Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМКОУ Большовская СОШ, хутор Большой Серафимовичского района Волгоградской области
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 29.03.2013
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 21932
Рейтинг публикации
3 оценок
план-конспект урока по изобразительному искусству "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце"
 
 

Конспект урока

Педагог (Ф.И.О.)  Ткачева Наталья  Александровна

Предмет   изобразительное искусство

Класс  пятый

Тема урока:  Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце

Цели урока:  (образовательные, развивающие, воспитательные)

ü Дать учащимся возможность выявить характерные особенности символического значения полотенца; сформировать умение создавать узоры вышивки по собственному замыслу, используя разнообразные приемы вырезания из бумаги.

ü Углублять эстетические познания о народном декоративно - прикладном искусстве; развивать творческую активность, навыки работы в аппликации, эстетический и художественный вкус.

ü Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и её культуре.

Задачи урока:

ü Помочь учащимся в освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки;

ü Формировать умение выстраивать  орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы.

ü Проявлять уважительное отношение к народному искусству.

ü Выявлять характерные особенности вышивки на полотенце, создавать узоры  по собственному замыслу,  используя орнаментальную символику (ромбы, треугольники, кресты, квадраты, круги).

Тип урока:  комбинированный

Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, записи русской инструментальной музыки.

 

 

Этапы урока

 

Содержание этапа

  1. 1. Организационный

 

Цель для учителя: обеспечить нормальную обстановку для работы на уроке и психологическую подготовку учащихся к общению и предстоящему занятию

Цель для учащихся:

 

Настрой на учебную деятельность, на  продуктивную подготовку к уроку.

 

Задачи:

 

  • Создать благоприятную атмосферу в классе, способствующую усвоению и применению знаний.
  • Подвести учащихся к пониманию цели урока, реализации знаний.

 

 

Ход работы этапа: Приветствие. Выявление отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания, создание эмоционального настроя на урок. Мотивация к учебной деятельности.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная (выполняют самооценку готовности к уроку)

Функция преподавателя на данном этапе: организационная

Показатели выполнения учебных задач этапа:

Доброжелательный настрой учителя и учащихся; кратковременность организационного момента; полная готовность класса и оборудования урока к работе; быстрое включение класса в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.

Учитель:

Прозвенел звонок у нас

Всех ребят позвал он в класс.

Проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

 

Проверим на месте ли…

 

Инструмент бывалый-

Не большой, не малый.

У него полно забот

Он и режет, и стрижет.  (ножницы) Покажите их.

Разноцветные листы,

Вырезай и клей их ты.

Аппликации, картинки

Серебристые снежинки.

Можешь сотворить и флаги

Из листов …(цветной бумаги)

 

Чтобы два листа скрепить,

Ты его не пожалей,

Нужно на листок налить

Липкий канцелярский …(клей)

- Ребята, сегодня мы  очередной раз погрузимся в фантастический мир изобразительного искусства и поработаем в нашей творческой мастерской.

Метод мотивации: словесно – иллюстративный.

Длительность этапа: 3 минуты

 

Проверка домашнего задания

Цель для учителя: Актуализировать опорные знания и умения. Организовать работу по повторению изученного материала, выявить возможные затруднения, помочь их ликвидировать; развитие  творческих способностей учащихся

Цель для учащихся:

Актуализировать знания прошлых уроков.

Задачи:

  • Проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания
  • Поддержать у учащихся интерес к уроку.

 

- Вспомните, пожалуйста, что было задано на дом?

(Ответы детей: подобрать и принести иллюстративный материал  орнаментов русской народной вышивки.)

Давайте оформим доску иллюстрациями, которые вы подобрали. (Учащиеся прикрепляют иллюстративный материал на доску)

Методы организации работы:

 

  1. Фронтальная работа по основным вопросам ранее изученных  тем.

Какие древние образы  в народном искусстве вы знаете?  Как все эти образы связаны с восприятием мира крестьянином? Каким образом человек выражал свои представления о мире?

 

Критерии достижения целей и задач этапа:

Цели и задачи достигнуты: обучающие показывают отличное владение понятийным аппаратом, знают традиционные образы в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь – лось – олень, птица, солнечные знаки)

Цели и задачи достигнуты не полностью: проверка показала недостаточное  знание и понимание понятийного аппарата, в устных ответах отсутствует аргументация.

Цели и задачи не достигнуты: обучающиеся не готовы к уроку, плохо или совсем не знают понятийный аппарат, соответственно не могут ответить на устные вопросы.

Форма работы на данном этапе фронтальная.

Методы мотивирования: предлагается учащимся на примере  приготовленных изображений орнаментов русской народной вышивки, принесенных из дома,  раскрыть смысл ранее изученных понятий.

Критерии оценивания выполнения домашнего задания:

«Отлично» - на уроке учащийся активно поднимает руку, дает правильные ответы, без затруднения приводит аргументы по теоретическим вопросам.

«Хорошо» - учащийся не может свободно, без затруднения ориентироваться в причинно следственных связях материала домашнего задания

«Удовлетворительно» - учащийся испытывает затруднения при ответите на основные вопросы темы, не отвечает на дополнительные вопросы.

«Неудовлетворительно» - учащийся не владеет понятийным аппаратом по теме, не понимает задание.

Длительность этапа: 5 минут

 

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Цель:

Создать условия для активного и сознательного усвоения  нового материала

Задачи этапа:

  • Организовать познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала.
  • Сформировать целенаправленный характер учебой деятельности.
  • Помочь учащимся сформулировать цель и выбирать конкретные средства ее достижения.

На столе у учителя стоит ларец.

-  Ребята, а как вы думаете, почему вы дома подбирали материал именно об орнаментах русской народной вышивки? Прежде, чем вы ответите на этот вопрос,  я бы хотела загадать вам загадку, отгадка на которую лежит в волшебном ларце:

 

Есть у каждого в квартире,

И побольше, и пошире.

После ванны, после душа,

Вас обнимет и просушит.  (Полотенце)
(Ответы детей)
-   Правильно, ребята. А тема урока так и звучит: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце». И главная цель урока научиться создавать  собственные  орнаменты  русской народной вышивки  на полотенце в технике аппликации.

(Учитель достает русское вышитое полотенце из ларца и закрепляет его на доске)

Обратите внимание на эпиграф к уроку: « К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать». А.Б.Салтыков Как вы думаете, зачем нам изучать народные традиции, знакомиться с народным искусством?

(Ответы детей)

- Совершенно верно. Без прошлого нет настоящего и будущего, поэтому мы должны бережно сохранять наши народные традиции, традиции народного искусства, прославлять талант и мастерство русского народа.

Показатели выполнения учебных задач этапа: Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; - эффективность восприятия и осмысления нового материала; - понимание учащимися  практической значимости изучаемого материала.

Длительность этапа: 3 минуты

Усвоение новых знаний

Цель для учителя:

Организовать и направить деятельность учащихся на усвоение знаний о символическом значении полотенца. На основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения.

 

Задачи:

  • Дать учащимся конкретное представление о символическом значении полотенца, мотивах орнамента на нем
  • Добиться усвоения учащимися метода воспроизведения изучаемого материала.

.

Организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала.

Формы и методы представления нового материала: использование информационных технологий.

Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека с использованием презентации. Приложение №1

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц рукодельниц.

Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное  узоречье всем на радость.

 

 

 

 

 

Праздничные одежды, скатерти-столешники, края покрывал - подзоры, концы полотенец - всё было украшено тканым или вышитым орнаментом.

 

 

 

 

 

 

 

 


Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни.

Взгляните, какие дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки: здесь и птица-пава с пышным хвостом.

 

 

 

 

 

 

 


Женская  фигура с поднятыми вверх руками - это изображение матери- земли. Она всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотрите, как условно она решена. Женская фигура с поднятыми вверх руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека

 

 


 

 

 

 

 

 

На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц-пав, изображённых по сторонам куста-дерева. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым. Птицы на вышивках очень декоративны, они непохожи на своих природных собратьев. В народной вышивке встречается такой сюжет: две птицы со сросшимися спинами. Эту композицию называют ладьёй. А из центра ладьи может вырасти сказочное дерево, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках - древо жизни.

 

 

 

 

 

 

 


Цвет на полотенце имеет своё значение. Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, понятием о благе. Белый цвет в вышивке олицетворял женское начало. Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.

Вышивкой занимались повсюду, но в каждой губернии России она звучала по-своему, сохраняя черты местного своеобразия.

Традиция вышивания сохраняется и сегодня. Наряду с древними образами вышивка обогащается темами, связанными с современной жизнью в деревне.

 

Показатели выполнения учебных задач этапа:

Критерием выполнения дидактических задач служит качество ответов учащихся и их действия в процессе беседы, активное участие в подведении итогов беседы.

Длительность этапа: 10 минут

 

Закрепление новых знаний.

Цель для учителя:

Первичная проверка степени усвоения учебного материала; углубление знаний о символике и орнаменте русского полотенца.

Цель для учащихся:

Умение выполнить узор вышитого полотенца в технике аппликации, демонстрируя полученные знания и умения.

 

Задачи:

  • Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
  • Добиться повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
  • Выработать соответствующие навыки и умения.
  • Создать ситуацию успеха, возможность демонстрации своих достижений через выставку работ.

Первичная проверка понимания изученного:

- Давайте попытаемся обобщить знания, которые вы только что получили. А поможет нам в этом Кубик Блума.

(На гранях кубика написаны следующие слова: «Почему», «Назови», «Объясни» и т.д. Ученик бросает кубик. Задача – сформулировать вопрос по учебному материалу, который бы начинался со слова, оказавшегося на грани кубика, остальные стараются дать правильный ответ)

-Молодцы, вы хорошо усвоили теоретический материал.

Ребята, чтобы немного отдохнуть я предлагаю выполнить физминутку. Приложение №2

Теперь вы отдохнули и готовы работать дальше.

Применения изученного, контроля, самоконтроля:

Творческая мастерская.  Самостоятельная работа учащихся. Постановка художественной задачи.

А теперь каждый из вас пусть выполнит свой эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.  Постарайтесь  размерами, цветом выделить главный мотив, дополните  его орнаментальными рядами, которые выстройте  из ритмически повторяющихся знаков – символов. Работать будем в технике аппликации.

Прежде чем начнем работать давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами и клеем, а также приемы складывания бумаги для вырезания  повторяющегося или симметричного узора.

 

Практическое выполнение задания.

Музыкальное сопровождение   (русская народная музыка. Приложение №3). Учащиеся самостоятельно работают.  Учитель редактирует, корректирует деятельность.

Длительность этапа: 20 минут

Итог урока.

Цель для учителя:

Подвести итог урока. Дать оценку работы учащихся на уроке.  Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Цель для учащихся:

уметь анализировать и оценивать собственную работу и работу других учащихся. Понимать цель, содержание и способы выполнения домашнего задания.

Задачи:

  • Провести анализ работы учащихся на уроке;
  • Объяснить учащимся цель домашнего задания и способы его выполнения

 

На доске организовывается экспресс - выставка работ учащихся.  Учащиеся совместно с учителем оценивают качество выполненных работ, аккуратность, высказывают свое мнение. Итогом является оценивание работ в процессе совместного обсуждения.

Молодцы!  Ребята, посмотрите,  какие замечательные полотенца  вы сегодня создали. Вам понравилось работать? Как вы считаете, удалось ли нам реализовать поставленную задачу?  (Ответы детей)

А в нашей повседневной жизни можно ли найти применение такому полотенцу?

(Ответы детей)

Ребята, а что бы подвести итог работы нашей мастерской, давайте поиграем в игру «Закончи предложение».   Сегодня на уроке я узнал ….  Больше всего мне понравилось…          (проводим рефлексию)

Дифференцированное домашнее задание с учетом индивидуальных возможностей учащихся:

ü Найти изображения женщин и мужчин в народных костюмах, а также отдельные детали костюмов на открытках, фотографиях, в иллюстрациях к детским книгам

ü Подготовить сообщение на тему: «Традиционная одежда разных народов».

ü Подготовить презентацию на тему «Народный праздничный костюм»

Показатели выполнения учебных задач этапа:

Обязательное  выполнение этапа в границах урока, до звонка.

Длительность этапа: 4 минуты

 

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев