Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМБОУ СОШ №1 г. Кемь Республика Карелия, Кемь
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 23.05.2013
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 16819
Рейтинг публикации
2 оценок
Другие публикации автора
МБОУ СОШ №1 г.Кемь Республики Карелия; Алексахина Елена Леонидовна;Методическая разработка внеурочно...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1 г. Кемь Респ...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1; г. Кемь...
Методическая разработка внеурочного мероприятия - История в произведениях А.С. Пушкина

Интеллектуальная игра по истории.

«История в произведениях Александра Сергеевича Пушкина»

(методическая разработка внеурочного мероприятия по истории

для учащихся 8 или 10 классов)

 

Автор: Алексахина Елена Леонидовна, учитель истории

МБОУ СОШ №1, г. Кемь, Республики Карелия.

«Гордиться славой своих предков,

не только можно, но и должно»

А.С.Пушкин

Игру можно проводить как в конце обучения 8 класса, так и в конце учебного года в 10-го класса, так как тематика занятия содержит материал за курс истории с Древнего мира (5 кл.) до середины XIX века (8 кл.) и повторяется на III ступени обучения (10 кл.). Я провожу её в конце апреля на предметной неделе истории. Особенностью игры является преломление истории через взгляд на нее А.С.Пушкина в своих произведениях. Он обращался к истории, будучи убежденным в том, что лишь «одна только история народа может объяснить истинные требования оного». В таком отношении к изучению отечественной истории проявился глубокий патриотизм великого поэта.

Интеллектуальная игра сопровождается презентацией «История в произведениях А.С.Пушкина» (формат PowerPoint), которая позволяет построить учебную деятельность учащихся на основе интерактивных методов и форм обучения. Презентация «История в произведениях А.С.Пушкина» разработана в соответствии с содержанием внеурочного мероприятия, представляет собой динамичный продукт, который в максимальном объеме  иллюстрирует рассматриваемые исторические объекты. Слайды сопровождают задаваемые вопросы в ходе мероприятия и правильные ответы на них.

Цель: расширение исторического кругозора учащихся, развитие их познавательных способностей.

Образовательное значение: в рамках данного мероприятия учащиеся закрепляют исторический материал в форме отрывков из литературных произведений А.С.Пушкина, проявляют дополнительный интерес к предмету.

Воспитательное значение: воспитание чувства сопричастности к судьбам России, Отечества и своего народа; сопереживания и гордости, активного гражданского и деятельного патриотизма.

Развивающее значение: развитие общеинтеллектуальных умений: сопоставлять, обобщать, публично выступать.

Межпредметные связи: Всеобщая история, История России с древнейших времен до середины XIX века, Литература, МХК.

Ожидаемые метапредметные результаты: участие в игре позволит учащимся овладеть следующими универсальными учебными умениями:

1. развитие ассоциативных связей,

2. умение работать с информацией, вычленять главное,

3. общекультурное развитие.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Обеспечение: мультимедийная презентация, карточки-бонусы.

Участники: учащиеся 8-х или 10-х классов.

Правила проведения игры: в каждом из этапов игры участникам предлагаются фрагменты из литературных произведений А.С.Пушкина, в которых отражены исторические события или деятельность исторической личности. Участники должны определить какому событию или историческую личность посвящены литературные фрагменты.

Условия и порядок проведения игры: игра проводится в три тура и финал-суперигра:

I тур. История допушкинской России

II тур. История пушкинской России

III тур. Всеобщая история

На первом этапе учащимся зачитываются отрывки из произведений А.С.Пушкина и на основе их задаются вопросы по содержанию истории России с древнейших времен до конца XVIII века. Каждый правильно ответивший, получает карточку-бонус, которая позволит выйти в следующий тур, остальные переходят в разряд болельщиков.

Во втором туре учащимся необходимо определить события и исторические личности времени А.С.Пушкина (первая половина XIX века), правильный ответ также позволяет получить карточку-бонус для индивидуального зачета учащегося.

Третий тур, который посвящен Всеобщей истории, отображенный в произведениях А.С.Пушкина, позволяет учащимся, набравшим наибольшее количество карточек- бонусов выйти в финал (не более 3-х человек).

Финал-Суперигра: познакомившись с отрывком из произведения А.С.Пушкина «Моя родословная» (но об этом учащимся не объявляется) учащимся необходимо назвать имя главного героя произведения (главный герой поэт-историк А.С.Пушкин). Побеждают ученики правильно ответившие (за правильный ответ 5 карточек-бонусов) или набравшие максимальное количество баллов.

Материал для проведения игры:

Вступительное слово учителя: уважаемые участники интеллектуальной игры « История в произведениях А.С.Пушкина», я рада приветствовать вас. Сегодня вы сможете показать свои знания по истории, но вопросы будет задавать поэт-историк А.С.Пушкин, именного из фрагментов его произведений составлены задания. Вы знаете как много А.С.Пушкин изучал историю и это нашло отражение в его произведениях. Давайте отправимся в историческое путешествие вместе с великим поэтом (слайды 1-2).

I тур. История допушкинской России (слайд 3).

1. * * *
В славной в Муромской земле,
В Карачарове селе
Жил-был дьяк с своей дьячихой.

Под конец их жизни тихой
Бог отраду им послал-
Сына им он даровал
1833 г.
О ком идет речь? (слайд 4).

Илья Муромец (слайд 5).

 

2. * * *
Когда ко граду Константина
С тобой, воинственный варяг,
Пришла славянская дружина
И развила победы стяг,
Тогда во славу Руси ратной,
Строптиву греку в стыд и страх,
Ты пригвоздил свой щит булатный
На цареградских воротах
1829 г.
О ком идет речь? (слайд 6).

Олег Вещий (слайд 7).

 

3. * * *
Гирей сидел, потупя взор;
Янтарь в устах его дымился;
Безмолвно раболепный двор
Вкруг хана грозного теснился.
Что движет гордою душой?
Какою мыслью занят он?
На Русь ли вновь идет войною,
Несет ли Польше свой закон,
Горит ли местию кровавой,
Открыл ли в войске заговор,
Страшится ли народов гор,
Иль козней Геную лукавой
Где жил хан Гирей? (слайд 8).

Бахчисарайский Ханский дворец (слайды 9-10).

 

4. * * *

Его дворец, любимцев гордых полный,
Монастыря вид новый принимал:
Кромешники в тафьях и власяницах
Послушными являлись чернецами,
А ………………..игуменом смиренным
О ком идет речь? (слайд 11).

Иван Грозный. Политика Опричнины (слайд 12).

5. * * *
Привел меня бог видеть злое дело,
Кровавый грех. Тогда я в дальний Углич
на некое был послан послушанье:
Пришел я в ночь. На утро, в час обедни.
Вдруг слышу звон, ударили в набат,
Крик, шум. Бегут на двор царицы. Я
Спешу туда ж- а там уже весь город.
Гдяжу: лежит зарезанный царевич…
О каком событии идет речь? (слайд 13).

Гибель царевича Дмитрия (слайд 14).

6. * * *
Какая честь для нас, для всей Руси!
Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,
Зять палача и сам в душе палач,
Возьмет венец и бармы Мономаха
О ком идет речь Что такое барма??
(слайд 15).

Борис Годунов (слайд 16).

БАРМА — оплечья, ожерелье на торжественной одежде со священными изображениями; их носили духовные сановники и наши государи (слайд 17).

7. * * *

Из роду…………,галицких боярских детей.
Смолоду Подстригся неведомо где,
жил в Суздале, в Евфимьевском монастыре,

ушел оттуда, шатался по разным обителям…..

весьма грамотен: читал наши летописи, сочинял каноны святым….
О ком идет речь? (слайд 18).

Лжедмитрий I (Гришка Отрепьев) (слайд 19).

 

8. * * *

Бог посылал на землю нашу глад,
Народ завыл, в мученьях погибая;
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы-
Они ж меня, беснуясь проклинали!
О каком периоде русской истории идет речь? (слайд 20).

Смутное время (слайд 21).

9. * * *

«Москва была освобождена……………….., польское войско удалилось,

король шведский думал о замирении,

последняя опора Марины, Заруцкий злодействовал в отдаленном краю России.

Отечество отдохнуло и стало думать об избрании себе нового царя».
Кем была освобождена Москва? Кто стал новым царем? (слайд 22).

Ополчением Минина  и Пожарского (слайд 23).
Царь Михаил Федорович Романов (слайд 24).

10. * * *

Как по Волге- реке, по широкой
Выплывала востроногая лодка,
Как на лодке гребцы удалые,
Казаки, ребята молодые.
На корме сидит сам хозяин, грозен …….,
Передним красная девица,
Полоненная персидская царевна
О ком идет речь? (слайд 25).

Степан Разин (слайд 26).

11. * * *

Стансы (1824 г.)
То академик, то герой
То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник
О ком идет речь? (слайд 27).

Петр I (слайд 28).

 

12. * * *

Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.
Суровый был в науке славы
Ей дан учитель: не один
Урок нежданный и кровавый
Задал ей шведский паладин
Кто это- шведский паладин? (слайд 29).

Карл XII Король Швеции (слайд 30).

13. * * *

«Бой продолжался с полудня до 7 часов вечера.

Убито шведов 8 000. Левенгаупт почти один явился

к королю с известием о своем поражении».
О каком сражении идет речь? (слайд 31).

Битва при Лесной (слайды 32-33).

 

14. * * *

……………….………Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
О ком идет речь? (слайд 34).

Петр I (слайд 35).

 

15. * * *

И он помчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами.
За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова…
Кто это- «птенцы гнезда Петрова»? (слайд 36).

И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин.

Кто это- «Полудержавный властелин»? (слайд 37-38).

Александр Данилович Меньшиков (слайд 39).

16. * * *

«…дано повеление нашему галерному флоту выходить из гавани, а 20 галерам велено проехать мимо шведского флота; по них встревоженные шведы стреляли, но за безветрием погнаться не могли».
О каком сражении идет речь? (слайд 40).

Гангутское сражение 27 июля 1714 года (слайд 41).

 

17. * * *

…………… Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца:
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца
Кругом шумел….
О каком месте идет речь? (слайд 42).

Основание Санкт-Петербурга (слайд 43).

 

18. * * *

«Оставалось 28 верст до Петербурга. Пока закладывали лошадей, Ибрагим вошел в ямскую избу. В углу человек высокого росту, в зеленом кафтане, с глиняной трубкой во рту, облокотись на стол, читал гамбургские газеты»
О ком идет речь? (слайд 44).

Петр I (слайд 45).

19. * * *

«Обыкновенно смотрели на молодого негра как на чудо, окружали его, осыпали приветствиями и вопросами, и это любопытство, хотя и прикрытое видом благосклонности, оскорбляло его самолюбие. Он чувствовал, что он для них род какого-то редкого зверя, творенья особенного, чужого, случайно перенесенного в мир, не имеющий с ним ничего общего».
Кто такой Ибрагим? (слайд 46).

Абрам (Ибрагим) Ганнибал- прадед А.С.Пушкина (слайд 47).

20. * * *

«Незнакомец был росту среднего, широкоплеч и худощав. Черная борода его начинала седеть. Он был в верблюжьев армяке, в голубой калмыцкой шапке и вооружен винтовкой.
…незнакомец объявил…что он император…»
О ком идет речь? (слайд 48).

Пугачев Е. (слайд 49).

Каким императором объявил себя Е.Пугачев? Петр III (слайд 50).

II тур. История пушкинской России (слайд 51).

1. * * *

«………………… видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее!»
О ком идет речь? (слайд 52).

Державин Г.Р. (слайд 53).

2. * * *

Потешный полк Петра Тирана
Дружина старых усачей,
Предавших некогда тирана
Свирепой шайке палачей.
О каком событии идет речь? (слайд 54).

Во время убийства Павла I дежурил Семеновский полк (слайд 55).

3. * * *

Воспитанный под барабаном,
Наш царь лихим был капитаном:
Под Аустерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал…
О ком идет речь? (слайд 56).

Император Александр I (слайд 57).

 

4. * * *

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
О ком идет речь? (слайд 58).

Император Александр I (слайд 59).

 

5. * * *

Властитель слабый и лукавый
Плешивый щеголь, враг труда
Нечаянно пригретый славой
Над нами царствовал тогда.
О ком идет речь? (слайд 60).

Император Александр I (слайд 61).

6. * * *

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
О ком идет речь? (слайд 62).

Декабристы (слайд 63).

7. * * *

Надев широкий боливар
Онегин едет на бульвар.
И там гуляет на просторе.
Что такое боливар? (слайд 64).

Боливар - шляпа-цилиндр с большими полями, популярная в Европе в начале 20-х гг. XIX столетия и получившая свое название по имени лидера освободительного движения в Латинской Америке - Симона Боливара (1783-1830) (слайд 65).

III тур. Всеобщая история (слайд 66).

1. * * *

Язык и ум теряя разом,
Гляжу на вас единым глазом:
Единый глаз в главе моей.
Когда б судьбы того хотели.
Когда б имел я сто очей,
То все бы сто на вас глядели
1830 г.
О ком идет речь? (слайд 67).

Циклоп Полифем (слайд 68).

2. * * *

В моей любви для вас блаженство,
Блаженство можно вам купить:
Кто к торгу страстному приступит?
Свои я ночи продаю.
Скажите, кто меж вами купит
Ценою жизни ночь мою?
1824 г.
О ком идет речь? (слайд 69).

Клеопатра (слайд 70).

 

3. * * *

…                А ныне…   я…..
Завистник. Я завидую; глубоко;
Мучительно завидую.- О небо.
Где же правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений- не в награду
Любви, горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан-
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?...................
О каком гении идет речь? (слайд 71).

Моцарт и Сальери (слайд 72).

4. * * *

«Давно ли с трепетом народы
Несли мне робко дань свободы,
Знамена чести преклоня;
Дымились громы вкруг меня,
И слава в блеске над главою
Неслась, прикрыв меня крылом?..
Но туча грозная нависла над Москвою,
И грянул мести гром!»
1815 г.
О ком идет речь? (слайд 73).

Наполеон Бонапарт (слайд 74).

Суперигра (слайд 75).

Смеясь жестоко над собратом,
Писаки русские толпой
Меня зовут аристократом.
Смотри, пожалуй, вздор какой!
Не офицер я, не асессор,
Я по кресту не дворянин,
Не академик, не профессор;
Я просто русский мещанин.

Мой предок Рача мышцей бранной
Святому Невскому служил;
Его потомство гнев венчанный,
Иван IV пощадил.

Смирив крамолу и коварство
И ярость бранных непогод,
Когда Романовых на царство
Звал в грамоте своей народ,
Мы к оной руку приложили,
Нас жаловал страдальца сын.
Бывало, нами дорожили;
Бывало... но — я мещанин

О ком идет речь? (слайд 76).

А.С. Пушкин (слайды 77-81).

 

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев