"Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее."

А. Барбюс

 
 
 
Здоровье Воспитание культурно-гигиенических навыко
Цитировать19.01.2014 13:58Рейтинг: 0Отлично
 

Здоровье Воспитание культурно-гигиенических навыков

 

Воспитание навыков самообслуживания - довольно длительный процесс, поэтому плани­ровать работу целесообразно поквартально.

 

Безусловно, процесс формирования почти всех навыков осуществляется постоянно и практически одновременно. Однако, на наш

 

взгляд, есть необходимость уточнить некоторую последовательность такой работы на каждый квар­тал с тем, чтобы именно на эти

 

навыки педагоги обращали наибольшее внимание.

 

Методические приемы, используемые при обучении культурно-гигиеническим навыкам, практически неизменны, так как обеспечивают механизм формирования любого навыка. Это показ с подробным объяснением действий, подробное словесное объяснение, частич­ный показ, указание, напоминание с указанием действия, общее напоминание, проверка вы­полнения действия, оценка. Данные приемы здесь не указаны, но постоянно, в зависимости от уровня освоения, они используются воспитателями при формировании культурно-гигиени­ческих навыков. Ниже приводятся игровые приемы, дидактические игры, перечень художе­ственных произведений, которые помогут привлечь внимание детей к последовательности действий, будут способствовать поддержанию самостоятельности в самообслуживании.

 

Режимные процессы

Задачи развития

Содержание навыков

Формы организации образовательного процесса

Методические приемы

Организация среды

Первый квартал

Питание

Закреплять умения есть вилкой второе блюдо и гарнир, есть котлету, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее; брать пирожки, хлеб из общей тарелки, не касаясь других кусочков руками; пережевывать пищу с закрытым ртом; пользоваться салфеткой по мере необходимости

Показ с подробным объяснением действий

Чтение: С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша обедает».

Дидактические игры: «Расскажем Карлсону, как надо правильно кушать», «Зайка пригласил в гости мишку и ежика»

Книга С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша обедает»

Алгоритм последовательности действий

Игрушки

Одевание - разде­вание

Совершенствовать умения быстро одеваться и раздеваться в определен­ной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Закреплять умения пользоваться всеми видами застежек, узнавать свои вещи, не путать с одеждой

 

Частич­ный показ

Чтение: И. Муравейка «Я сама», Н. Павлова «Чьи башмачки», С. Прокофьева «Сказка

Дидактические игры: «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном», «Покажем мишке, как складывать вещи в раздеваль­ном шкафчике»

 

Книга И. Муравейка «Я сама»

Алгоритм последовательности действий

Игрушки

Умывание

Закреплять навыки, полученные в младшей группе: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком

Общее напоминание

Дидактические игры: «Поучим Винни-Пуха делать пену», «Покажем Петрушке, как надо вытирать руки насухо»

 

Игрушки

Алгоритм последовательности действий

 

Содержание

в порядке одежды

и обуви

 

Учить замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью к взрослым

Показ приемов работы, объяснение, напоминание

Алгоритм последовательности действий

Второй квартал

Питание

 

 

 

 

 

Учить полоскать рот после приема пищи. Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере

Показ, упражнение, объяснение. Беседы: «Почему нужно полоскать рот после еды», «Как и когда мы пользуемся

При формировании культурно-гигиени­ческих навыков во время режимных моментов

Одевание-раздевание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учить шнуровать ботинки, с помощью взрослых завязывать шнурки, упражнять в использовании разных видов застежек: пуговицы, молнии, липучки. Закреплять умение надевать обувь, рейтузы, с помощью взрослого застегивать пальто, вешать в шкаф одежду. Просьбу о помощи выражать только словесно. При раздевании ко сну сначала снимать платье или рубашку, затем обувь, правильно снимать колготки, вешать одежду на стульчик. Учить выворачивать вещи налицо.

Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке: не сорить, помогать товарищам, не мешать другим, вытирать ноги при входе в помещение

Общее напоминание

Показ с подробным объяснением действий

Чтение: 3. Александрова «Мой мишка», Н. Павлова «Чьи башмачки».

Дидактические игры: «Как петушок

разбудил утром детей», «Уложим

куклу спать»

 

Книги Н. Павлова «Чьи башмачки».

Игрушки

Алгоритм последовательности действий

 

Умывание

Продолжать учить намыливать руки до образования пены, мыть их круговыми движениями, тщательно смывать мыло, отжимать воду. Учить мыть лицо обеими руками прямыми и круговыми движениями. Закреплять умение пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирая сначала лицо, затем руки, вешать на место. Учить проявлять аккуратность: не мочить одежду, не разбрызгивать воду. Закреплять умение пользоваться расческой, своевременно пользоваться носовым платком, развернув его

Частич­ный показ

Рассматривание и беседа

по картинкам «Дети умываются».

Чтение: потешка «Чистая водичка»,

отрывок из стихотворения

В. Маяковского «Что такое хорошо,

что такое плохо», А. Барто «Девочка

чумазая».

 

Картинки

Книга В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»

Настольно-печатные игры типа лото с картинами, изображающими предметы для содержания тела в чистоте

Содержание одежды и обуви в порядке

 

 

Продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его с помощью взрослых или других детей. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам

Общее напоминание

Оценка

Дидактическая игра «Посмотрим в зеркало, как аккуратно мы одеты»

Зеркало

Третий квартал

Питание

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствовать умение правильно держать ложку, есть второе блюдо, чередуя мясо с гарниром, доедать пищу до конца, проглатывать пищу, не оставляя ее за щекой. Учить держать вилку большим и средним пальцами правой руки, придерживая сверху указательным, есть мясо, рыбу, котлеты

Проверка вы­полнения действия

Чтение: потешка «Уж я Танюшечке

пирог испеку», Е. Благинина

«Аленушка».

Дидактические игры: «Как мишка

учился кушать вилкой», «Поможем

зверюшкам накрыть стол к обеду»

Книга Е. Благинина

«Аленушка»

Игрушки

 

Одевание-раздевание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнять в одевании и раздевании в определенной последовательности, умении застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, завязывать шнурки. Учить собирать гольфы, носки в гармошку, прежде чем надеть их, начиная с носка. При раздевании после прогулки закреплять умение аккуратно складывать вещи перед уборкой их в шкаф, при раздевании перед сном вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки аккуратно класть на сиденье. Учить наводить порядок в своем шкафчике. Закреплять навык вежливо обращаться за помощью к взрослому

Показ приемов работы, объяснение, напоминание

Дидактические игры: «Как мы помогли кукле собраться в гости к мишке», «Поучим зверюшек застегивать пуговицы»

 

 

Алгоритм последовательности действий

Игрушки

Тренажеры для развития мелкой моторики

Умывание

 

 

 

 

 

 

 

 

Закреплять умение самостоятельно засучивать рукава, не мочить при умывании одежду, мыть кисти и запястья рук, лицо, не разбрызгивать воду. Учить мыть уши. Приучать пользоваться своим носовым платком, разворачивая его. Постепенно учить девочек осторожно расчесывать длинные волосы расческой

Показ с подробным объяснением действий

Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», Е. Благинина «Аленушка». Дидактические игры: «Научим мишку (зайку, куклу) правильно умываться», «Покажем Винни-Пуху, как вытирать руки и лицо полотенцем»

Алгоритм последовательности действий

Книга К. Чуковский «Мойдодыр», Е. Благинина

«Аленушка».

Игрушки

Содержание одежды и обуви в порядке

Учить видеть непорядок в одежде товарища, предлагать ему свою помощь

Оценка

Дидактические игры: «Посмотрим на себя в зеркало, какие мы краси­вые и аккуратные», «Поучимся помогать товарищу»

Зеркало

Четвертый квартал

 

 

 

Питание

 

 

 

 

 

 

 

 

Закреплять умение есть вилкой второе блюдо и гарнир, есть котлету, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее, брать хлеб, пирожки из общей тарелки, не касаясь других кусочков руками, пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой по мере необходимости

Проверка вы­полнения действия

Чтение: С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша обедает».

Дидактические игры: «Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать», «Мишка пригласил в гости зайку и ежика»

Книга С. Капутикян «Кто скорее допьет»

Игрушки

Одевание-раздевание

 

 

 

 

 

 

Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном, закреплять умение пользоваться всеми видами застежек. Учить узна­вать свои вещи, не путать с одеждой других детей

Напоминание с указанием действия Чтение: И. Муравейка «Я сама», Н. Павлова «Чьи башмачки». Дидактические игры: «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном», «Научим мишку складывать вещи в раздевальном шкафчике»

Книга И. Муравейка «Я сама»

Игрушки

Умывание

 

 

 

 

 

Совершенствовать навыки мытья рук и лица, учить ополаскивать мыло после его использования. Приучать освобождать нос, попеременно зажимая одну ноздрю с помощью взрослого

Общее напоминание

Рассматривание картинок: «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная». Чтение: С. Капутикян «Хлюп-хлюп», Г. Лагздынь «Лапки»

Книга Г. Лагздынь «Лапки»

Картинки

Содержание одежды и обуви в порядке

 

Самостоятельно устранять небольшой непорядок в одежде

Оценка

Дидактическая игра «Покажем игрушкам, какие мы аккуратные»

Игрушки

 

1-1 из 1
First page
Previous page
1
Next page
Last page