"Ценность образования ярче всего проявляется тогда, когда образованные высказываются о вещах, которые лежат вне области их образования."

Карл Краус

 
Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМБОУ "Лицей №2 г. Мамадыш", Мамадыш
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 13.03.2013
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 13300
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
Все начинается с урока. Как его построить, чтобы можно было реализовать все его учебно-воспитательны...
Из опыта работы методической теме: «Развитие творческих способностей у детей. Развитие личности в процессе обучения ».
 
 

Из опыта работы учителя химии и биологии МОУ «Лицей №2 города Мамадыш» Сибгаевой Альбины Халимовны по методической теме: «Развитие творческих способностей у детей.

Развитие личности в процессе обучения ».

Я, Сибгаева Альбина Халимовна, учитель химии и биологии МОУ «Лицей №2 города Мамадыш. Стаж работы-   5 лет.   Работаю над методической темой «Развитие творческих способностей у детей. Развитие личности в процессе обучения».

Все начинается с урока. Как его построить, чтобы можно было реализовать все его учебно-воспитательные функции? Для творчески работающего учителя самый главный судья и даже ученик – он сам. Педагог должен не только знать свой предмет, но и ориентироваться в околопредметных сферах, тогда он сможет дать те универсальные знания, которые не затеряются в потоке мелких фактов, деталей. Какие наиболее важные, приоритетные подходы к процессу обучения я ставлю во главу своей системы работы? Это:

1. Формирование содержания материала в большие модули и блоки, что позволяет осуществить индивидуализацию процесса обучения. А это целиком зависит от умения учителя увидеть перспективу интересов ребенка, создать атмосферу сотрудничества учителя и ученика.

2. Дифференцированный подход – необходимое условие каждого урока. Задание должно быть достаточно легким, чтобы не отпугнуть ученика, не вызвать в нем страх, но одновременно и достаточно сложным, чтобы воспитать в ученике культуру труда. Главное, чтобы труд был результативным

3. Подходя к отбору и содержанию урока, к логике его построения, можно выделить два главных принципа обучения – дедуктивность (сначала рассматриваются более общие вопросы, затем – частные) и цикличность изучения материала с постоянным его усложнением. Очень важно научить ученика видеть общее в частном, рассуждать, делать умозаключения, выводы. Я стараюсь конструировать задания таким образом, чтобы при их выполнении ученику требовалось высказывать свои суждения, подтвердить или опровергнуть выдвигаемую гипотезу, сделать умозаключения на основании фактов или теорий.

4. Все дети разные, поэтому на уроках я использую личностно-ориентированный подход в обучении, который проявляется через такие аспекты, как:

* Формирование содержания материала в большие модули и блоки, что позволяет увеличить время на самостоятельную работу учащихся;

* Использование в работе взаимо- и самоконтроля;

* Использование методик, при которых учащиеся составляют опорные конспекты;

* Организация индивидуальной работы с отдельными учащимися на фоне самостоятельно работающего класса или групп;

* Индивидуализация домашнего задания;

* Использование проектных технологий;

* Организация работы учащихся в группах как на уроке, так и дома;

* Организация исследовательского эксперимента;

* Формирование индивидуальных маршрутов обучения как сильных, так и слабых учащихся;

* Постановка проблемы и поиск ее решения (проблемный метод);

* Организация самостоятельной поисковой деятельности школьников посредством постепенного усложнения заданий от репродуктивных до творческих.

Личностно-ориентированное обучение способствует динамике качества знаний, учебных умений и навыков учащихся

. Чтобы добиться высокого результата в обучении, а этого хочет каждый учитель, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-коммуникационные технологии.  В своей работе проектную и исследовательскую технологию. Что это дает?

* Значительное повышение качества знаний учащихся;

* Повышение уровня активности школьников на уроке;

* Интеграция между предметами различных образовательных областей;

* Умение работать с различной информацией, в том числе электронной, и анализировать ее;

* постановка цели и планирование работы, как учителем, так и учеником;

* Профессиональное самоопределение учащихся.

Работая над проектом, школьники проходят следующие этапы работы:

* постановка цели;

* обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов;

* самообразование и актуализация знаний;

* продумывание хода деятельности, распределение обязанностей (при работе в группе);

* исследование, решение конкретных задач;

* обобщение результатов, выводы;

* анализ успехов и ошибок.

* он помогает ученикам в поиске нужной информации;

* сам является источником информации;

* координирует весь процесс;

* отслеживает результаты работы

На протяжение всех лет моей работы в школе для меня актуален вопрос: как учить детей? Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению химии? Свои уроки я планирую таким образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения.

Учитель должен преподносить содержание предмета учащимся не как готовое задание, а как систему познавательных задач, решая которые, учащиеся самостоятельно формулируют теоретические положения. Я использую различные формы познавательных заданий: вопросы, упражнения, расчетные и экспериментальные задачи, дидактические игры, алгоритмические предписания, химические диктанты, тесты разного типа, поисковую сеть Интернет, виртуальный эксперимент, создание учащимися компьютерных презентаций, web-сайтов.

На мой взгляд, наиболее приемлемая для реализации таких задач форма урока – беседа с элементами проблемно-поискового подхода, переходящая в дискуссию. Вопросы, на которые учащимся предстоит ответить в ходе урока, формулирую таким образом, чтобы они позволяли создавать ситуации неожиданности, конфликта, предположения, опровержения. Уверена в том, что каждый ответ ученика ценен тем, что это результат рожденной его собственной мысли. Нет беды в том, что ответ на какой-либо вопрос не найден сразу. Нерешенная задача будет постоянно побуждать к поиску решения, создавать дополнительную мотивацию к познанию.

Проблемно-поисковый подход удачно реализуется при проведении химического эксперимента. Одно дело просто провести химическую реакцию, совсем другое – провести химическое исследование. Много времени в учебных курсах отвожу на проведение практических и лабораторных работ, иногда сверхпрограммных. Убеждена, что только, дав возможность ученику попробовать себя в роли исследователя, экспериментатора, можно добиться усвоения учебного материала. Теория без практики ничто, поэтому групповой и индивидуальный исследовательский эксперимент - частый гость на моих уроках.

Следующей моей ступенькой стали уроки с использованием ИКТ. Уроки с использованием электронных учебников, презентаций, электронных тестов, виртуального эксперимента, ресурсов Интернет представляют собой сплав новых информационных технологий с традиционными педагогическими. Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. Ученики вовлекаются в процесс самообучения. Использование компьютерных программ на уроке по химии позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно: смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию, увидеть динамическую модель работы химического завода или аппарата, поучаствовать в дистанционной дискуссии, поработать с отдельными атомами и молекулами, проверить свои знания независимым «экспертом» - компьютером.

На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую следующие формы работы:

* урок-презентация;

* виртуальный эксперимент;

* урок-исследование;

* электронная лабораторная работа;

* тематический проект;

* электронная викторина;

* дистанционное обучение;

* электронный урок;

* электронное тестирование;

* организация индивидуального обучения.

В режиме дистанционного обучения работаю второй год,  для меня это новая ступенька в освоении ИКТ. Я обучаю химии учащихся  8-9  классов по модульной системе. Обмен информацией между мною и учеником происходит с помощью программного продукта «Телешкола».

Активно принимаю участие в  профессиональных конкурсах. В 2011 году в муниципальном туре конкурса «Молодой учитель -2011» заняла 3 место. Приняла участие во всероссийском конкурсе «Молодой учитель 2012».

За активное участие в работе  социальной сети работников образования nsportal.ru поощрена благодарностью.

С 2011 года заведую учебно-опытном участком. лицея №2. Участвуя в смотр конкурсе для УОУ  наш учебно-опытный участок стал обладателем гранта в размере 100 тысяч рублей. За достигнутые успехи в организации учебно-опытнической работы награждена почетной грамотой Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ.

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев