Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМБОУ СОШ №1, Красновишерск
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 02.07.2015
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 21197
Рейтинг публикации
1 оценок
Другие публикации автора
Урок проводится с использованием метода моделирования музыки, хорошо помогает раскрыть тему урока на...
Данный метод используется на уроках музыке с 1-8 классы, очень хорошо помогает погружаться в оперу, ...
урок музыки в 4 классе "выразительность и изобразительность в музыке"
 
 

Урок музыки в 4 классе

Тема урока: «Выразительность и изобразительность в музыке»

 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 

Цель урока: через понятия «изобразительность и выразительность» раскрыть художественную ценность музыкальных произведений.

 

Задачи:

  • Расширить представления детей об изобразительности и выразительности в музыке;
  • Переводить художественные образы с языка одного вида искусства на другой;
  • Анализировать воплощение музыкальных образов в интонациях, жанрах и средствах музыкальной выразительности;
  • Познакомить с фортепианным циклом М.П.Мусоргского «Картинки с выставки»;
  • Показать работу с различными видами информации: текстовая, презентационная, музыкальная, художественная.

 

Методические принципы:

  • Целостность изучения музыкальных произведений как основа гармонии эмоционального и интеллектуального начал в музыкальном развитии;
  • Освоение музыкального произведения в процессе создания его моделей: вербальной, звуковой;
  • Освоение интонационного языка музыки как «родного», понятного без перевода.

 

План урока:

1 блок: через знания о средствах музыкальной выразительности, выбор эпиграфа к уроку - выйти на тему урока.

 

2 блок: раскрытие темы урока. Определить назначение изобразительности и выразительности для музыкальных образов. Ответить на вопросы: Существуют ли произведения только выражающие, и только изображающие? Являются ли средства музыкальной выразительности и средствами музыкальной изобразительности?

Знакомство с фортепианным циклом «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского (история создания).

Анализ музыкальных образов через работу с музыкальной информацией, художественной информацией, презентационной.

 

3 блок: закрепление изученного, обобщение темы урока – вывод о единстве изобразительности и выразительности в музыке, об их художественном значении для музыкальных образов.

 

Оборудование для проведения урока: компьютер, проектор, экран, музыкальный материал, раздаточный материал (высказывания о музыке), презентация.

 

 

Ход урока

 

Орг.момент – приветствие.

 

1 блок:

Ребята, мы продолжаем с вами знакомиться с удивительным миром музыки. Но сегодня мне бы хотелось, что бы вы сами определили тему нашего урока. Посмотрите на доску (кластер). Перечислите то, что отмечено: тембр, темп, динамика, лад, регистр, длительности, штрихи. Что это? Что это за средства? (СМВ). Зачем они нужны композитору? Что бы сделать музыку выразительной, понятной для нас. А что музыка может выражать? (чувства, мысли, настроение). Хорошо. А музыка только умеет выражать? (если дети не называют изобразительность, то на примере р.н.п. «Вниз по матушке по Волге», где я исполняю голосом – дети отвечают, какие чувства выражает песня, и что она изображает). Итак, музыка может быть выразительной и изобразительной. Назовите тему сегодняшнего урока: «Выразительность и изобразительность в музыке», молодцы. А сейчас обратите внимание на карточку №1 у вас на столах.  В ней вы найдете три высказывания о музыке. Выберите тот, который станет эпиграфом к нашему уроку, т.е. будет соответствовать теме урока. Работайте в парах, обсудите и придите к единому выбору. (работают)

 

Итак, эпиграфом к нашему уроку будет чье высказывание? Дети зачитывают Музыка - это язык души; это область чувств и настроений; это - в звуках выраженная и красиво нарисованная жизнь души. (А.Н.Серов). Молодцы. Раскрывается доска, где записан эпиграф и три вопроса.

 

2 блок:

Ближайшие уроки мы с вами будем говорить о выразительности и изобразительности  в музыке. И нам необходимо ответить на три вопроса:

  1. В чем назначение изобразительности и выразительности для музыкальных образов?
  2. Существуют ли произведения только выражающие, и только изображающие?
  3. Являются ли средства музыкальной выразительности средствами музыкальной изобразительности?

 

И на основе произведений М.П.Мусоргского мы постараемся ответить на эти вопросы.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Зимой 1874 года в Санкт-Петербурге состоя­лась посмертная выставка акварели, рисунков и проектов худож­ника В.А. Гартмана. М.П. Мусоргский к тому времени собирался посвятить памяти друга какое-либо свое сочинение. И под впе­чатлением от выставки Мусоргский задумал написать несколько фортепьянных пьес в форме сюиты под названием «Картинки с выставки».

 

«Картинки с выставки» - это сюита из десяти пьес, ка­ждая из которых озвучивает одну из работ художника. Есть ли в данной информации вам слова, понятия которых вам неизвестны? (сюита – даем определение)

 

Скажите, а  как можно музыкой оживить произведения живописи? Чем музыкаль­ная картина будет отличаться от изобразительной? - Для того чтобы создать звуковую картину необходимо, чтобы персонаж за­говорил или запел, необходимо чтобы персонаж начал двигаться, чтобы в музыке нашли выражение его жесты, мимика, пантомимика, походка.

 

И вот здесь самое важное место отводится выразит-ти и изобразит-ти музыки.

Я предлагаю вам послушать одну тему и определить ее героя, какой он, где находится.

 

- Слушаем «Прогулка». Анализ.

С помощью наводящих вопросов дети по музыке опре­деляют героя произведения - бодро шагающий доброжелательный мужчина средний лет.

По размашистости мелодии можно понять, что герой находит­ся в довольно объемном помещении, он находится в начале пути, прогуливается в предвкушении чего-то очень хорошего. Благодаря каким средствам это удалось передать? (тембр, темп, лад и т.д.)

Тема этого героя будет звучать на протяжении всего произведения, т.к. наш герой передвигается по выставке от одной картины к другой. А как вы думаете, его образ будет всегда таким, каким мы его описали? Почему? Узнаем, когда прослушаем всю сюиту.

 

А сейчас, давайте познакомимся с первой картиной (на слайде «Гном»)

 

На рисунке В.Гартмана была изображена елочная игруш­ка - щипцы для колки орехов в виде маленького гнома. Рассмо­трите рисунок гнома и попытайтесь сами озву­чить рисунок. Здесь главное - смоделировать возможные движе­ния маленького гнома.

Как щипцы могут выглядеть? - Ручка может быть в виде ног гнома, а колка в голове. Может ли гном ходить? - Поступательно не может, ноги скреплены, гном может на своих ногах только под­скакивать и прыгать. Может ли гном кружиться на одном месте?

-     Может кружиться, а двигаться только скачками. Как это будет выражено в музыке?

Какие звуки мы слышим в момент колки ореха? - Два момента: закрепление ореха, и раскалывание ореха, один звук слабенький, а второй - длинный и сильный. Гном может кружиться, раскачи­ваться, быть на одном месте или передвигаться скачками.

 

Давайте  послушаем пьесу Мусоргского и попробуем охарактеризовать образ гнома, созданный компози­тором.

- Слушаем «Гном». Анализ. Находим общее  моделировании детей и воплощением замысла композитора. Делаем акцент на СМВ.

 

Скажите пожалуйста, можем ли мы уже сейчас ответить на поставленные в начале урока вопросы? Отвечаем.

 

Молодцы. Домашнее задание – выписать в тетрадь определение – сюита, и узнать, чей образ композитор изобразил в пьесе «Прогулка».

 

Спасибо за урок.

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев