Карточка публикации
Информация об авторе публикацииГОУ СОШ №945 г. Москва, учитель биологии, Москва
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 23.10.2011
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 15279
Рейтинг публикации
1 оценок
Другие публикации автора
В среднем подросток проводит до 6 часов в день за компьютером.Чаще всего он играет в компьютерные иг...
В среднем подросток проводит до 6 часов в день за компьютером.Чаще всего он играет в компьютерные иг...
Виртуальная реальность и её влияние на личность школьника
 
 

Департамент образования города Москвы

Восточное окружное управление образования

ГОУ СОШ № 317

 

 

 

Исследовательский проект

по биологии

Тема: « Виртуальная реальность и её влияние на личность

школьника ».

 

 

 

Автор проекта: Краюшкин Денис Сергеевич

ученик  9 «А» класса

Руководитель проекта: Удович Жанна Ивановна

учитель биологии высшей категории.

 

 

 

 

 

Москва  2008 год.

 

 

 

 

 

Аннотация.

На стыке веков компьютерная реальность стала средой активного обитания для подрастающего поколения людей. Средний подросток, увлекающийся играми проводит за компьютером в день от 2 до 6 часов. Чтобы найти общий язык с ребенком нужно просто сыграть с ним в его любимую игру. Проводятся чемпионаты по компьютерным играм. Существует игровая культура с типичными жаргонами, мифами, фигурами и ценностями. “Уход” ребенка в игровую зону становиться типичным семейным событием. Вероятно, вскоре компьютерные игры станут фактором, формирующим социальную действительность и гражданскую мораль.

Я думаю, сейчас практически у каждого подростка дома есть компьютер, и как вы думаете, что он на нём делает? Да, каждому подростку дома нужен компьютер для школы, возможно компьютер помогает ему узнать новые вещи и не допустить серьезных ошибок в будущем, но сейчас для многих подростков единственное развлечение – это компьютер, а компьютер – это компьютерные игры. На данный момент компьютерные игры или виртуальная реальность – это очень опасное развлечение, которое во многих случаях приводит к зависимости человека от компьютерных игр. Виртуальная реальность во многом отличается от настоящей реальности: виртуальную реальность создаёт сам человек так, как ему бы хотелось, а настоящая реальность – это то, где мы живём, причём она очень в малой степени зависит от самого человека. Поэтому многие люди предпочитают виртуальную реальность реальности настоящей. Поэтому компьютерная игра для многих людей – это жизнь, которую они всегда хотели.

Вместе с тем пока нет однозначного, обоснованного ответа на вопрос: что происходит с конкретным человеком, когда он погружен в конкретную игру? И каковы последствия интенсивного игрового контакта? Это мне и предстоит выяснить.

Цель работы.

Цель данной работы - теоретически определить и экспериментально подтвердить факт негативного влияния злоупотребления компьютерными играми на личность играющего, а также доказать факт положительного влияние компьютерных игр на личность играющего при ограниченном использовании компьютерных игр.


Гипотеза исследования.

И так, почти у всех подростков дома есть персональный компьютер, а у кого нет компьютера, тот ходит в компьютерные клубы или в любом случая находит место, где можно отвлечься от посторонних проблем. Сейчас самое распространённое увлечение – это виртуальная реальность. С развитием компьютерных технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения растет число людей, увлекающихся компьютерными играми. Об этом можно судить по нескольким объективно наблюдаемым факторам: активное развитие игрового компьютерного бизнеса, расширение рынка игрового программного обеспечения, увеличение игровых компьютерных журналов и газет, рост количества игровых серверов в сети Интернет. Логично предположить, что с увеличением числа увлекающихся играми людей растет число потенциальных людей, зависящих от компьютерных игр. Влиянию новых технологий в большей степени подвергаются дети.

Мне кажется, зависимость от компьютерных игр более проявляется у подростков с 14 лет, в основном дети младше этого возраста просто увлекаются компьютерными играми, но не зависят от них, психологическая зависимость находится у них на стадии формирования или угасания и не так ярко выражена.

Но компьютерные игры также положительно влияют на человека, если играть в игру не больше часа в день, тогда игры очень хорошо развивают реакцию, укрепляют глаза, организм быстрее развивается.

У людей, зависимых от компьютерных игр проявляются следующие признаки: плохое настроение, постоянная потребность в игре, головные боли, сухость в глазах, потеря ориентации.

Мне кажется, что злоупотребление компьютерными играми очень плохо влияет на личность играющего. Это мне и предстоит доказать.

 

 


Исследование.

С развитием компьютерных технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения растет число людей, а в частности учащихся, увлекающихся компьютерными играми. Об этом можно судить по нескольким наблюдаемым факторам: развитие игрового компьютерного бизнеса, расширение рынка игрового программного обеспечения, увеличение количества игровых компьютерных журналов и газет, рост количества игровых серверов в сети Интернет.

Логично предположить, что с увеличением числа увлекающихся играми учащихся растет число потенциальных личностей, зависящих от компьютерных игр. Влиянию новых технологий в большей степени подвергаются дети.

Психологическая зависимость от компьютерных игр, возможно, не так опасна в своем влиянии на человека, как, например, алкоголизм или наркомания. Однако очевидно, что игровая компьютерная зависимость негативно влияет на личность человека.

Большинство зависимых личностей "излишне раздражительны", "вспыльчивы", эмоционально неустойчивы. Все это - свидетельство если не нарушений, то отклонений в эмоциональной сфере личности, выражающихся в изменении психического состояния людей: снижении настроения, активности, ухудшении самочувствия, и даже депрессии.

Существование психологической зависимости от компьютерных игр все еще вызывает сомнения у многих специалистов и самих людей, увлекающихся компьютерными играми. Однако бесспорен тот факт, что количество людей, а в частности учащихся, увлекающихся нахождением в виртуальной реальности на сегодняшний день достаточно велико. На самом деле, с точки зрения изучения влияния компьютерных игр на личность человека, в большей степени нас интересует именно длительное и регулярное нахождение в виртуальном мире компьютерных игр, нежели психологическая зависимость от них. Обычно эти вещи тесно связаны и не существуют друг без друга: если человек является зависимым от компьютерных игр, то часто и подолгу находится в виртуальности, а если человек много времени проводит за компьютерными играми и регулярно играет, то вероятнее всего он - зависим.

Зависимые личности есть, хотя их и не так много. Гораздо больше людей, которые увлекаются нахождением в виртуальной реальности; психологическая зависимость находится у них на стадии формирования или угасания и не так ярко выражена. Первостепенное значение в данном случае имеет не факт наличия зависимости, а факт длительного и регулярного нахождения человека в виртуальном мире компьютерных игр.

Зависимые личности постоянно находятся в состоянии фрустрации и сниженного настроения в реальном мире. Однако из бесед с этими учащимися можно сказать, что в процессе игры их настроение существенно улучшается, а наблюдения показывают, что в процессе игры у человека присутствуют положительные эмоции.

После игры, т.е. после выхода из виртуального мира настроение снова ухудшается, быстро возвращаясь на исходный уровень, оставаясь на нем до следующего "вхождения" в виртуальный мир. Понижение настроения при окончании игры объясняется самими причинами игровой потребности - уход от реальности и принятие роли, востребованной самим человеком. Для зависимого человека реальный мир скучен, неинтересен и полон опасностей. Вследствие этого человек пытается жить в другом мире - виртуальном, где все дозволено, где он устанавливает правила игры. Логично предположить, что выход из виртуальной реальности болезнен для этого человека - он вновь сталкивается с ненавистной для него реальностью, что и вызывает снижение настроения и активности, ощущение ухудшения самочувствия.

Таким образом, одна из возможных причин снижения настроения у зависимых людей – это наличие постоянной потребности в компьютерной игре и, одновременно с этим, невозможность полного удовлетворения этой потребности.

Другая возможная причина отклонений в эмоциональной сфере зависимых личностей - это субъективное переживание на сознательном уровне практической бесполезности увлечения компьютерными играми и, вследствие этого, собственной бесполезности, наряду с невозможностью прекращения увлечения в силу психологической зависимости.

 

В этой связи необходимо сказать и о постоянной борьбе с обществом  которую ведут большинство зависимых учащихся: скандалы с родственниками, стычки с начальством, непонимание со стороны окружающих. В совокупности с переживаниями из-за потерянного времени и упущенных возможностей это образует мощный источник отрицательных эмоций.

С этой точки зрения, выход из виртуальной реальности - это возвращение из роли сверхчеловека в свое обычное состояние, которое куда меньше устраивает зависимых людей. Таким образом, я выделяю три основные возможные причины депрессивных отклонений в сфере эмоциональных психических состояний у зависимых людей:

 

1. Наличие постоянной потребности в компьютерной игре и, одновременно с этим, невозможность полного удовлетворения этой потребности.

2. Переживание на сознательном уровне практической бесполезности увлечения компьютерными играми и, вследствие этого, собственной бесполезности, наряду с невозможностью прекращения увлечения в силу наличия психологической зависимости.

3. Неадекватное отношение к себе в результате различия "Я реального" и "Я виртуального".

Высокую тревожность можно рассмотреть как следствие влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека. Нарастание увлеченности компьютерными играми ведет к тому, что ценность виртуального мира и нахождения в нем возрастает, наряду с угасанием интереса к реальности. В связи с этим человек начинает все больше времени проводить в виртуальном мире компьютерных игр и все меньше интересоваться реальным миром, более того - человек развивается в виртуальности, развивая свое "Я виртуальное", а развитие реальной личности резко затормаживается.

Все это ведет к тому, что человек начинает все меньше жить в реальности и все больше уходить в виртуальную реальность. Виртуальный мир компьютерной игры становится ближе для зависимого человека, чем реальная жизнь; реальность становится чуждой и опасной, огромной и непознаваемой по сравнению с небольшим и знакомым миром любимой игры.

Таким образом, я считаю, что высокая тревожность у зависимых людей - это и причина, и следствие зависимости.

 

 

Итак, тревожность у зависимых личностей - это не только причина и следствие длительного и регулярного нахождения в виртуальности, но такая личностная характеристика, которая является своего рода катализатором формирования и усиления психологической зависимости человека от компьютерных игр.

Также компьютерные видеоигры могут иметь терапевтическую силу и быть полезной "гимнастикой" для глаз, если не злоупотреблять ими. В первую очередь они приносят пользу детям, испытывающим трудности в учебе.

При определенных условиях видеоигры укрепляют глаза, делают их более выносливыми к нагрузке и гибкими. Кроме того дети быстрее развиваются, если они играют на компьютерах или видеоприставках, чем в результате других терапевтических средств. При этом, чем старше ребенок, тем больше он может играть.

Вместе с тем рекомендуется при играх "придерживаться разумной меры". Она отмечает, что несоблюдение этой меры даст такие негативные результаты, как усталость глаз, общая усталость, головные боли.

В частности, рекомендуется, чтобы дети играли не более часа подряд, после чего делали бы 10-минутный перерыв и далее играли еще полчаса, но не больше. Расстояние от экрана монитора должно быть не меньше 30-40 сантиметров, от экрана телевизора - на всю длину кабеля, очень важна удобная поза при играх. Но играть лёжа не рекомендуется, так как это вредно для глаз.

Я провёл исследование, чтобы определить какое количество зависимых детей присутствует в моей школе №317 и как зависимость влияет на этих людей. В частности я составил анкету и провёл анкетирование. В анкете присутствуют следующие вопросы:

1. У вас есть компьютер?
А) Да  Б) Нет
2. Вы играете в компьютерные игры?

А) Да  Б) Нет

3. Сколько времени в день вы проводите за компьютером?

А) До 1 часа  Б) Более двух часов В) Всё своё свободное время

4. Вы испытываете хорошее настроение, когда работаете за компьютером?

А) Да  Б) Нет

5. У Вас бывает плохое настроение, когда Вы не за компьютером?
А) Да  Б) Нет
6. Работая за компьютером, Вы пропускали прием пищи (завтрак, обед или ужин)?

А) Да  Б) Нет

7. Ваши друзья или родственники говорили Вам, что Вы слишком много времени проводите за компьютером?
А) Да  Б) Нет

8. Вы отмечаете ухудшение в учебе, после того как  у вас появился компьютер?
А) Да  Б) Нет

9. В последнее время Вас беспокоит сухость глаз или боли в запястьях?

А) Да  Б) Нет

10. С того времени, как Вы используете компьютером, у Вас появились нарушения сна?

А) Да  Б) Нет

11. В последнее время у вас было желание войти в компьютер?

А) Да  Б) Нет

12. Какое кол-во денежных средств в месяц вы выделяете именно на компьютерные игры, программы и фильмы?

А) Вы практически не тратите на это деньги. Б) Вам не нужны диски, вы скачиваете всё с Интернета.

В)100 – 500рублей. Г) Больше 500 рублей

13. Вы чувствуете повышенную тревожность в тот момент, когда вы не за компьютером?

А) Да  Б) Нет

В анкетировании участвовали 5 классов, общей суммой 98 человек: 6 «А» класс – 21 человек, 6 «Б» класс – 21 человек, 7 «А» класс – 18 человек, 9 «А» класс – 18 человек, 9 «Б» класс – 22 человека.

Фамилии учащихся, участвующих в анкетировании:

6 «А» класс:

6 «Б» класс

7 «А» класс

9 «А» класс

9 «Б» класс

Никоненко Лил.

Лычкин Игорь

Ковалёв Дм.

Хробостов И.

Асанов А.

Чулкова Ал.

Ястребова Ан.

Ливиев Шам

Драч Кат.

Батальская М.

Шамсудинов С.

Лазуткин Дмит.

Барчукова А.

Джиджавадзе

Варламов Сер.

Исмаилова Тур.

Тимофеева Д.

Гайдай Вал.

Гурчиани Ал.

Задорожная Н.

Наунов  Алем.

Лепешев Серг.

Ильина М.

Эрманис Рич.

Колинько Вик.

Буряков Алекс.

Нарташева В.

Быков К.

Чернат Инна

Кондрашева И.

Стародворцева

Зеленкова Ен.

Попа Иван

Кочарян Амик

Ливиев Мурат

Дедушева Вера

Копылов Вас.

Ливиева Мар

Артомонов Кон.

Мельникова Ин.

Ануров Алекс.

Валькова Анна

Кобаева Д.

Гафиатулин А.

Лавлова Екат.

Локтев Алекс.

Найденко Мар

Сикиринская К.

Полетайкина Н.

Моргунова А.

Сембирцев П.

Авдян Туля

Игнатов Сер.

Кудрявцев А.

Сагателян Л.

Резников Алек.

Фахуртуиков С.

Такачук Влад

Краюшкин Д.

Резвикова К.

Мишин Сергей

Орудшев Алек.

Жукова Дарья

Романченко Р.

Сиворонова Е.

Рофанбек Асл.

Абукерова Кар.

Мирошин Д.

Гепалова Кат.

Коршунова Н.

Анисимова Пав.

Игнатова Юл.

Лизункова Ал.

Сарсенова М.

Юрова С.

Мартынов Теф.

Султанов Русл.

Романов Ром.

Зембаев Иван

Спрыгин Влад

Аслан А.

Петухова М.

Гирко Егор

Стародворцева

Корнейчун Дм.

Ермова  Лил.

Савельева Ел.

Сафонов Дан.

Салахлы Азер

Демина Настя

Пивсаева Евг.

Быстров Алекс.

 

Илясов Фуад

Ким Алекс.

Станова Мария

Гладышев М.

 

 

Люсенаев Н.

Мусаева Лил.

Свиеткова Д.

 

 

Оганнесян М.

 

 

 

 

Мясников А.

 

По каждому классу я провёл статистику анкетирования:

6 «А» класс         СОШ № 317.

Протестирован 21 человек.

 

№ вопроса

Кол – во (А)

Кол – во (Б)

Кол – во (В)

Преобладание

1.

19

2

---

А

2.

18

3

---

А

3.

8

7

6

A

4.

20

1

---

А

5.

11

10

---

А

6.

6

15

---

Б

7.

12

9

---

А

8.

3

18

---

Б

9.

2

19

---

Б

10.

2

19

---

Б

11.

13

8

---

А

12.

7

8

6

Б

13.

6

9

---

Б

 

Личности, находящиеся на стадии формирования зависимости:

Чулкова Александра

6 «Б» класс         СОШ № 317.

Протестирован 21 человек.

 

№ вопроса

Кол – во (А)

Кол – во (Б)

Кол – во (В)

Преобладание

1.

20

1

---

А

2.

18

3

---

А

3.

7

11

3

Б

4.

20

1

---

А

5.

5

16

---

Б

6.

2

19

---

Б

7.

10

11

---

Б

8.

2

19

---

Б

9.

1

20

---

Б

10.

0

21

---

Б

11.

7

14

---

Б

12.

10

7

В - 3

Г - 1

А

13.

4

13

---

Б

 

 

Личности, находящиеся на стадии формирования зависимости:

Ястребова Аня

7 «А» класс         СОШ № 317.

Протестировано 16 человек.

 

№ вопроса

Кол – во (А)

Кол – во (Б)

Кол – во (В)

Преобладание

1.

15

1

---

А

2.

14

1

---

А

3.

4

7

4

Б

4.

10

4

---

А

5.

4

10

---

Б

6.

5

9

---

Б

7.

6

8

---

Б

8.

4

10

---

Б

9.

2

12

---

Б

10.

3

11

---

Б

11.

7

7

---

А – Б

12.

3

3

B-6

Г-2

В

13.

3

11

---

Б

 

Личности, находящиеся на стадии формирования зависимости:

Ливиев Шамиль

Гирко Егор

Сафонов Данила.

9 «А» класс         СОШ № 317.

Протестировано 18 человек.

 

№ вопроса

Кол – во (А)

Кол – во (Б)

Кол – во (В)

Преобладание

1.

17

1

---

А

2.

14

4

---

А

3.

4

13

1

Б

4.

16

2

---

А

5.

16

2

---

А

6.

8

10

---

Б

7.

13

5

---

А

8.

8

10

---

Б

9.

5

13

---

Б

10.

4

14

---

Б

11.

9

9

---

А - Б

12.

5

12

1

Б

13.

6

12

---

Б

 

Личности, находящиеся на стадии формирования зависимости:

Салахлы Азер

Ильясов Фуад.

9 «Б» класс         СОШ № 317.

Протестировано 22 человека.

 

№ вопроса

Кол – во (А)

Кол – во (Б)

Кол – во (В)

Преобладание

1.

22

0

---

А

2.

12

10

---

А

3.

1

12

9

Б

4.

15

7

---

А

5.

1

21

---

Б

6.

8

14

---

Б

7.

2

20

---

Б

8.

10

12

---

Б

9.

6

16

---

Б

10.

14

8

---

А

11.

6

16

---

Б

12.

11

5

6

А

13.

0

22

---

Б

 

Личности, находящиеся на стадии формирования зависимости:

Такие личности отсутствуют.

Таким образом, я выявил 7 человек, которые находятся на стадии формирования или угасания психологической зависимости:

  1. 1. Чулкова Александра
  2. 2. Ястребова Аня
  3. 3. Салахлы Азер
  4. 4. Ильясов Фуад
  5. 5. Ливиев Шамиль
  6. 6. Гирко Егор
  7. 7. Сафонов Данила.

 

Я общался с классными руководителями данных ребят по поводу их успеваемости и психологических отличий от стальных учеников. После чего, я интересовался у школьного психолога по поводу их эмоциональных и психологических отклонений.

Информация, полученная мною об этих учащихся:

В 5,6 классах у этих учащихся проявлялось необычное поведение, которое выражалось в том, что на уроках они не участвовали в процессе усвоения знаний, а постоянно пребывали в самих себе. Интерес к обучению отсутствовал. Общение присутствовало только с людьми, подобными им. Темы общения: компьютеры, компьютерные игры и т.д. Имеются нарушения нервной системы. На данный момент у всех учащихся присутствуют отклонения в поведении и успеваемости.

По характеристикам классных руководителей  этих детей видно, что на данный момент у них присутствует неординарное поведение, и ученики не хотят учиться. Также, видно по анкетированию, что они жалуются на головные боли, сухость глаз и бессонницу. Они находятся на стадии формирования психологической зависимости от компьютерных игр. Из 98 человек я выявил только 7 , зависимых от компьютерных игр – это не так много,но можно предположить, что с каждым годом их будет всё больше и больше, поскольку компьютер все чаще становится необходимым  атрибутом повседневной жизни. Совершенствование компьютерной техники ведёт к увеличению численности людей, зависимых от компьютерных игр.

И так, подведём итог:

  1. Я провёл анкетирование.
  2. Выявил  учеников, находящихся на стадии формирования зависимости.
  3. Общался с классными руководителями и психологом на счёт психологических,  эмоциональных и умственных проблем у этих учащихся.

Вывод: у всех учащихся, находящихся на стадии формирования зависимости от компьютерных игр, присутствуют головные боли, сухость глаз и бессонница, а также психологические отклонения.

 

 


Вывод.

Основываясь на исследовании, я могу сказать, что у детей начинает формироваться зависимость , когда у ребёнка  появляется компьютер и он бесконтрольно пользуется ним т.е. появляется возможность попасть в иную сферу – вертуальную реальность, которая очень отличается от повседневной, будничной посредством компьютерной игры.

Личности, играющие в компьютерные игры всегда в курсе дел о новых компьютерных играх, и они стремятся в них поиграть. Если эта игра нравится человеку, то она становится для него второй жизнью (виртуальной жизнью), более устраивающей его и, занимающей всё больше времени от реальности, хотя  зависимые люди отрицают и не понимают этого. Чем раньше у ребенка начинает формироваться такая зависимость, тем сильнее она накладывает отпечаток на его личность.

 

 

Список литературы:

  1. Ван Поведская Е., Суворов А.В., Корнакова К. Человек и новые информационные технологии: завтра начинается сегодня. – СПБ: Речь, 2007.
  2. Гриффит В. Виртуальный мир рождает новые болезни. Финансовые известия. 1996. Вып. 54 №183.
  3. Иванов М.С. «Влияние ролевый компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера». Курсовая работа. КемГУ, 1999.
  4. Степанов П.В. и др. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе. – М., 2003.
  5. Яковлев А.И. Виртуальная реальность – новая информационная технология человека-машинного взаимодействия. – М: «Путь», 1999.

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев