Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМОУ Павловская основная общеобразовательная школа №2, Павловка
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 12.05.2013
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 26933
Рейтинг публикации
2 оценок
Другие публикации автора
Данный урок разработан на основе программы В.В. Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н Кичак «Музыка» и является ...
Конспект урока в 5 классе по теме:"Музыкальные краски композиторов-импрессионистов"
 
 

Применение музыкальной психотерапии на уроке музыки в 5-м классе по теме "Музыкальные краски композиторов-импрессионистов"

Данный урок разработан на основе программы В.В. Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н Кичак «Музыка» и является последним уроком  по теме раздела «Музыка и изобразительное искусство».

Тема урока: «Музыкальные краски» в произведениях импрессионистов.

Цель урока: познакомить с направлением в искусстве – импрессионизмом, рассмотреть особенности проявления импрессионизма в музыке и живописи.

Задачи урока: Дидактические ( образовательные):

-   сформировать систему знаний, нацеленных на осмысление средств музыкальной выразительности;

-  способствовать расширению у обучающихся знаний о музыкальной культуре разных стран;

-         сформировать умение сравнивать музыкальное произведение с произведениями ИЗО;

-         побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов.

Развивающие:

-         развить интерес к музыке  через творческое самовыражение;

-         развить чувственные ощущения  от прослушанных музыкальных произведений и произведений ИЗО;

-         развить наглядно- образное мышление;

-         развить познавательную активность в процессе сравнивания музыки и ИЗО.

Воспитательные:

-воспитать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному;

-         воспитать эмоциональную отзывчивость.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-углубления темы «Музыка и изобразительное искусство».

Оборудование: доска, мультимедийный проектор, ПК, наборы тестовых заданий, П.И. Чайковский «Апрель. Подснежник»,М.П.Мусоргский «Борис Годунов», Н.А.Римский-Корсаков «Океан-море синее»,К.Дебюсси «Облака», М.Равель «Игра воды», репродукции художников-импрессионистов.

Методы: словесный, междисциплинарных взаимодействий, научности, проблемного обучения, творческий, метод стимулирования и мотивации учения, мозговой штурм,  метод «пластического интонирования».

Ход урока

1. Орг. момент: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о музыке и живописи, об их удивительном и закономерном содружестве – ведь оба эти искусства учат нас видеть и понимать красоту окружающего мира.

2. Проверка дом.зад: На прошлом уроке вы познакомились с музыкальным пейзажем.

-Скажите, а откуда в музыку пришло понятие «пейзаж»?

-Что оно означает?

(Слово «пейзаж» пришло из живописи, оно означает изображение картины природы на рисунке.) На доске вы видите репродукции картин великих художников(Алексей Саврасов «Грачи прилетели», Исаак Левитан «Март», «Большая вода»

Дома вы нарисовали иллюстрацию к произведению П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник», а также подобрали литературный ряд. Посмотрим что у вас получилось. (Дети по желанию демонстрируют).

3.Проверка знаний и умений учащихся

Ребята, на предыдущих уроках мы пытались ответить на вопросы:

-         Что же роднит музыку с литературой?

-         Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

-         Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?

-         Что такое музыкальный пейзаж?

-         Звучит ли музыка с полотен великих мастеров кисти?

Для большего усвоения темы, я предлагаю выполнить тест ( 2 варианта).

 

Физ. Минутка(включаю отрывки из оперы Мусоргскова «Борис Годунов», Н.Римский-Корсаков «Океан-море синее» дети импровизируют)

4. Подготовка к усвоению новых знаний.

Если видишь: на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная лавина, или поле и шалаш, 
Обязательно картина называется – ПЕЙЗАЖ.

Сегодня мы обратимся к творчеству «музыкальных импрессионистов» - музыке французских композиторов 20 века Клода Дебюсси и Мориса Равеля и посмотрим как они изображают в своих произведениях музыкальный пейзаж.

У вас наверняка уже возник вопрос, а кто это - импрессионисты?

5. Усвоение новых знаний. Для того чтобы ответить на вопрос послушаем сообщение Гафуровой Д. об импрессионизме.

ИМПРЕССИОНИЗМ (от французского – впечатление) – направление в искусстве, возникшее во Франции в 70 – х годах 19 века. Зародилось в живописи и получило название по картине Клода Моне «Впечатление. Восход солнца».

Художники этого направления стремились выразить изменчивую игру света, тончайшие цветовые оттенки, передать свои мимолетные настроения. У истоков создания этого направления стояли французские художники К.Моне, К.Писсарро, Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега.

Композиторы – импрессионисты – К.Дебюсси и М.Равель – унаследовали от художников стремление передать тончайшие настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки. Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колористичностью.

6. Закрепление новых знаний.

Музыкальный пейзаж у импрессионистов – это, прежде всего, красочность, зримость, живописность. Живописность присутствует уже в названиях их произведений: «Лунный свет», «Игра воды», «Облака», «Туманы», «Мертвые листья» и т.д.

Сообщение Романова Олега

Морис Равель – французский композитор конца 19 – начала 20 века, закончил Парижскую консерваторию.

Равель создал фортепианный цикл Игра воды (Jeux d'eau), который сыграл революционную роль в развитии французской фортепианной школы: лучшие черты пианизма сочетаются здесь с оригинальным использованием колористических возможностей инструмента.

Давайте обратимся к пьесе М.Равеля «Игра воды», вслушаемся в нее: какие звуки природы можно услышать в ней и какую картину природы подсказывают эти звуки?

(Запись в тетрадь название произведения. Слушание.)

У: И так, какие же звуки вы услышали?

Д: Мы слышали переливы светлых, искрящихся водяных струй, сверкающих на солнце. Музыка наполнена удивительным светом и радостью.

У: Верно, а какую картину вы представили?

Д: Мы увидели небольшой ручей, прозрачные струи которого, так освежающе звенят в жаркий летний полдень.

У: Молодцы, вы все верно услышали, послушайте, какое определение дал этой музыке французский поэт Анри де Ренье: «Речной бог, смеющийся над щекочущими его струями».Давайте послушаем эту музыку еще раз и из картин на слайдах выберем наиболее подходящую к этой музыке, картину, которую мог увидеть композитор перед созданием этого произведения. Ответьте на вопросы, размещенные на следующем слайде.

Другой композитор - Клод Дебюсси – современник Мориса Равеля, тоже жил во Франции. Познакомит нас с этим композитором Илюхина Ирина и Калинкина Алина.

Уже в консерваторские годы он вызывал удивление, а порой и замешательство своих наставников поисками необычайных звучаний, стремлением уйти от наскучивших музыкальных штампов, Глубокое воздействие оказывает на него не только музыка, но и другие искусства. Одно из самых сильных впечатлений связано с живописью импрессионистов. Горячо увлекается Дебюсси и современной поэзией символистов с ее недосказанностью и завораживающей музыкальностью. В 90-е годы окончательно складывается самобытный музыкальный стиль композитора, рождаются первые зрелые произведения.

А сейчас мы услышим оркестровую пьесу К.Дебюсси «Облака». (Запись в тетрадь). Вслушайтесь в музыку этого произведения, сравните его с предыдущим, сходны они или различны, в чем это сходство или различие. Какую картину вы представляете, слыша эту музыку?

Слушание пьесы К.Дебюсси «Облака».

У: Как же звучала эта пьеса?

Д: Музыка этой пьесы не похожа на «Игру воды». Она более медленная, величественная, плавная, загадочная, таинственная, спокойная, созерцательная (т.е. располагающая к наблюдению, всматриванию в явление).

У: - Верно, эта музыка совсем не похожа на пьесу М.Равеля, а что вы представляли, какой пейзаж, слушая эту музыку?

Д: - Мы представляли, как по небу неторопливо, величественно и спокойно плывут облака.

У: - Взгляните на картины и скажите, похожи ли они на ваши зрительные образы к этой музыке?

Д: Да, на этих картинах мы видим причудливые формы величественно и возвышенно плывущих облаков.

У: А вы обратили внимание, какой инструмент проводил главную тему этой пьесы?

Д: Это был деревянный духовой инструмент.

У: Правильно. Это деревянный духовой инструмент, который называют английским рожком . Расскажет нам о нём  Полумордвинова В.Он обладает особым тембром, в зависимости от характера музыки, от состава оркестра, в котором он звучит, английский рожок меняет окраску своего звучания. Музыканты даже называют его хамелеоном. Этот инструмент – хамелеон может придать музыке пасторальный (пастушеский) характер, может воспроизводить интонацию человеческого голоса. Но в «Облаках» его характер иной. Он звучит не то чтобы холодно, но в его голосе нет «земного» тепла; так звучит высота, пространство.

У нас есть возможность услышать эту музыку еще раз и понаблюдать за движением облаков с помощью картин на слайдах, давайте сделаем это. (Повторное слушание с просмотром слайдов).

Какие впечатления у вас от музыки и картин теперь? (Дети высказывают свои впечатления).

Итак, с какими произведениями мы сегодня познакомились?

К какому известному течению в искусстве (живописи и музыке) относятся они?

Что такое импрессионизм?

7. Разучивание песни.

У: А сейчас мы с вами познакомимся с новой песней, которую написал  омский композитор Александр Толстобоков, она называется «Точка, точка, запятая». Послушайте ее и подумайте, как связана эта песня с темой нашего урока. (Показ песни).

Д: В этой песне поется о первых шагах в живописи любого ребенка, именно так дети учатся рисовать: «Точка, точка, запятая, вышла рожица кривая…» Из таких вот «художников» получаются настоящие мастера такие, как импрессионисты.

У: Конечно, вы правы, каждый художник когда-то был ребенком и так же, может быть неумело, но искренне пытался передать краски и предметы окружающего мира. Давайте разучим эту песню.

Работа над песней, затем обобщение и итог всего урока.

8.Итог урока

Итак, с какими произведениями мы сегодня познакомились?

К какому известному течению в искусстве (живописи и музыке) относятся они?

Что такое импрессионизм?

Домашнее задание

Запишите в тетрадь названия музыкальных произведений, известных вам, на пейзажную тему.

Рефлексия

Я сегодня на уроке узнал…

Меня сегодня удивило…

Литература

1. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке?» М., «Просвещение», 1989 г.

2. Данилова Г.И. «Мировая художественная культура» . От XVII века до современности. 11 класс, профильный уровень. «Дрофа», Москва, 2006 г.

3. «Музыка» - программа для общеобразовательных учреждений, В.В.Алеев, Т.И.Науменко. М., «Дрофа» 2003 г.

4. «Музыка» - программа для общеобразовательных учреждений, В.В.Алеев, Т.И.Науменко. М., «Дрофа» 2003 г.

5. «Музыка» Т.И.Науменко, В.В.Алеев. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, 5 класс. М., «Дрофа», 2002 г.

6. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», версия 2004 г., ресурсы Интернет, www.KM.ru

7. Смолина Е.А. «Современный урок музыки». Творческие приемы и задания. Ярославль, Академия развития, 2006 г.

8. «Я познаю мир» Детская энциклопедия, том «Музыка», М., «Астрель» 2002 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение музыкальной психотерапии на уроке музыки в 5-м классе по теме "Музыкальные краски композиторов-импрессионистов"

Данный урок разработан на основе программы В.В. Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н Кичак «Музыка» и является последним уроком  по теме раздела «Музыка и изобразительное искусство».

Тема урока: «Музыкальные краски» в произведениях импрессионистов.

Цель урока: познакомить с направлением в искусстве – импрессионизмом, рассмотреть особенности проявления импрессионизма в музыке и живописи.

Задачи урока: Дидактические ( образовательные):

-   сформировать систему знаний, нацеленных на осмысление средств музыкальной выразительности;

-  способствовать расширению у обучающихся знаний о музыкальной культуре разных стран;

-         сформировать умение сравнивать музыкальное произведение с произведениями ИЗО;

-         побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов.

Развивающие:

-         развить интерес к музыке  через творческое самовыражение;

-         развить чувственные ощущения  от прослушанных музыкальных произведений и произведений ИЗО;

-         развить наглядно- образное мышление;

-         развить познавательную активность в процессе сравнивания музыки и ИЗО.

Воспитательные:

-воспитать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному;

-         воспитать эмоциональную отзывчивость.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-углубления темы «Музыка и изобразительное искусство».

Оборудование: доска, мультимедийный проектор, ПК, наборы тестовых заданий, П.И. Чайковский «Апрель. Подснежник»,М.П.Мусоргский «Борис Годунов», Н.А.Римский-Корсаков «Океан-море синее»,К.Дебюсси «Облака», М.Равель «Игра воды», репродукции художников-импрессионистов.

Методы: словесный, междисциплинарных взаимодействий, научности, проблемного обучения, творческий, метод стимулирования и мотивации учения, мозговой штурм,  метод «пластического интонирования».

Ход урока

1. Орг. момент: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о музыке и живописи, об их удивительном и закономерном содружестве – ведь оба эти искусства учат нас видеть и понимать красоту окружающего мира.

2. Проверка дом.зад: На прошлом уроке вы познакомились с музыкальным пейзажем.

-Скажите, а откуда в музыку пришло понятие «пейзаж»?

-Что оно означает?

(Слово «пейзаж» пришло из живописи, оно означает изображение картины природы на рисунке.) На доске вы видите репродукции картин великих художников(Алексей Саврасов «Грачи прилетели», Исаак Левитан «Март», «Большая вода»

Дома вы нарисовали иллюстрацию к произведению П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник», а также подобрали литературный ряд. Посмотрим что у вас получилось. (Дети по желанию демонстрируют).

3.Проверка знаний и умений учащихся

Ребята, на предыдущих уроках мы пытались ответить на вопросы:

-         Что же роднит музыку с литературой?

-         Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

-         Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?

-         Что такое музыкальный пейзаж?

-         Звучит ли музыка с полотен великих мастеров кисти?

Для большего усвоения темы, я предлагаю выполнить тест ( 2 варианта).

 

Физ. Минутка(включаю отрывки из оперы Мусоргскова «Борис Годунов», Н.Римский-Корсаков «Океан-море синее» дети импровизируют)

4. Подготовка к усвоению новых знаний.

Если видишь: на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная лавина, или поле и шалаш, 
Обязательно картина называется – ПЕЙЗАЖ.

Сегодня мы обратимся к творчеству «музыкальных импрессионистов» - музыке французских композиторов 20 века Клода Дебюсси и Мориса Равеля и посмотрим как они изображают в своих произведениях музыкальный пейзаж.

У вас наверняка уже возник вопрос, а кто это - импрессионисты?

5. Усвоение новых знаний. Для того чтобы ответить на вопрос послушаем сообщение Гафуровой Д. об импрессионизме.

ИМПРЕССИОНИЗМ (от французского – впечатление) – направление в искусстве, возникшее во Франции в 70 – х годах 19 века. Зародилось в живописи и получило название по картине Клода Моне «Впечатление. Восход солнца».

Художники этого направления стремились выразить изменчивую игру света, тончайшие цветовые оттенки, передать свои мимолетные настроения. У истоков создания этого направления стояли французские художники К.Моне, К.Писсарро, Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега.

Композиторы – импрессионисты – К.Дебюсси и М.Равель – унаследовали от художников стремление передать тончайшие настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки. Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колористичностью.

6. Закрепление новых знаний.

Музыкальный пейзаж у импрессионистов – это, прежде всего, красочность, зримость, живописность. Живописность присутствует уже в названиях их произведений: «Лунный свет», «Игра воды», «Облака», «Туманы», «Мертвые листья» и т.д.

Сообщение Романова Олега

Морис Равель – французский композитор конца 19 – начала 20 века, закончил Парижскую консерваторию.

Равель создал фортепианный цикл Игра воды (Jeux d'eau), который сыграл революционную роль в развитии французской фортепианной школы: лучшие черты пианизма сочетаются здесь с оригинальным использованием колористических возможностей инструмента.

Давайте обратимся к пьесе М.Равеля «Игра воды», вслушаемся в нее: какие звуки природы можно услышать в ней и какую картину природы подсказывают эти звуки?

(Запись в тетрадь название произведения. Слушание.)

У: И так, какие же звуки вы услышали?

Д: Мы слышали переливы светлых, искрящихся водяных струй, сверкающих на солнце. Музыка наполнена удивительным светом и радостью.

У: Верно, а какую картину вы представили?

Д: Мы увидели небольшой ручей, прозрачные струи которого, так освежающе звенят в жаркий летний полдень.

У: Молодцы, вы все верно услышали, послушайте, какое определение дал этой музыке французский поэт Анри де Ренье: «Речной бог, смеющийся над щекочущими его струями».Давайте послушаем эту музыку еще раз и из картин на слайдах выберем наиболее подходящую к этой музыке, картину, которую мог увидеть композитор перед созданием этого произведения. Ответьте на вопросы, размещенные на следующем слайде.

Другой композитор - Клод Дебюсси – современник Мориса Равеля, тоже жил во Франции. Познакомит нас с этим композитором Илюхина Ирина и Калинкина Алина.

Уже в консерваторские годы он вызывал удивление, а порой и замешательство своих наставников поисками необычайных звучаний, стремлением уйти от наскучивших музыкальных штампов, Глубокое воздействие оказывает на него не только музыка, но и другие искусства. Одно из самых сильных впечатлений связано с живописью импрессионистов. Горячо увлекается Дебюсси и современной поэзией символистов с ее недосказанностью и завораживающей музыкальностью. В 90-е годы окончательно складывается самобытный музыкальный стиль композитора, рождаются первые зрелые произведения.

А сейчас мы услышим оркестровую пьесу К.Дебюсси «Облака». (Запись в тетрадь). Вслушайтесь в музыку этого произведения, сравните его с предыдущим, сходны они или различны, в чем это сходство или различие. Какую картину вы представляете, слыша эту музыку?

Слушание пьесы К.Дебюсси «Облака».

У: Как же звучала эта пьеса?

Д: Музыка этой пьесы не похожа на «Игру воды». Она более медленная, величественная, плавная, загадочная, таинственная, спокойная, созерцательная (т.е. располагающая к наблюдению, всматриванию в явление).

У: - Верно, эта музыка совсем не похожа на пьесу М.Равеля, а что вы представляли, какой пейзаж, слушая эту музыку?

Д: - Мы представляли, как по небу неторопливо, величественно и спокойно плывут облака.

У: - Взгляните на картины и скажите, похожи ли они на ваши зрительные образы к этой музыке?

Д: Да, на этих картинах мы видим причудливые формы величественно и возвышенно плывущих облаков.

У: А вы обратили внимание, какой инструмент проводил главную тему этой пьесы?

Д: Это был деревянный духовой инструмент.

У: Правильно. Это деревянный духовой инструмент, который называют английским рожком . Расскажет нам о нём  Полумордвинова В.Он обладает особым тембром, в зависимости от характера музыки, от состава оркестра, в котором он звучит, английский рожок меняет окраску своего звучания. Музыканты даже называют его хамелеоном. Этот инструмент – хамелеон может придать музыке пасторальный (пастушеский) характер, может воспроизводить интонацию человеческого голоса. Но в «Облаках» его характер иной. Он звучит не то чтобы холодно, но в его голосе нет «земного» тепла; так звучит высота, пространство.

У нас есть возможность услышать эту музыку еще раз и понаблюдать за движением облаков с помощью картин на слайдах, давайте сделаем это. (Повторное слушание с просмотром слайдов).

Какие впечатления у вас от музыки и картин теперь? (Дети высказывают свои впечатления).

Итак, с какими произведениями мы сегодня познакомились?

К какому известному течению в искусстве (живописи и музыке) относятся они?

Что такое импрессионизм?

7. Разучивание песни.

У: А сейчас мы с вами познакомимся с новой песней, которую написал  омский композитор Александр Толстобоков, она называется «Точка, точка, запятая». Послушайте ее и подумайте, как связана эта песня с темой нашего урока. (Показ песни).

Д: В этой песне поется о первых шагах в живописи любого ребенка, именно так дети учатся рисовать: «Точка, точка, запятая, вышла рожица кривая…» Из таких вот «художников» получаются настоящие мастера такие, как импрессионисты.

У: Конечно, вы правы, каждый художник когда-то был ребенком и так же, может быть неумело, но искренне пытался передать краски и предметы окружающего мира. Давайте разучим эту песню.

Работа над песней, затем обобщение и итог всего урока.

8.Итог урока

Итак, с какими произведениями мы сегодня познакомились?

К какому известному течению в искусстве (живописи и музыке) относятся они?

Что такое импрессионизм?

Домашнее задание

Запишите в тетрадь названия музыкальных произведений, известных вам, на пейзажную тему.

Рефлексия

Я сегодня на уроке узнал…

Меня сегодня удивило…

Литература

1. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке?» М., «Просвещение», 1989 г.

2. Данилова Г.И. «Мировая художественная культура» . От XVII века до современности. 11 класс, профильный уровень. «Дрофа», Москва, 2006 г.

3. «Музыка» - программа для общеобразовательных учреждений, В.В.Алеев, Т.И.Науменко. М., «Дрофа» 2003 г.

4. «Музыка» - программа для общеобразовательных учреждений, В.В.Алеев, Т.И.Науменко. М., «Дрофа» 2003 г.

5. «Музыка» Т.И.Науменко, В.В.Алеев. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, 5 класс. М., «Дрофа», 2002 г.

6. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», версия 2004 г., ресурсы Интернет, www.KM.ru

7. Смолина Е.А. «Современный урок музыки». Творческие приемы и задания. Ярославль, Академия развития, 2006 г.

8. «Я познаю мир» Детская энциклопедия, том «Музыка», М., «Астрель» 2002 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев