Карточка публикации
Информация об авторе публикацииКлинский промышленно-экономический техникум, Клин
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 12.05.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 12285
Рейтинг публикации
1 оценок
Другие публикации автора
Данная методическая разработка составлена для проведения занятия по дисциплине «Материаловедение» на...
Стародубцева М.А., Использование форм и методов продуктивного обучения по дисциплине материаловедение. Клин, ГБОУ СПО МО КПЭТ, 2012.-9с.

Составной частью изучения общетехнических дисциплин в средних профессиональных образовательных учебных заведениях является решение большого числа технических и технологических задач различных типов. Среди них наряду с задачами, решение которых требует вариативного применения знаний, есть такие, для решения которых требуется выполнение стандартных, раз и навсегда установленных правил. Ознакомив обучающихся с такими правилами и научив их пользоваться ими, можно существенно повысить уровень обобщений при изучении конкретного учебного материала, как бы «уплотнить» информацию, обеспечив тем самым устойчивое запоминание. За многие годы педагогическая практика накопила немало удачных методических приемов, использование которых позволяет облегчить усвоение обучающимися учебной информации. Одно из возможных  направлений изменения методов обучения при переходе к компетентному подходу- использование активных методов обучения в учебном процессе, таких как опорные конспекты. Опорные  конспекты способствуют развитию у студентов творческого подхода к изучаемому материалу, к выделению в нем ис­ходных и главных моментов, закономерных связей.

Навыки и умения, полученные на занятии позволят обучающимся   техникума свободно ориентироваться в большом потоке информации, найти нужный материал по специальности «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», отобрать  главное по интересующему вопросу, быстро и грамотно записать основное. Постоянная и целенаправленная работа обучающихся в техникуме способствует большей заинтересованности в обучении. Сознание того, что обучаемый сам разбирается, изучает, понимает, усваивает  материал,  придает ему уверенность, что он многое может, что это облегчит его дальнейшую профессию, начальную ориентацию на производстве. При работе на занятии обучаемый поставлен в такие условия, когда он не может не работать.

Вид занятия: занятие проводится  как урок сообщения и усвоения новых знаний по теме «Химико-термическая обработка стали».

Цели занятия:

-учебная- формирование у обучающихся знаний по выбору разных видов химико-термической обработки

-воспитательная- привитие обучающимся навыков творческого мышления и воспитание сознания по формуле «знаю- могу-хочу-делаю».

Методические особенности занятия: занятие проводится с использованием активных методов обучения: мультимедийного проектора, опорного конспекта.

Обратная связь осуществляется с помощью творческих заданий (разгадывание кроссворда).

Материально-техническое и методическое обеспечение:

мультимедийный проектор, опорный конспект, образцы сталей, фото микроструктуры стали после химико-термической обработки.

Межпредметные связи: работая с опорным конспектом обучающиеся используют знания, полученные при изучении дисциплины «Химия».

Содержание занятия:

1. Организационная часть

Преподаватель разъясняет цели занятия, последовательность урока.

2. Изучение  нового материала

Объяснение темы «Химико-термическая обработка стали» с использованием  мультимедийного проектора и составление обучающимися  опорного конспекта.

Химико-термическая обработка стали- процесс, представляющий собой сочетание термического и химического воздействия с целью изменения состава, структуры и свойств поверхностного слоя.

peNvpWdg9X8.jpg

 

 

Gtciuyl6Vjo.jpg

3. Обобщение и систематизация знаний.

3.1.Экспересс-опрос

-чем же отличается химико-термическая обработка от термической?

-почему при азотировании поверхность стали получает очень высокую твердость и износоустойчивость?

-в результате какой обработки можно повысить долговечность измерительных инструментов?

3.2.Разгадывание кроссворда

Заполнив кроссворд прочтите по выделенной горизонтали процесс поглощения атомов поверхностью.

  1. Процесс насыщения поверхностного слоя стали Азотом
  2. Распад молекул во внешней среде.
  3. Процесс насыщения поверхностного слоя стали Кремнием.
  4. Процесс насыщения поверхностного слоя стали углеродом и Азотом.
  5. Процесс насыщения поверхностного слоя стали Хромом.
  6. Процесс насыщения поверхностного слоя стали Бором.
  7. Процесс насыщения поверхностного слоя стали Углеродом.
  8. Процесс насыщения поверхностного слоя стали Алюминием.
  9. Проникновение атомов вглубь стали.
FoGgFR5pfgc.jpg

3.3. Какие из приведенных в информационном банке сталей подвергаются цементации?

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БАНК:

  1. 12Х2 Н4А
  2. 18Х2 Н4 ВА
  3. сталь 15
  4. сталь 20Х
  5. сталь 45
  1. сталь 25
  2. сталь 40Х
  3. сталь 15Х
  4. сталь 10
  5. сталь 18ХГГ
12Wo5OX4yTQ.jpg
  1. сталь 25
  2. сталь 40Х
  3. сталь 15Х
  4. сталь 10
  5. сталь 18ХГГ

3.4.Пользуясь информационным бланком, завершите пространственную запись.

D41HZu85tGQ.jpg

4. Подведение итогов :

В конце занятия преподаватель анализирует работу обучающихся на уроке и выставляет оценки.

5. Домашнее задание:

Л-1 стр 64-102,подготовить доклад по теме «Конструкционные стали общетехнического назначения»

6.Список литературы

1.Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учебник для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 240 с.

2.Григорович Л.А., Марцикновская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 480 с.

3.Николаев В.В. Методика профессионального обучения. Проектирование технологий формирования у учащихся профессиональных знаний на уроках теоретического обучения в УНПО: Учеб. пособие. - Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2007. - 89 с.

Выводы:

Данное занятие позволяет изучить достаточно большой объем материала и избежать механической записи информации. Также дает возможность преподавателю не только определить  степень усвоения знаний обучающими, но и выяснить ход познавательных процессов, обеспечивающих усвоение знаний и практическое их использование. Обучающийся закрепляет прослушанный материал, накопленные знания, умения и профессиональные навыки, что позволяет ему свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться  и самостоятельно принимать правильные решения в условиях быстроразвивающегося  мира.

Таким образом, применяя в организации учебного процесса методы продуктивного  обучения (в частности, составление опорного конспекта), представляется возможным не только повышение эффективности процесса обучения путем привлечения обучающихся  к активной учебной и учебно-исследовательской деятельности, но и  влияние на формирование творческих личностей с активной жизненной позицией.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев