Государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
«Профессиональный лицей № 47»
Методическая разработка урока
по теме «Определение общего солесодержания в природной воде с поверхности водоёма»
предмет «Технология подготовительных процессов обогащения»
Автор – Подпалая Н.В.
Мастер производственного обучения ГБОУ НПО «ПЛ № 47»
г. Березники Пермского края
г. Березники, 2012 г.
АННОТАЦИЯ.
Методическая разработка урока производственного обучения по теме весовой анализ предназначена для проведения урока в группе учащихся обучающихся по профессии «Обогатитель полезных ископаемых». Раскрывает основные вопросы свойств воды и формирует практические умения и навыки по теме урока. Данная разработка может быть интересна мастерам производственного обучения, а так же преподавателям химии для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ и учащихся 1 курса учреждений начального и среднего профессионального образования (далее НПО и СПО), реализующих Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (далее ФГОС) по предметам связанным с химией,
технологией подготовительных процессов обогащения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 4
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА.. 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.. 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.. 15
Приложения: 16
ВВЕДЕНИЕ
Тема урока «Определение общего солесодержания в природной воде с поверхности водоёма» предусмотрены федеральным государственным образовательным стандартом (или ФГОС НПО) по предметам «Технология подготовительных процессов обогащения», «Машины и аппараты подготовительных процессов».
Я решила взять эту тему, так как один из содержательных разделов предметов — темы связанные с водой. Этот раздел делится на четыре части:
• свойство воды;
• вода в промышленности;
• отрицательное влияние солей воды на аппараты;
• умягчение воды.
Темы, связанные с водой проходят на первом курсе. В дальнейшем на производственной практике на предприятии учащиеся будут сталкиваться с водой в технологическом процессе обогащения, делая отбор проб и её анализ.
На данном уроке свойства воды изучаются на уровне его архитектуры. Под архитектурой понимают определение свойств воды без точного вычисления и объёмного анализа. Описание архитектуры — это представление о свойстве воды, достаточного для человека, для употребления, но не для технологического процесса и аппаратов (в том числе как для обогатителей).
Мне, как мастеру производственного обучения, важно, чтобы владение свойствами воды стало для учащихся одним из средств формирования практических умений и навыков, расширения своих знания на практике предприятия. Важной педагогической целью является не только развитие практических навыков у учащихся выполнять операции данного анализа, но и навыков самостоятельной работы с литературой для дальнейшего самообразования.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Характеристика методической разработки
Цель методической разработки:
- представить один из возможных вариантов проведения урока по теме «Определение общего солесодержания в природной воде с поверхности водоёма»;
- познакомить с элементами изучения трудовых приёмов.
На изучение данной темы отводится 6 часа в рамка раздела «Водоподготовки».
Методические рекомендации по проведению урока
Данная методическая разработка предназначена для мастеров производственного обучения, а так же преподавателям химии, работающих в общеобразовательной средней школе и учреждениях НПО и СПО.
Целевая аудитория
Методическая разработка урока может быть использована для учащихся 10- 11 классов средних общеобразовательных школ, учащихся 1 курсов учреждений НПО и СПО.
Учащиеся должны уметь:
- определять свойства воды с помощью весового анализа,
- уметь самостоятельно работать,
- делать выводы.
Технические условия учебного кабинета
- оборудование для проведения практической работы,
- весы электронные – 3 шт.,
- инструкционно-технологические карты
-ученические парты и стулья.
Методическая разработка урока рассчитана на 120 мин.
ПЛАН
открытого урока производственного обучения
по профессии «Обогатитель полезных ископаемых»
Группа № 19, 1 курс
Дата 16.03.2012 г.
Мастер п/о Н.В. Подпалая
Тема программы Весовой анализ
Тема урока Определение общего солесодержания в природной воде с
поверхности водоёма
Цели урока
- закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по теме урока
Задачи урока
- обеспечить усвоение теоретического материала, через практические навыки
- развитие речи,
- развитие практических умений по операциям выпаривания и декантации,
- развитие умения учащихся делать выводы
- воспитание бережного отношения к учебному оборудованию
- воспитать у учащихся чувство требовательности к себе, так как от этого зависит качество выполненных работ.
Педагогическая технология: технологии полного усвоения знаний
Тип урока: урок изучения трудовых приёмов
Вид урока: практическая работа
Ожидаемый результат: В течение урока у учащихся формируются практические умения по выполнению операций весового анализа.
Методы обучения наглядный, практический, словесный
Межпредметные связи
- Технология подготовительных процессов обогащения «Вода в промышленности»;
- Машины и аппараты подготовительных процессов обогащения «Гидродинамика»,
- Химия «Свойства воды»
Комплексно-методическое обеспечение урока:
- весы электронные
- инструкционно-технологические карты
- оборудование для проведения практической работы
- презентация
- видеофильм
Этапы урока:
- Организационный момент
- Вводный инструктаж
- Мотивация
- Актуализация опорных знаний
- Объяснение нового материала
- Текущий инструктаж
- Выдача практического задания
- Целевой обход рабочих мест
- Заключительный инструктаж
- Подведение итогов урока
- Домашние задание
- Рефлексия
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ п/п |
Структура урока |
Деятельность мастера |
Деятельность учащихся |
||
I |
Организационный момент |
Приветствие. Проверка присутствующих. Визуальный осмотр внешнего вида обучающихся, их готовность к уроку |
Доклад инспектор по ТБ |
||
2. Вводный инструктаж |
|||||
2.1. |
Мотивация |
видеофильм |
Закрепление знаний учащихся |
||
2.2. |
Актуализация опорных знаний |
Предлагает обучающимся произвести проверку и закрепление пройденного материала в виде практических заданий. Группа делится на 5 команд. |
Результативная деятельность учащихся. Синквейн |
||
2.3. |
Объяснение нового материала |
Назвать тему урока. Подвести к цели урока. Проводит допуск к работе по соблюдению правил ТБ.
|
Формирование у учащихся персональных умений правильно и качественно выполнять практическое задание |
||
3. Текущий инструктаж |
|||||
3.1. |
Выдача практического задания |
Демонстрация приёмов и операций по выполнению практического задания Определяет время выполнения практического задания (50 мин.) |
Индивидуальный опрос |
||
3.2. |
Целевые обходы рабочих мест |
Оказания методической помощи; Исправление ошибок; Осуществление контроля: - за соблюдением безопасных приемов выполнения работ;
|
Самостоятельная работа, формирование отчёта, уборка рабочего места |
||
4. Заключительный инструктаж |
|||||
4.1. |
Подведение итогов работы |
Вопросы для закрепления, лабиринт, разбор ошибок |
Самоанализ
|
||
4.2. |
Домашние задание |
Видеофильм, вопросы |
Слушают |
||
3.2. |
Рефлексия |
Дать оценку деятельности учащихся |
Дать оценку деятельности преподавателя |
||
Структура урока:
Организационный момент 1-2 мин.:
Здравствуйте уважаемые учащиеся и гости! Садитесь. Инспектор по технике безопасности доложите о готовности группы к уроку. Спасибо!
Вводный инструктаж 40 мин.
Мотивация:
Перед тем как мы подойдём к теме сегодняшнего урока, я бы хотела, чтобы Вы отгадали загадку:
Очень добродушная
Я мягкая, послушная
Но когда я захочу
Даже камень источу! (вода)
Сегодня я Вам предлагаю отправиться в путешествие за капелькой воды, внимание на экран (просмотр фильма). (Прикрепленный файл: 1334723689.doc)
Актуализация опорных знаний:
И так наше путешествие начинается. На уроках теоретического обучения мы с Вами много говорили о свойствах воды. Давайте вспомним: какими же свойствами обладает вода? Учащиеся перечисляют свойства:
- без цвета, запаха, прозрачна
- не имеет форму
- 3 агрегатных состояния
- имеет поверхностное натяжение и так далее.
Вы молодцы, но давайте проверим, так ли это на самом деле. Вы объединяетесь в группы по 2 человека и становитесь исследователями. На экране перед Вами 5 цифр (Прикрепленный файл: 1334723741.doc), каждой группе необходимо выбрать одну из них и приступить к опыту. После этого Вам необходимо продемонстрировать свойство воды, которое Вы исследовали, и сделать вывод. И прикрепить лепесток к «цветку жизни» (Прикрепленный файл: 1334723768.doc). Вы молодцы! Но Вам было дано домашние задание, написать синквейн про воду. Давайте заслушаем! Кто приготовил домашнее задание, будет получать «капельку», то есть баллы. Молодцы!
Объяснение нового материала:
Но посмотрите, нашему цветку не хватает ещё одного лепестка. Мы говорили о разных свойствах воды, но есть ещё одно немаловажное для химических предприятий это – солесодержание. Тема нашего сегодняшнего урока: Определение общего солесодержания в природной воде с поверхности водоема. Ваша профессия «Обогатитель полезных ископаемых» неотъемлема, связана с химической промышленность, а химическая промышленность - один из крупных потребителей воды. Вода используется в следующих направлениях:
1. Для технологических целей в качестве:
- растворителя твердых, жидких и газообразных веществ;
2. Как теплоноситель (в виде горячей воды и пара)
3. В качестве сырья и реагента для производства различной химической продукции (водорода, ацетилена, серной и азотной кислот.).
Вода, используемая в химической промышленности должна удовлетворять по качеству определенным требованиям. Качество воды определяется совокупностью физических и химических характеристик, к которым относятся: цвет, прозрачность, запах, общее солесодержание, жесткость, рН, окисляемость. Для промышленных вод важнейшими из этих характеристик являются солесодержание столе (Прикрепленный файл: 1334723792.doc)
Солесодержание зависит от количества растворённых в воде солей Са, Mg, SO, Cl. Чем больше солесодержание в воде, тем больше трудностей она создаёт в процессе её применения. При применении такой воды при кипячении из солей кальция и магния образуется осадок, который отлагается на внутренней поверхности труб паровых котлов в виде накипи. Накипь ухудшает передачу теплоты через стенки труб, происходит их перегрев и преждевременный износ. Поэтому соли должны быть удалены из воды.
Но перед тем как Вам приступить к выполнению практического задания необходимо проверить Ваши знания по технике безопасности (Прикрепленный файл: 1334723822.doc)(тест на экране). Молодцы, вы допущены к выполнению практической работы.
Текущий инструктаж 60 мин.
Выдача практического задания:
Сейчас нам предстоит очень ответственная работа, с которой вы обязательно справитесь. Но прежде я Вам продемонстрирую, как выполняются операции (Прикрепленный файл: 1334723850.doc): Декантации – сливание жидкости с отстоящегося осадка при помощи стеклянной палочки. И правила выпаривания: Выпаривание проводится в фарфоровой чашке на электроплитке. Наливать в чашку жидкость до краёв нельзя, (объём составляет 2/3 чашки). Нельзя чтобы жидкость кипела, иначе она будет разбрызгиваться, и терять ценные компоненты. При выполнении работы будьте осторожны и внимательны, от этого зависит качество Вашей работы. Теперь обратите внимания на оценочный лист (Прикрепленный файл: 1334723869.doc). Сегодня на уроке Вы можете заработать максимально 7 баллов или оценку «5». Она складывается из двух частей: теории (2 балла) и практики (5 баллов). За правильное выполнение операций Вы получаете по 1 баллу. За малейшие нарушения 0 баллов. Внимательно изучите инструкционно-технологическую карту (Прикрепленный файл: 1334723897.doc.) Если нет, вопросов можете приступать к работе, на которую отводиться 50 минут. Желаю удачи!
Целевые обходы рабочих мест:
Самостоятельная работа учащихся. Выставление баллов за этапы практического задания. Уборка рабочих мест учащимися.
Заключительный инструктаж 15 мин.
Подведение итогов работы:
Сегодня на уроке мы с Вами определили общее солесодержание в воде. На оценочном листе Вам поставлены баллы. Посчитайте их и выставьте себе оценку по критериям. Объясните свои ошибки.
Вода – это самое главное, самое важное вещество в окружающем нас мире. Она и знакома, и незнакома, и известна, и загадочна…
Давайте вместе с Вами ещё раз на это посмотрим (просмотр видеоролика) (Прикрепленный файл: 1334723918.doc ) И для закрепления темы по свойствам воды я предлагаю Вам несколько вопросов (Прикрепленный файл: 1334723948.doc). Вы молодцы!
А сейчас я предлагаю вам пройти «Лабиринт» (Прикрепленный файл: 1334723987.doc), кто первый выйдет из него получает дополнительную оценку.
Домашние задание (4мин.):
Я предлагаю Вам видеоролик, после которого дома в должны ответить на вопросы (Прикрепленный файл: 1334724016.doc):
- Каким ещё методом можно проверить свойство воды – «поверхностное натяжение»
- На каком свойстве воды основан данный опыт?
Рефлексия (1 мин.):
Я благодарю вас за урок, мне было комфортно с вами работать, если вам тоже было интересно, то поднимите руку к верху.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся.
При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.
Поэтому одной из причин для создания методической разработки я выбрала технологию полного усвоения знаний через практическое обучения.
Данную технологию использую в образовательном процессе, стараясь сочетать как традиционное обучение, так и инновационные технологии. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
Исходя из этого, я могу утверждать, что практические работы являются не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний, но и облегчают понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи, развивает самостоятельность, дает возможность проведения работ исследовательского характера.
Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного учащихся необходимо вызвать у них интерес к овладению знаниями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
- Активизация познавательной деятельности учащихся
( http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00020449_0.html)
- О. С. Булатова О.С. Искусство современного урока, Академия, 2006.
- Самостоятельная творческая познавательная деятельность учащихся (http://www.docme.ru/doc/19720/tvorcheskaya-rabota)
- Разработки уроков (http://www.proshkolu.ru/club/chemistry/list/1-11112-21540)
- Методические материалы и программы (www.klyaksa.net)
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока: Практическое пособие для учителей, преподавателей и руководителей школ, гимназий, лицеев, колледжей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Изд. 2-е, доп., перераб, Учитель, 2003 – 224 с.
- Химия «Уроки волшебства» http://www.lmagic.info/zidkie_fokusi.html
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Баранов Д.А. Кутепов М.А. Процессы и аппараты, М:Академия, 2005 – 304 с.
- Воскресенский П.И.. Техника лабораторных работ, М: Химия, 1967 – 552 с.
- Занимательные опыты (http://smotri.com/video/view/?id=v1411679acfb)
- Фурмер И. Э. Общая химическая технология, М: Высшая школа, 1974 – 264 с.
Презентация
- Здесь еще нет комментариев