Цитировать25.02.2014 08:10Рейтинг: 0Отлично
 

Уважаемые коллеги!

 

Предлагаю познакомиться с портретом учителя-участника Всероссийской Интернет-переписи учителей РИА Новости.

 

 

Кликните, чтобы открыть прикрепленное изображение

С уважением, Татьяна Анатольевна Камянская.
Цитировать12.03.2014 06:42Рейтинг: 1Отлично
 

Рефлексия

 

Уважаемые коллеги! В практике организации уроков у учителя, насчитывается большое количество приемов рефлексии. При ее организации важно помнить, что приемы следует разнообразить, каждому приему свое место в предмете и теме урока. Рефлексия проводится не для учителя, не для логического завершения урока, а для ученика.

Приём  "Телеграмма".

Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.

'Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

Источник: Методы и приемы актуализации субъектного опыта учащихся на уроках литературы. Панова Т.С. Российский общественный портал.[17]Российский общественный портал".

Приём  "Цветные поля".

Приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее.

Пример. Применим на уроках русского языка таких как контрольный диктант с грамматическим заданием и работой над ошибками.

Источник: электронное периодическое издание «Эффективные образовательные технологии». Выпуск 1. 2008 г. Главный редактор, д.п.н. профессор Гузеев В.В Дистанционные технологии и обучение

Приём  «Мысли во времени».

Рефлексивный прием, способствующий развитию умения осмысливать свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту.

Учитель называет ключевое слово. как правило, оно тесно связано с темой урока. В течение 1 минуты учащимся необходимо непрерывно записывать свои мысли, которые "приходят в голову" и связаны с заданным словом. По истечении времени. Ученики читают записи про себя. Затем мысленно отвечают на следующие вопросы.

Почему я записал именно эти слова?

О чем я думал, когда писал эти слова?

Чтобы я хотел в записях изменить?

Написанное мной имеет или не имеет для меня значение?


Источник: Ширяева В.А. ТРИЗ-Педагогика менеджеру современной школы.- М.: Сентябрь, 2008.

 

Приём  «Шесть шляп».

Рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке.

Формирует:

  • умение осмысливать свой опыт;
  • умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам;
  • ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.

Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.

Пример.

Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.

Желтая шляпа – позитивные суждения.

Черная – отражает проблемы и трудности.

Красная – эмоциональные суждения без объяснений.

Зеленая – творческие суждения, предложения.

Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.

Источник: Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного процесса в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. – Волгоград. Учитель, 2008.

 

 

С уважением, Татьяна Анатольевна Камянская.
Цитировать12.03.2014 06:45Рейтинг: 1Отлично
 

Приём "Синквейн"


Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.

Пример.

Tема  любви,

"Гранатовый браслет", Куприн.

Роковая, невзаимная, увлекается, страдает, гибнет.

Да святится имя твое.

Счастье.


Источник: Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"[10]

Приём “Райтинг”

Приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приема в переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования оценки с учеником.

Формирует:

  • умение объективно и регулярно оценивать свой труд.

Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. Райтинг можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера.

Пример 1.

Ученик ставит оценку 4, учитель – 5. Результат – дробь 4/5.


Источник: Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 3-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2001.

Приём “Хокку”

ХОККУ (хайку) – «начальные стихи», жанр японской поэзии (возник в XV в.), нерифмованное трёхстишие из 17 слогов (5+7+5) на комические, любовные, пейзажные, исторические и другие сюжеты. Генетически связан с танка. Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения. Прием заключается в следующем: первыми двумя строчками описывается некое явление, а третьей строчкой подводится какой-то итог сказанному, часто неожиданный. Художественная форма рефлексии.

Пример.

Опавший пион - По-своему прекрасен С одним лепестком.

Источник: Приемы технологии РКМ [37]

Приём  «Диаманта»

Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению

  • 1, 7 строчки – существительные антонимы;
  • 2 – два прилагательных к первому существительному;
  • 3 – три глагола к первому существительному;
  • 4 – два словосочетания с существительными;
  • 5 – три глагола ко второму существительному;
  • 6 – два прилагательных ко второму существительному.

Пример.

  • Город
  • Большой, древний
  • Строится, растет, процветает
  • Известный город, маленькая деревня
  • Возрождается, развивается, кормит
  • Красивая, родная
  • Деревня

Источник: Открытый класс.Сетевые оразовательные сообщества. [47]

 

 

С уважением, Татьяна Анатольевна Камянская.
Цитировать12.03.2014 06:48Рейтинг: 1Отлично
 

Приём  «До-После»

Описание: прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.

Формирует:

  • умение прогнозировать события;
  • умение соотносить известные и неизвестные факты;
  • умение выражать свои мысли;
  • умение сравнивать и делать вывод.

В таблице из двух столбцов заполянется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.

Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.

Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.

Пример.

Вопрос "Чем дышат насекомые?"

"До" Я думаю, что насекомые дышат с помощью трахей, так как хитиновый покров не позволяет дышать кожей.

"После"

Насекомые дышат ....

Вывод.

Я прав (не прав), так как ...

Источник: Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003.

Приём «З-Х-У»

Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

Формирует:

  • умение определять уровень собственных знаний;
  • умение анализировать информацию;
  • умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.

Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной.

Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».

Пример

"Знаю" Первые люди жили стаей, затем общинами.

Чтобы добыть себе питание люди кочевали.

"Хочу узнать"

Где появились первые люди?

Как люди заселили нашу Землю?

Почему сейчас люди не кочуют?

"Узнал"

  • Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока.
  • Если нет ответа на поставленный вопрос – работа продолжается дома.

Источник: Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003.

 

Приём  «Сообщи свое Я»

Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке.

Формирует:

  • умение оценивать деятельность и способы решения проблемы;
  • сравнивать результаты и анализировать причинно-следственные связи;
  • умение осмысливать свой опыт и осознавать его личностное значение.

Перед выполнением задания ученик сообщает свое мнение о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так …». По результатам деятельности учащийся сообщает, насколько его ожидания совпали с реальностью.

Пример.

«Я бы, пожалуй, сделал так. Провел опрос учащихся класса и сравнил его с предложенными статистическими данными». «Я провел опрос одноклассников, сравнил его с предложенными статистическими данными. Мои результаты совпали с результатами учащихся, которые искали ответ на вопрос иным способом. Думаю, что принятое мною решение было верным».

Источник: Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного процесса в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. – Волгоград. Учитель, 2008.

 

Приём  “Рюкзак”

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Пример.

  • я научился составлять план текста
  • я разобрался в такой-то теме
  • я наконец-то запомнил, чем причастие отличается от деепричастия и т.д.

Источник: Летние школы НооГен: образовательный экстрим. -М.: Эврика, 2005.- 240 с.

 

 

Надеюсь, что данный обзор поможет в проведении различных типов рефлексии!

С уважением, Татьяна Анатольевна Камянская.
Цитировать12.03.2014 08:29Рейтинг: 1Отлично
 

Уважаемая Татьяна Анатольевна, если бы вы посмотрели опубликованную недавно работу Новосельцеовой Н.Л., то необходимость в описании методик некоторых у вас бы отпала.

С уважением, В.А.Тарасова

Цитировать12.03.2014 11:46Рейтинг: 1Отлично
 

Уважаемая Вера Анатольевна!

 

Работу Новосельцеовой Н.Л посмотрела.  УлыбкаДумаю, что я просто  дополнила перечень педагогических технологий, которые можно применять для проведении рефлексии в заключительном этапе урока.

С уважением, Татьяна Анатольевна Камянская.
Цитировать23.03.2014 12:55Рейтинг: 0Отлично
 

Уважаемые коллеги!

Предлагаю статью Техника интерактивного обучения, где описывается некоторые приёмы организации занятия в микрогруппах, создание педагогических ситуаций сотрудничества, сотворчества на уроках.

Основой интерактивного обучения является проектирование учителем таких ситуаций, в которых ученик становится субъектом обучения, самостоятельно добывает новые знания.

 

 

Материал взят с сайта "Дидактор"

 

С уважением, Татьяна Анатольевна Камянская.
Цитировать23.03.2014 12:58Рейтинг: 0Отлично
 

А с учителями русского языка хочу поделиться статьей «Первый онлайн конструктор дидактических игр на русском языке».

 

С уважением, Татьяна Анатольевна Камянская.
Цитировать28.03.2014 12:34Рейтинг: 0Отлично
 

Уважаемые коллеги! Приглашаю вас на совершить виртуальную экскурсию по «Сикстинской капелле».

С уважением, Татьяна Анатольевна Камянская.
Цитировать15.06.2014 05:15Рейтинг: 0Отлично
 

Уважаемые коллеги!

 

Предлагаю вам интересную подборку по теме «Образование в Японии».

 

1. В Японии дети ходят в начальную школу в течение 6 лет, в среднюю школу в течение 3 лет, в старшие классы в течение 3 лет, а также в университет в течение 4 лет. 

2. Детский сад в Японии является обязательным и обычно дети поступают туда в возрасте 3 лет. Уже в детском саду дети овладевают основами арифметики и умеют читать хирагану и катакану (японские слоговые азбуки). 

3. Для того, чтобы поступить в школу, все дети должны сдавать экзамены. Те, кто неудачно сдал вступ... Читать дальше »

С уважением, Татьяна Анатольевна Камянская.
91-100 из 110