Карточка публикации
Информация об авторе публикацииГосударственное областное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №7., Великий Новгород
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 03.02.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 15094
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
Программ для обучения детей с выраженным недоразвитием интеллекта в природе отсутствуют. Приходится ...
Программы по логопедической коррекции для учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта с 0 по 4 классы.

 

Государственное областное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида №7.

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДЕНО»

на заседании НМС

на педагогическом совете

Протокол №            от

Протокол №           от

Директор школы                     Петрова Л.Д.

Логопедическое сопровождение

педагогического процесса для обучающихся

с выраженным недоразвитием интеллекта

на 1 этапе обучения (0 – 4 классы).

Составитель:

Николаева Н.В., учитель-логопед

высшая квалификационная  категория

Пояснительная записка.

«При работе с глубоко умственно отсталыми детьми следует опираться не на принцип их обучаемости грамоте, счету и другим предметам (их продвижение     по этому пути весьма затруднено), а на принцип развития у них коммуникативных и социальных навыков (речь, игра, самообслуживание, нормы социального поведения, доступные виды труда и др.)»

Бгажнокова И.М. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0 – 4 классы» Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение»,  2008,с.3

Согласно учебному плану, основная задача I   этапа обучения – подготовить детей с выраженным недоразвитием интеллекта (далее – ВНИ) к простейшим видам (доступным для них) учебной деятельности. Здесь важно создание эмоционально – комфортной обстановки, соблюдение режима учебной деятельности. На начальном этапе обучения учащиеся могут освоить образы букв, печатную основу письма. Эти и другие учебные умения формируются на наглядно – практической предметной основе с широким использованием игровых приёмов. Возможно, что какие-то дети не освоят азбуку и письмо.

Основное, чему должны научиться дети:

  • адекватному эмоциональному и речевому общению;
  • умению использовать знакомые речевые и неречевые конструкции в реальных ситуациях;
  • пользоваться полученными элементарными основами грамоты в жизни.

Речевая деятельность реализуется посредством сложного механизма с психофизиологической основой – речевой функциональной системой. Функционирование этого механизма зависит от условий общения, определения элементов языка и единиц, в котором осуществляется речевая деятельность, дифференциация коммуникативной деятельности.

Вопросом соотношения мышления, языка и речи посвящено много монографий (Выготский Л. С., Спиркин А. Г.). Обзоры литературы по развитию речи содержатся в книгах Рубинштейна С. Л. и Эльконина Д. Б.)

Недостатки развития речи умственно отсталых школьников изучены многими психологами: Лурия А. Р., Гнездилов М. Ф., Дульнев Г. М., Кононова М. П., Петрова В. Г.

Нарушения речи у умственно отсталых детей в логопедическом аспекте использовались многими авторами: Хватцев М. Е., Левина Р. Е., Каше Г. А., Орлова Д. И., Петрова В. Г., Савченко М. А., Лалаева Р. И. и др.

Развитие речи,   т. е. формирование речевой функциональной системы, опирается на  психику человека. Раннее органическое поражение ЦНС у детей с ВНИ приводит к выраженной задержке речевого развития. Для речи этих детей характерно позднее  ее появление, замедленный и затрудненный процесс овладения фразовой речью, что осложняет общение, влияет на весь ход развития речи. У 100% детей с ГУО – системное недоразвитие всех сторон речи. Специфика нарушений речи и их коррекция у детей с ГУО определяется особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития.

Речь детей с ГУО исключительно скудна и дефектна, отличается грубым недоразвитием. Они с трудом понимают обращённые к ним высказывания, их словарный запас крайне ограничен, множественные нарушения звукопроизношения, если такие дети вообще говорящие. Их собственные высказывания отличаются крайней бедностью (если вообще такой ребенок «говорящий»). Для их устной речи характерен резкий аграмматизм, т.е. ошибки в грамматическом оформлении активной речи и в понимании значения грамматических конструкций. В высказываниях отсутствуют склонения, спряжения, служебные части речи.

Однако, по мере проведения коррекционно – воспитательной работы их речь может улучшиться. Специальные психолого – педагогические исследования, посвящённые вопросам формирования речи УО детей, свидетельствуют о том, что овладение ими речью протекает тем более успешно, чем прочнее обучение языку связывается с различными видами деятельности. Целенаправленная практическая деятельность детей, вызывая у них потребность в общении, стимулирует развитие речи, воспитывает речевую активность. Поэтому мы рекомендуем занятия по логопедической коррекции связывать с уроками устной речи, обучения грамоты, окружающего мира, конструирования, предметно–практической деятельности, игрокоррекции и т. д. Для того чтобы научить детей с ГУО правильно произносить слова и правильно их употреблять, уметь отвечать на вопросы, выражать словами свои желания и передавать содержание несложных рассказов и картинок с простым сюжетом, необходимы специальные систематические занятия по развитию речи.

Система логопедической работы в школе VIII вида недостаточно разработана, особенно для детей с глубокой УО. Поэтому очень важна чистая речь тех, среди кого находится ребёнок, а также контроль и правильное руководство формированием его речи.

Программа составлена на основе программно – методических материалов под редакцией Бгажноковой И.М. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» - Москва, С.-Петербург, Псков 1999 г.

Курс длится с 0 (пропедевтического) по 4 класс по 2 часа в неделю. С 1-15 сентября, с 15-30 мая – диагностика. Учебный год – 34 недели. Задачи логопедической коррекции:

  • развивать фонематический слух, внимание, память;
  • развивать интерес и потребность к процессу речевого общения;
  • учить различать неречевые и речевые звуки;
  • учить подражать неречевым и речевым звукам;
  • развивать артикуляционную моторику;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • обогащать словарь простейшими выражениями;
  • подбирать обобщающие слова к группе предметов;
  • учить определять место звука и буквы в слове (начало, конец);
  • учить соотносить звук и букву.

0 класс (60 часов).

Общие упражнения на подвижность органов речи (игровые приёмы активизации органов речи). Игровые упражнения на развитие слухового внимания на материале неречевых звуков («тук-тук-тук», «На чём играл зайка?»). Упражнения в различении речевых звуков («Кто тебя позвал?» и др.).

Соотнесение звука с его источником. Определение направления звука, движения на звук («-Иди туда, где слышишь звук и др.). Характеристика звука по силе звучания (громко, тихо).

Имитация звуков окружающей действительности речевыми звуками (имитация голосов животных, треска мотора, шума воды и др.).

Называние предметов. Подбор слов, характеризующих их по основным признакам: цвету, форме, величине. Повторение слов за учителем. Выделение заданного слова в ряду других слов (хлопки, сигнальные карточки и др.). Самостоятельное придумывание слов в сопровождении с ритмическими движениями (хлопки, шаги и др.). Плавное и послоговое проговаривание слов в сопровождении с ритмическими движениями (хлопки, шаги и др.).

Подбор обобщающих слов к группе предметов, объединённых по родовому признаку (фрукты, овощи, птицы, звери и др.).

Подбор картинки к услышанному предложению. Составление предлоения по картинке.

Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Развитие графических навыков: обводка шаблонов, трафаретов, работа карандашом, ручкой.

1 класс (60 часов).

Смотри программу пропедевтического класса и дополнения – ниже.

Индивидуальные и хоровые упражнения в использовании силы голоса (громкая, тихая речь).

Различение вопросительной и восклицательной интонации в речи учителя.

Игровые упражнения на развитие слухового внимания на материале неречевых звуков.

Различение заданного звука в словах.

Звуки и буквы А, У, М, О, С, Х. Обозначение звука соответствующей буквой. Фиксация буквой начального звука в слове с опорой на предметную картинку.

Развитие и координация кисти руки и пальцев («пальчиковая гимнастика»).

2 класс (60 часов).

Смотри программы пропедевтического, первого классов и дополнения – ниже.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики.        Звуки неречевые и речевые. Повторение пройденных звуков и букв А, Х, М, О, С, Х. Звуки и буквы Ш, Л, Ы, Н, Р. Соотнесение звука и буквы, определение места звука и буквы в слове (в начале и конце слова).

Развитие и координация кисти руки и пальцев.

3 класс (60 часов).

Смотри программы пропедевтического, первого, второго классов и дополнения – ниже.

Повторение пройденных звуков и букв.

Звуки и буквы К, П, Т, И, З, В, Ж, Б, Г, Д,И, Ь.

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур.

Подбор иллюстрации к предложению.

Усвоение печатного и рукописного начертаний изучаемых букв.

4 класс (60 часов).

Смотри программы пропедевтического, первого, второго, третьего классов и дополнения – ниже.

Повторение пройденных звуков и букв.

Звуки и буквы Е, Я, Ю, Ц, Ч, Щ, Ф, Э, Ъ. Различение по звуковым характеристикам гласных и согласных, звонких и глухих при чтении и письме.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Иванская С.А. написал(а) 4408 дней назад (нейтрально) 
     
    0

    Работы, находящиеся в разделе "Публикации, не участвуют в конкурсе. Необходимо добавить их в библиотеку конкурса.

     
       
     
     
    1 очко