Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5, Моздок Республика Северная Осетия - Алания
Дата публикацииОпубликовано: 28.11.2015
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 18011
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
Раздел «В музыкальном театре» Тема урока: «Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила» Тип урока –закрепл...
Раздел «В музыкальном театре» Тема урока: «Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила» Тип урока –закрепл...
конспект урока музыки во 2 классе по теме «Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила»
 
 

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

г. Моздок РСО -  Алания

Урок музыки во 2-м классе по теме:

«Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Урок разработала

Казакова Светлана Владимировна

учитель музыки, 1 категории

Раздел «В музыкальном театре»

Тема урока: «Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила»

Тип урока –закрепление материала.

Форма  урока – ролевая игра

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 2 класса в предметной области «Музыка» по теме Опера «Руслан  и Людмила» М.И. Глинки.
Учебные задачи:

направленные на достижение личностных результатов:

  • формирование основ уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности;
  • формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;
  • формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы;
  • взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • знание основных закономерностей музыкального искусства (опера,  увертюра);
  • формирование основ музыкальной культуры;
  • умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне;
  • развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.

Личностные УУД: эмоционально откликаться  и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета.

Регулятивные УУД: оценивать собственную музыкально – творческую деятельность, выполнять творческие задания в рабочей тетради.

Дидактическое обеспечение урока: СМАРТ- презентация

Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), экран и проектор, интерактивная доска.

Планируемый результат деятельности: размышлять о добре и зле, оценивать эмоциональный характер музыки и определять содержание образов, накопить багаж музыкальных впечатлений и опыт хорового исполнительства на основе развития певческого голоса.

Ход урока

Организационный момент:

Настраивание учащихся на деятельность.

Входит в класс под музыку Арабского танца из оперы «Руслан и Людмила»

- Какую тему для разговора подсказывает нам музыка?

-Мир сказки, волшебства.

Актуализация темы:

-Какую песню уместно сейчас спеть, если сказка будет впереди?

Исполняют знакомую  песню Е. Птичкина «Сказки гуляют по свету» (2 куплета), вспоминают героев.

-Кто рассказывает сказки детям?

Дети перечисляют, вспоминают Кота  ученого

А сейчас я зачитаю вам отрывок из сказки , которую сегодня нам принес  наш ученый кот.

Зачитать отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русской дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету…

Дети называют сказку.

Рассказать краткое содержание сказки.

Знакомство с замыслом  М.И. Глинки по созданию музыкального спектакля.

«Первую мысль о Руслане и Людмиле подал мне наш известный комик Шаховский… На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей «Руслан и Людмила», сказал, что он бы многое переделал; я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить это намерение», — описывает Глинка зарождение замысла оперы «Руслан и Людмила».

В текст оперы вошли некоторые фрагменты поэмы, но в целом он написан заново. Глинка и его либреттисты внесли ряд изменений в состав действующих лиц. Кроме того, композитор отказался от пушкинской ироничной трактовки сюжета, создав произведение эпического размаха, исполненное больших мыслей, широких жизненных обобщений.

Переосмыслив содержание шутливой, иронической юношеской поэмы Пушкина, взятой в основу либретто, Глинка выдвинул на первый план величавые образы Древней Руси, богатырский дух и многогранную эмоционально богатую лирику.

Опера с большими перерывами была написана за пять лет. Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) 1842 г. на сцене Большого театра в Петербурге.

Дается понятие увертюры .

-Как вы думаете, какому герою сказки посвящена эта музыка?

Слушание увертюры к опере

«Руслан и Людмила» (главная партия)

Характеристика героя-Руслана

Как получилось у М.И.Глинки создать образ Руслана?

Какие средства выразительности он для этого использует?

Отвечают, используя понятия

«темп, динамика, тембр».

Добро в сказке борется со злом.

В сказке Глинка рассказал о противниках Руслана.

-Как вы думаете, какая музыка должна быть у злых сил?

Дают  предполагаемую характеристику музыки злых сил.

И вдруг… о страх!.. и в самом деле
Раздался шум; озарена
Мгновенным блеском тьма ночная,
Мгновенно дверь отворена;
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идет
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несет;

И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей:
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода.

- Обратите внимание на нотную запись в учебнике: как она отражает музыкальную характеристику образа Черномора?

Называют средства музыкальной выразительности. Раскрывают доступные особенности нотной записи. Слушание марш Черномора.

- Подтвердились ли наши предположения относительно музыкального образа Черномора?

-Давайте сравнивним  тембр инструментов в  Марше с тембрами Арабского танца

- Какой музыкальный образ вам показался ярче: образ Черномора в марше или образ Руслана в увертюре?

-А какой герой понравился больше?

-Почему?

Отвечают, аргументируя своё мнение.

Обобщение урока и вывод.

Вспомнить важные слова из песни «Сказки гуляют по свету».

Разучивают 3 куплет песни «Сказки гуляют по свету», слова которого подсказывают нравственный вывод: «Добро побеждает зло».

Делают вывод темы урока

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников:

  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Учебник «Музыка» 2 класс. Москва, Просвещение, 2004.
  2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методические рекомендации к учебнику «Музыка» 2 класс. Москва, Просвещение, 2004.

3. http://ana-sm.ru/ideas/interest/186-maslenica-nachalo-maslenichnojj-nedeli.html , материалы официального сайта Анастасии Смирновой, находящиеся в открытом доступе. Слайды №№3,4,6,8,9.

4.http://eva.ru/maslo/?gclid=CJjgwv6C6J8CFVeEzAodEHQ9qA , материалы сайта  EVA.RU находящиеся в открытом доступе. Слайды №№1,2,5,6,8,9.

5. http://demo.sinergi-school.ru/cms/index.php/projects/ottnas/26291-prazdnichno материалы сайта «школа Синергия». Создатели проекта: Миронова Ирина (школа №494) Миронова С.Ю. Миронов А.М.

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

г. Моздок РСО -  Алания

Урок музыки во 2-м классе по теме:

«Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Урок разработала

Казакова Светлана Владимировна

учитель музыки, 1 категории

Раздел «В музыкальном театре»

Тема урока: «Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила»

Тип урока –закрепление материала.

Форма  урока – ролевая игра

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 2 класса в предметной области «Музыка» по теме Опера «Руслан  и Людмила» М.И. Глинки.
Учебные задачи:

направленные на достижение личностных результатов:

  • формирование основ уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности;
  • формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;
  • формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы;
  • взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • знание основных закономерностей музыкального искусства (опера,  увертюра);
  • формирование основ музыкальной культуры;
  • умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне;
  • развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.

Личностные УУД: эмоционально откликаться  и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета.

Регулятивные УУД: оценивать собственную музыкально – творческую деятельность, выполнять творческие задания в рабочей тетради.

Дидактическое обеспечение урока: СМАРТ- презентация

Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), экран и проектор, интерактивная доска.

Планируемый результат деятельности: размышлять о добре и зле, оценивать эмоциональный характер музыки и определять содержание образов, накопить багаж музыкальных впечатлений и опыт хорового исполнительства на основе развития певческого голоса.

Ход урока

Организационный момент:

Настраивание учащихся на деятельность.

Входит в класс под музыку Арабского танца из оперы «Руслан и Людмила»

- Какую тему для разговора подсказывает нам музыка?

-Мир сказки, волшебства.

Актуализация темы:

-Какую песню уместно сейчас спеть, если сказка будет впереди?

Исполняют знакомую  песню Е. Птичкина «Сказки гуляют по свету» (2 куплета), вспоминают героев.

-Кто рассказывает сказки детям?

Дети перечисляют, вспоминают Кота  ученого

А сейчас я зачитаю вам отрывок из сказки , которую сегодня нам принес  наш ученый кот.

Зачитать отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русской дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету…

Дети называют сказку.

Рассказать краткое содержание сказки.

Знакомство с замыслом  М.И. Глинки по созданию музыкального спектакля.

«Первую мысль о Руслане и Людмиле подал мне наш известный комик Шаховский… На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей «Руслан и Людмила», сказал, что он бы многое переделал; я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить это намерение», — описывает Глинка зарождение замысла оперы «Руслан и Людмила».

В текст оперы вошли некоторые фрагменты поэмы, но в целом он написан заново. Глинка и его либреттисты внесли ряд изменений в состав действующих лиц. Кроме того, композитор отказался от пушкинской ироничной трактовки сюжета, создав произведение эпического размаха, исполненное больших мыслей, широких жизненных обобщений.

Переосмыслив содержание шутливой, иронической юношеской поэмы Пушкина, взятой в основу либретто, Глинка выдвинул на первый план величавые образы Древней Руси, богатырский дух и многогранную эмоционально богатую лирику.

Опера с большими перерывами была написана за пять лет. Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) 1842 г. на сцене Большого театра в Петербурге.

Дается понятие увертюры .

-Как вы думаете, какому герою сказки посвящена эта музыка?

Слушание увертюры к опере

«Руслан и Людмила» (главная партия)

Характеристика героя-Руслана

Как получилось у М.И.Глинки создать образ Руслана?

Какие средства выразительности он для этого использует?

Отвечают, используя понятия

«темп, динамика, тембр».

Добро в сказке борется со злом.

В сказке Глинка рассказал о противниках Руслана.

-Как вы думаете, какая музыка должна быть у злых сил?

Дают  предполагаемую характеристику музыки злых сил.

И вдруг… о страх!.. и в самом деле
Раздался шум; озарена
Мгновенным блеском тьма ночная,
Мгновенно дверь отворена;
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идет
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несет;

И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей:
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода.

- Обратите внимание на нотную запись в учебнике: как она отражает музыкальную характеристику образа Черномора?

Называют средства музыкальной выразительности. Раскрывают доступные особенности нотной записи. Слушание марш Черномора.

- Подтвердились ли наши предположения относительно музыкального образа Черномора?

-Давайте сравнивним  тембр инструментов в  Марше с тембрами Арабского танца

- Какой музыкальный образ вам показался ярче: образ Черномора в марше или образ Руслана в увертюре?

-А какой герой понравился больше?

-Почему?

Отвечают, аргументируя своё мнение.

Обобщение урока и вывод.

Вспомнить важные слова из песни «Сказки гуляют по свету».

Разучивают 3 куплет песни «Сказки гуляют по свету», слова которого подсказывают нравственный вывод: «Добро побеждает зло».

Делают вывод темы урока

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников:

  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Учебник «Музыка» 2 класс. Москва, Просвещение, 2004.
  2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методические рекомендации к учебнику «Музыка» 2 класс. Москва, Просвещение, 2004.

3. http://ana-sm.ru/ideas/interest/186-maslenica-nachalo-maslenichnojj-nedeli.html , материалы официального сайта Анастасии Смирновой, находящиеся в открытом доступе. Слайды №№3,4,6,8,9.

4.http://eva.ru/maslo/?gclid=CJjgwv6C6J8CFVeEzAodEHQ9qA , материалы сайта  EVA.RU находящиеся в открытом доступе. Слайды №№1,2,5,6,8,9.

5. http://demo.sinergi-school.ru/cms/index.php/projects/ottnas/26291-prazdnichno материалы сайта «школа Синергия». Создатели проекта: Миронова Ирина (школа №494) Миронова С.Ю. Миронов А.М.

 

 

 

 

 

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев