"Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее."

А. Барбюс

 
Карточка публикации
Информация об авторе публикации,
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 15.02.2017
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 11715
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала реб...
Индивидуальный образовательный маршрут как условие оказания эффективной коррекционной помощи обучающимся c нарушенным слухом
 
 

Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута – создание условий, способствующих социализации школьников, их личностному развитию.

1. Ф.И.О. ребенка:

2. Заключение: хроническая двусторонняя сенсоневральная глухота (состояние после проведения КИ), задержка психического развития.

3. Данные обследования.

Обращенную речь не понимает. В самостоятельном общении использует отдельные звуки и их сочетания, а также жесты, преимущественно естественные. Навык слухового восприятия не сформирован. Артикуляционная, пальцевая и общая моторика развита недостаточно. Голос тихий, повышается или переходит на фальцет на некоторых гласных и согласных звуках. Запас знаний об окружающем резко ограничен.

Индивидуальный маршрут развития составлен на основе «Программы развития слухового восприятия учащихся специальных (коррекционных) учреждений II вида» (М.: Просвещение, 2006 г.) и учебно-методического комплекта «Учусь слушать и говорить» (СПб.: КАРО, 2014 г.), подготовленного профессором РГПУ им А.И. Герцена, СПб НИИ уха, горла, носа и речи И.В. Королевой.

Сроки

Направления развития слухового восприятия

Материал и упражнения

Развитие слухового восприятия неречевых звуков, формирование лексикона описания звуков и их характеристик

12.10.15 – 29.10.15

Развитие умения обнаруживать звук

 

Упражнение 1. «Слышу – не слышу».

Материалы: два непрозрачных пластмассовых банки – одна пустая, другая – наполненная горохом, два мобильных телефона, один из которых в беззвучном режиме, другой – с ритмичным звуковым сигналом, два колокольчика – один с язычком, другой – без язычка; лист с изображениями звучащих предметов и словами, используемыми в данном упражнении.

Речевой материал.

Я слышу.                    Я не слышу.

Да.                              Нет.

Звук есть.                 Звука нет.

Я слышу звук.           Я не слышу звука.

Упражнение 2. «О чем говорят разные предметы».

Материалы: лист с изображениями звучащих предметов, используемых в данном упражнении; предметы обстановки, с помощью которых ребенка знакомят со звуками.

Речевой материал: стук в дверь, звук шагов, шарканье подошв обуви, звон ложки в чашке, шум отодвигаемого стула, щелчок выключателя света, звук открывания ручки/замка двери, звяканье ключей, звук льющейся воды из крана, звон ложки в чашке.

Упражнение 3. «Слышу и рисую».

Материалы: ручка; разные предметы, с помощью которых можно извлекать звуки произвольной длительности (телефон, банка с наполнителем, дудка и др.), чистый лист бумаги, лист с изображениями лабиринтов.

02.11.15 – 12.11.15

Развитие умения узнавать звуки окружающего мира

Упражнение 1. «Угадай, какой это был звук».

Материалы: фарфоровая чашка с ложкой, листы бумаги, шариковая ручка, небольшая кастрюля с крышкой, ножницы; лист с изображениями предметов и списком слов (названия предметов и звуков), используемых в данном в упражнении.

Речевой материал: шуршит бумага, щёлкает ручка, звенит ложка, звук резания бумаги ножницами, гремит крышка кастрюли.

Упражнение 2. «Цепочки из звуков».

Материалы: лист бумаги, чашка с ложкой, небольшая кастрюля с крышкой, ручка, ключи; лист с изображениями предметов и словами, используемыми в данном упражнении.

Речевой материал: бумага шуршит, ложка звенит, крышка гремит, ручка щёлкает, ключи звенят.

23.11.15 – 03.12.15, 15.12.15 – 31.12.15

Развитие умений узнавать и имитировать звуки, которые издает человек

Упражнение 1. «Кто кашляет, а кто плачет?», Упражнение 2. «Сколько звуков я слышал?»

Материалы: лист с изображениями людей, издающих звуки, и соответствующими подписями.

Речевой материал: плач, кашель, крик, хлопки, смех, речь/разговор, чихание.

Упражнение 3. «Я знаю эти звуки».

Материалы: фарфоровая чашка с ложкой, лист бумаги, ключи, шариковая ручка, небольшая кастрюля с крышкой; лист с изображениями источников окружающих звуков и звуков, издаваемых человеком.

Речевой материал: шуршит бумага, звенит ложка, щёлкает ручка, гремит крышка, звенят ключи, плач, кашель, крик, хлопки, речь/разговор, чихание.

11.01.16 – 20.02.16

Развитие умения различать отдельные характеристики неречевых и речевых звуков

 

Различение звуков по громкости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Различение звуков по длительности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Различение звуковых последовательностей по количеству и ритму

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Различение звуков по высоте

 

 

 

 

 

 

Упражнение 1. «Громкий или тихий звук?»

Материалы: чашка с ложкой, барабан с палочками, две пластиковые бутылки с камешками и рисом, радиоприемник и другие предметы, с помощью которых можно извлекать звуки разной громкости; лист с изображениями предметов, издающих тихий и громкий звуки, а также со словами, описывающими громкость звуков.

Речевой материал: громкий – тихий, громко – тихо, звук громкий – звук тихий, я слышу громкий звук, я слышу тихий звук.

Упражнение 2. «Тише или громче?»

Материалы: чашка с ложкой, барабан с палочками, две пластиковые бутылки с камешками и рисом, радиоприемник и другие предметы, с помощью которых можно извлекать звуки разной громкости; лист со схематическими изображениями громкости звуков.

Речевой материал: тихо, громко, очень громко, очень тихо, этот звук тише, этот звук громче, первый звук тише/громче, тихий звук, громкий звук.

Упражнение 3. «Солдаты».

Материалы: ложка, фарфоровая чашка, барабан с палочками; лист со схематическими изображениями серий звуков разной громкости.

Речевой материал: тихий – тихий – тихий, тихий – громкий – тихий, громкий – тихий – тихий и др.

Упражнение 4. «Голос».

Материалы: листы со схематическими изображениями гласных с меняющейся громкостью.

 

Упражнение 1. «Короткий или длинный звук?»

Материалы: свисток, пластиковая бутылочка с наполнителем (мелкими пуговицами, горохом), деревянная трещотка и другие предметы, с помощью которых можно производить звуки произвольной длительности; лист с изображениями предметов, с помощью которых можно производить звуки произвольной длительности, а также со словами, описывающими длительность звуков.

Речевой материал: короткий, длинный, короткий звук, длинный (долгий) звук, я слышу короткий звук, я слышу длинный звук, этот звук короче, этот звук длиннее.

Упражнение 2. «Веревочки».

Материалы: свисток, пластиковая бутылочка с наполнителем (мелкими пуговицами, горохом), деревянная трещотка и другие предметы, с помощью которых можно производить звуки произвольной длительности; лист со схематическими изображениями серий звуков разной длительности.

Речевой материал: длинный – короткий, длинный – длинный, короткий – длинный и др.

 

Упражнение 1. «Сколько было звуков?»

Материалы: барабан с палочками, баночка с горохом и другие предметы, с помощью которых можно издавать разное число звуков; лист с изображением предметов, с помощью которых можно издавать разное число звуков, а также со схематическими изображениями количества звуков.

Речевой материал: один – много, один, два, три, четыре, один звук, много звуков, один звук (1), два звука (2), три звука (3), четыре звука (4), я слышала один звук, я слышала два (три, четыре) звука.

Упражнение 2. «Ритмы».

Материалы: барабан с палочками, баночка с горохом и другие предметы, с помощью которых можно издавать разное число звуков; лист с изображением предметов, с помощью которых можно издавать разное число звуков, а также со схематическими изображениями ритмов.

 

Упражнение «Высокий или низкий звук?»

Материалы: детское пианино, фанатская дудка (низкочастотный звук) и свисток (высокочастотный звук); лист с соответствующими рисунками и надписями.

Речевой материал: низкий, высокий, низкий звук, высокий звук, я слышу низкий звук, я слышу высокий звук, низкий голос, высокий голос.

29.02.16 – 10.03.16

Развитие умения узнавать звуки музыкальных инструментов

Упражнение «Музыкальные инструменты».

Материалы: музыкальные инструменты – барабан, треугольник, маракасы, ксилофон, бубен, детское пианино, лист с изображениями музыкальных инструментов.

Речевой материал: барабан, треугольник, маракасы, ксилофон, бубен, пианино.

14.03.16 – 24.03.16

Развитие умения узнавать неречевые звуки с использованием аудиозаписей

Упражнение 1. «Угадай, какой это был звук», Упражнение 2. «Цепочки из звуков».

Материалы: аудиозаписи на USB-накопителях, интернет-источники со звуковыми файлами, специально разработанные компьютерные программы, в которых звуки предъявляются с помощью компьютера через динамики («Звучащий мир», «Я в мире звуков»).

Речевой материал: названия природных шумов; названия транспорта, животных, птиц, а также звуков, которые они издают.

28.03.16 – 31.03.16, 11.04.16 – 14.04.16

Развитие умения находить источник звука в пространстве

Упражнение 1. «Справа или слева?»,

Упражнение 2. «Впереди или сзади?»

Материалы: разные звучащие предметы (пластиковая бутылка с наполнителем, телефон, свисток и др.); лист со словами, обозначающими взаимное расположение предметов и соответствующими схемами.

Речевой материал: справа, слева, впереди, сзади.

Упражнение 3. «Где звук?»

Материалы: коробка с наполнителем, телефон, свисток, бумага, «голос».

Речевой материал: близко, далеко, спереди, сзади.

Развитие умения ребенка различать слоговую структуру слова и умения узнавать слово с опорой на его ритмическую структуру

18.04.16 – 28.04.16, 10.05.16 – 17.05.16

Развитие умения воспринимать и воспроизводить слоговую структуру слова

Упражнение 1.

Цель – научить ребенка различать слова по длительности и числу слогов при парном сравнении или выборе из трех слов, произносить их с опорой на чтение и частично на слух голосом разной громкости.

Материалы: таблицы «Односложные и трёхсложные слова», «Односложные и двухсложные слова», «Двухсложные и трёхсложные слова», «Одно-, двух- и трёхсложные слова».

Речевой материал: стул, стол, шкаф, два, три, пять, рот, нос, я, ты, да, нет, лук, суп, дом, мяч, кто, что, где, вот, мел, тапочки, сапоги, магазин, карандаш, холодно, яблоко, апельсин, капуста, молоко, обедать, собака, голова, бабушка, девочка, хорошо, самолёт, автобус, машина, одежда, посуда, можно, вода, папа, мама, юбка, слушай, ручка, ложка, каша, мальчик, шапка, носки, открой, нельзя, громко, болит, тетрадь, книга, кошка.

Упражнение 2.

Цель – научить ребенка узнавать слова при выборе из 4 и более слов, произносить их с опорой на чтение и частично на слух голосом разной громкости.

Материалы: таблицы «Односложные и трёхсложные слова», «Односложные и двухсложные слова», «Двухсложные и трёхсложные слова», «Одно-, двух- и трёхсложные слова».

Речевой материал: два, три, пять, стул, стол, шкаф, рот, нос, я, ты, да, нет, суп, лук, дом, мяч, кто, что, где, вот, мел, тапочки, сапоги, магазин, карандаш, холодно, яблоко, апельсин, капуста, молоко, обедать, собака, голова, бабушка, девочка, хорошо, самолёт, автобус, машина, одежда, посуда, можно, вода, папа, мама, юбка, слушай, ручка, ложка, каша, тетрадь, книга, кошка, мальчик, шапка, носки, открой, нельзя, громко, болит.

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев