интересов и индивидуальных особенностей. А создание на уроке благоприятных психолого-педагогических условий обеспечит активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Библиографический список

1. Афанасьева Н. Личностный подход в обучении [Текст] /Н. Афанасьева // Школьный психолог. Пр. к “П.С.”. – 2001. – № 32. – С. 6–10.

2. Горелик И.Ф. Характерные черты личностно ориентированного урока [Текст] /И.Ф. Горелик, Е.Н. Степанов // Завуч.– 2000. – № 6. –С. 130–131.

3. Дорохина Г.В. Личностно ориентированная ситуация на уроке литературы в 9-м классе по теме “А была ли отповедь, или несколько слов в защиту Евгения Онегина” [Текст] /Г.В. Дорохина //Завуч. – 2006. – № 2. – С. 44–55.

4. Лукьянова М.И. Методика анализа личностно ориентированного урока по предметам основной школы [Текст] /М.И. Лукьянова, Н.А. Разина, Т.Н. Абдуллина //Завуч. – 2006. – № 2. – С. 13–22.

5. Лукьянова М.И. Теоретико–методологические основы организации личностно ориентированного урока [Текст] /М.И. Лукьянова //Завуч. –2006. – № 2. – С. 5–12.

6. Лукьянова, М.И. Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации [Текст] / М.И. Лукьянова //Завуч. – 2006. – № 2. – С. 35–43.

7. Никодимова Е.А. Внедрение личностно ориентированных технологий [Текст] / Е.А. Никодимова, Г.И. Ненилина //Школьные технологии. – 2005. – № 6. – С. 124–132.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев