Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМБОУ"Дружбинская СОШ", с.Дружба
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 07.04.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 22027
Рейтинг публикации
15 оценок
Другие публикации автора
Методическая разработка урока - исследования по рассказу Джека Лондона "Любовь к жизни"...
На уроке внеклассного чтения я решила познакомить учащихся с замечательной новеллой писателя «Ручьи...
Урок основан на технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Провожу урок посл...
Разработка урока внеклассного чтения в 10 классе по рассказу Юрия Буйды "Всё больше ангелов"

Первый всероссийский конкурс

«Конкурс педагогических достижений»

Урок литературы в 10 классе

Урок основан на технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Тема урока: Юрий Буйда «Всё больше ангелов»

 

Тип урока: Получение новых знаний.

 

Метод обучения: Проблемно поисковый.

 

Технология обучения: технология развития критического мышления через чтение и письмо

 

Форма обучения: сочетание индивидуальной, групповой, коллективной

работы.

Цели урока:

 

1) посредством медленного чтения с остановками понять главную мысль рассказа;

 

2) дополнить знания учащихся о писателе:

 

3) воспитывать чувство уважения к родным людям;

 

4) воспитание уважительного, доброго, милосердного отношения к человеку.

Диагностические:

- Посредством медленного чтения с остановками понять главную мысль рассказа

- Продолжить знакомство учащихся с произведениями

современной литературы, в частности, с новым автором, Ю.

Буйдой и его рассказом «Всё больше ангелов».

- Закрепить знание литературоведческих терминов: система

образов, художественная деталь, проблема, идея,

литературная традиция.

- Формировать навыки анализа художественного текста.

 

Развивающие:

- Развитие мышления, речь.

- Развитие творческих способностей.

- Развитие самодеятельности, инициативности.

- Развитие надпредметных компетенций.

 

Обеспечение:

1. Тексты произведения Ю. Буйды «Всё больше ангелов».

2. Раздаточный материал: задания по группам.

Оборудование:

  • выставка книг Юрия Буйды
  • презентация в Power Point
  • портрет писателя, рисунки учащихся, музыка.

На доске слова Ф.М. Достоевского (Эпиграф)

 

Эпиграф: « Господи! Почему это зол человек…

когда так хорошо, так прекрасно быть добрым»?

(Ф. М. Достоевский)

Словарная работа

1.Стефания от греч. Стефанос – венок, венец, корона, диадема.

2.Иван от греч.  «милость Божья», «дар Бога».

3.Виктор( греч.) - победитель

4.Бумеранг – метательное орудие в виде изогнутой палки или серповидной планки, при искусном броске возвращающееся обратно к бросившему. Бумерангом вернуться к кому-нибудь (о чём-то опасном, нежелательном, обращающемся на самого того, от кого оно исходит)

5.1) Ангел - в религиозных представлениях: сверхъестественное существо, служитель бога и его посланец у людям 2) ласковое обращение к кому-нибудь

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Индуктор

(Звучит музыка Моцарта «Музыка Ангелов»)

Рассмотрите фотографии на слайдах. Какой общей темой они объединены?

Прочитайте высказывания (на слайде) о человеке, выберите то, что ближе. Выразительно прочитайте его.



 

 

Учитель: Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова Фрэ́нсиса Бэ́кона «Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта».

Учитель: Ребята, вспомните, были ли в вашей жизни случаи, когда чувство доброты помогло преодолеть трудности или помочь кому-либо?

 

Ученики вспоминают случаи, когда доброта помогала им в различных ситуациях. Например, они рассказывают о том, как взяли щенка, который был брошен на улице, и как он радовал всех в семье, как помогли своему другу, когда он был болен.

 

(Рассказы учеников позволяют создать естественную среду общения. Среду, способствующую эмоциональному восприятию текста.)

2. На доске запись «Юрий Буйда». Вопрос к учащимся: Что вы знаете об этом писателе?



 

 

Знал

Хочу знать

Узнал


 

 


 

 

 

3. Краткая биографическая справка о писателе (выступает заранее подготовленный ученик)



 

 

 

Юрий Васильевич Буйда — русский писатель. Родился в 1954 году в поселке Знаменск Калининградской области в семье служащих. Окончил Калининградский университет в 1982 году. Работал журналистом. C 1991 года проживает в Москве, и с этого же года публикуется как прозаик. Дебют состоялся в 1991 году. Он сразу побил рекорд. Был напечатан во многих журналах, вышел  сборник новелл «Русская невеста». Буйда – это не псевдоним, это фамилия. Проза Буйды свободна. Он создаёт мир, где герои бедны, убоги, но у  них есть сила духа. Буйда – представитель постмодернизма (Я читаю и вижу, что я вижу). Он автор романа «Дон Домино» и книги «Прусская невеста» (1998), отмеченной малой премией им. Аполлона Григорьева и также входившей в шорт-лист Букеровской премии. Буйда был лауреатом журналов «Октябрь» (1992) и «Знамя» (1995, 1996). Его произведения переведены на немецкий, польский, финский, французский, японский языки. В настоящее время он работает редактором издательского дома «Коммерсантъ».

 

(сообщение учащегося)

Постмодернизм - (постмодерн; от лат. post — «после» и фр. moderne — «новейший», «современный») — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины 20 в. Самыми влиятельными писателями-постмодернистами признают Умберто Эко, Дона Делилло, Джулиана Барнса, Уильяма Гибсона, Вл.Набокова, Джона Фаулза, Милорада Павича, Тома Стоппарда. Русскими постмодернистами в той или иной степени являются Борис Акунин, Иосиф Бродский, Венедикт Ерофеев, Дмитрий Пригов, Григорий Остер, Виктор Пелевин, Саша Соколов, Владимир Сорокин, Татьяна Толстая.

 

(учащиеся заполняют таблицу) ( работа в парах)

4. Вступительное слово учителя перед чтением рассказа.

 

«У нас чижики так и мрут… - не живут в нашем воздухе, да и только», замечает Макар Девушкин в романе «Бедные люди» Вареньке Добросёловой. рассказывая об обитателях многолюдного дома. Дом, где не может выжить слабое, беззащитное существо – это метафорическое воплощение вселенного горя и модель «города-спрута», гроба, шкафа, Петербурга. Создавая образ трагического в будничном Ф.М.Достоевский достигает особенной остроты воздействия: бедняк, изгой, привыкший к бесконечному страданию, «покорен воле Господа», способен терпеть, понимать, встречать новый день с кротостью и сочувствием.

О Достоевском вспоминаешь сразу же, как только начинаешь читать рассказ Ю.Буйды «Всё больше ангелов». Он входит в цикл под общим названием «Слишком, чтоб было правдой». С одной стороны – абсурд,  дикость, аномалия человеческой жизни поражают невозможностью реальности с другой – в обыденности, безумном распорядке существования обнаруживается трагическое несоответствие    предназначения человека и его буквального воплощения – как у Достоевского. В этом мире нет и не может быть счастливых, единения душ, свободных от мирской суеты, а царствуют инстинкты; животное начало в скотоподобном облике и образе жизни главенствуют над всем, подавляя образ Божий в человеке. Таков мир в рассказе «Всё больше ангелов».

5. А сейчас мы будем читать текст с необычным названием.

 

6. Вопрос учащимся. В рассказе речь пойдёт… о каких ангелах…

(Учащиеся заполняют таблицу)

Почему рассказ так называется

Почему я так думаю

А как на самом деле?

 

 

 

 

 

6. Прочтение текста с домысливанием.

 

1)   После смерти сына старуха Стефания осталась в доме с внуком Иваном
мужчиной молодым туго…(оксюмарон)

2)  Старуха Стефания тотчас собрала пожитки в узел и убралась в…

 

3)  Чтобы не сердиться на Иванову жену, которая говорила…

4)  Подросший внук Витя однажды увидел…

5)  Всё время только и…

6)   Смотрю в неё и …

7)  Витя с любопытством приник к отверстию…

8)  Прошло двадцать пять лет. Виктор…

7. Напишите окончание рассказа

(Звучит музыка Моцарта, учащиеся пишут.)

8. Размышления о прочитанном

(Обращаемся к словарным словам)



 

1) Сравните рассказы Юрия Буйды «Фарфоровые ноги» и «Всё больше ангелов». Есть ли между ними сходство?

 

2) Какое отношение имеет слово «бумеранг» к рассказу «Всё больше ангелов»?

 

3) Почему Юрий Буйда ничего не говорит о жизни героини рассказа?

 

4) Юрий Буйда не случайно своей героине даёт имя Стефания. Известен образ великомученика прока Стефана, забитого камнями взбешённой толпой. Согласны ли вы с автором?

 

5) Н.В.Гоголь писал: «Страданием и горем нам определено добывать крупицы мудрости, не приобретаемой в книгах». Как вы поняли конец рассказа?

 

6) Прочитав и проанализировав рассказ, какие выводы вы можете сделать?



 

 

1.Любой человек, совершивший поступок, несёт за него ответственность не только перед людьми, но и перед собой.

2.Нравственность проявляется в поступке.

3.Поступай с человеком так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.

Итоги урока: Как поняли вы смысл рассказа? О чём он7 Что хотел сказать автор?

Вывод: Сбылось предсказание Стефании, но только не в летах смысл изречённого: по мере испытанного, пережитого открылось утешение Виктору. Он уходил в сарайчик, садиться на тот же чурбачок и… долго-долго смотрел в дырочку «до боли и слёз в глазах, пока среди облаков не начинали мелькать крошечные и прозрачные ангелы. Вот оно, пришло блаженство, когда боль покинула измученное сердце и «душа становилась легче и как будто даже больше». Как часто мы говорим: «Душа успокоилась», «на душе легче стало», «душа очистилась»… Душа Виктора стала «легче», «больше», больше измученной, бренной, греховной плоти истерзанной физически и духовно. Но есть награда за кротость и смирение – увидеть в небе ангелов, «всё больше ангелов».

Домашнее задание: Написать эссе: «Прочитав рассказ Юрия Буйды «Всё больше ангелов», я поняла…»

Заявка

на участие в Первом конкурсе «Конкурс педагогических достижений 2012»

1.     Полное название учебного заведения, адрес, телефон:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Дружбинская полная общеобразовательная школа

659446 Алтайский край, целинный район. С. Дружба, ул. Мира 9,

8- 923 -720- 3415

2. Фамилия, имя, отчество автора: Максимова Лариса Владимировна

3. Группа: 02

5. Специальность: русский язык и литература

6. Тема: Урок внеклассного чтения по рассказу Ю. Буйды "всё больше ангелов"

7. Номинация: Разработка урока

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Максимова Л.В. написал(а) 4409 дней назад (нейтрально) 
     
    0

    Но тогда они уже не участвуют в самом конкурсе?

     
       
     
     
    0 очков
     
  •  Максимова Л.В. написал(а) 4409 дней назад (нейтрально) 
     
    0

    Но я бы хотела принять участие в конкурсе. что теперь для этого нужно сделать? Удалить работы из раздела публикации?

     
       
     
     
    0 очков
     
  •  Иванская С.А. написал(а) 4410 дней назад (нейтрально) 
     
    0

    Работы, находящиеся в разделе "Публикации, не участвуют в конкурсе. Необходимо добавить их в библиотеку конкурса.

     
       
     
     
    1 очко