КАК НАЧИНАТЬ ПАРТИЮ


В начале партии обе стороны стремятся к наилучшей мобилизации сил для предстоящей борьбы. Чтобы успешно справиться с этой задачей и обеспечить гармоничное взаимодействие фигур и пешек, необходимо усвоить три основных принципа разыгрывания дебюта:
1) борьба за овладение центром;
2) быстрейшее развитие (мобилизация) сил;
3) создание удачного расположения пешек.

ЦЕНТР


Значение центра определяется прежде всего тем, что, как уже говорилось, фигура, находящаяся в центре, держит под контролем максимальное число полей и проявляет свое действие равномерно по всем направлениям. Напротив, по мере удаления от центра сила фигур уменьшается. Находясь в центре, ферзь атакует 27 полей, в углу доски - 21, слон соответственно 13 и 7, конь - 8 и 2. Немаловажно и то обстоятельство, что из центра фигура может быть быстрее переброшена на любой из флангов.
Таким образом, центр - это своего рода командная высота, господствующая над полем боя (доской), и овладение центром имеет решающее значение для хода дальнейшей борьбы.

Особое значение имеет захват центра пешками, или создание пешечного центра. "Борьба за овладение центром происходит путем нападения на центральные поля фигур и пешек, и роль последних в этой борьбе особенно велика. Действительно, всякое поле, атакованное пешкой, закрыто для доступа на него всех неприятельских фигур. Таким образом, наиболее действенна атака центральных полей именно пешками. Поэтому в первую очередь практика дебюта выдвинула в качестве первых ходов для белых два варианта: 1. d4 или 1. e4 (и в ответ на это 1. ...d5 или 1. ...е5 для черных)".

Чтобы не допустить образования у противника подвижного центра, каждая из сторон стремится в первую очередь обеспечить устойчивое расположение своих пешек в центре, всячески укрепляет в дальнейшем свои пешечные позиции в центре, не упуская любой возможности ослабить и ликвидировать неприятельские центральные пешки.

Действия
«Атака на короля»
Лосев А.Ю. МАОУ ДОД г. Калининграда ДЮЦ «На Молодежной». Конспект открытого занятия по программе «Белая ладья» педагога дополнительного образования Лосева А.Ю. на тему: «Атака на короля». Учебная задача: -знать и понимать особенности данного приема, уметь выявлять позиционные преимущества сторон в игре и сравнивать свои познания в указанной теме и познания других детей; -учиться договариваться с другими детьми, работать в команде. Необходимые материалы: проектор, компьютер, магнитная шахматная доска, комплекты шахмат, виниловые шахматные доски и шахматные часы. Ход зантия. I Объявление темы занятия. Педагог: Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на подобном занятии год назад. Дети: Мы говорили о схожых темах «Голый король», «Дебют-слабый пункт F7(F2)» и «Дебют — перевес в развитии». Педагог: Да, мы говорили об уничтожении пешечного перекрытия, атаках на флангах, слабости пунка F7 у черных, слабости пункта f2 у белых, жертвах фигур с целью завлечения и отвлечения неприятельских фигур. А какие еще есть схожие темы? Дети: Связка, взлом, промежуточный ход, перегрузка, вскрытое нападение, уничтожение защиты, перекрытие, “рентген”. Педагог: Конечно все темы близки к нашей теме. Так вот, сегодня мы будем говорить о том, как использовать наши знания в миттельшпиле. II Рефлексия обучающимися границ своего незнания. Педагог: Может быть, кто-нибудь из вас знает, что является главным преимуществом перед атакой на короля? Дети: слабая пешечная структура у соперника, фигурный перевес или перевес в развитии. Педагог: Да, ведь эти преимущества те три кита наших побед. III Целеполагание занятия. Изучение нового материала. Педагог: Посмотрите на магнитную доску (расстановка фигур 1), на ней готовится шахматный прием «вскрытие пешечного прикрытия короля». «Атакуй неприятельского короля энергично, всеми имеющимися в расположении средствами, чтобы обеспечить успех. Атака, однажды начавшись, должна быть доведена до конца»- так писал в своих лекциях Х.Р. Капабланка (3-ий официальный чемпион мира). Да, но положения в игре всегда очень разные. Сегодня мы будем учиться сравнивать отличительные черты позиционного преимущества. Посмотрите внимательно на расстановку 1 (магнитная шахматная доска). В чем вы видите разницу в положении двух пртивоборствующих сторон? Расстановка фигур 1. Дети: у белых ферзь более активен, у черных два слона, пешечная структура лучше у черных. То есть если белые не проведут контрнаступление, то при размене фигур они скорее всего проиграют. Педагог: Да, вы молодцы. Все заметили. Попробуйте подсказать мне перый ход. Дети: нет вариантов или Фс3, Ле1! Педагог: Не верно, это типичные ошибки. На самом деле конь на f6 вскрывает короля черных. Дети: Да-а, как же все просто. Педагог: Да, это отличительная позиция для контригры: слабый король черных, активный конь с ферзем у белых!!! Педагог: Посмотрите на экран. Вы видите расстановку 2. На ней изображается слабость фигур, а вследствии и возможность белых переключиться на атаку по слабым флангам. А там и вскрытие пешечного прикрытия. Посмотрите внимательно на экран. Какие можно сделать выводы? Расстановка 2. Дети: у белых ферзь более активен, у черных фигурное преимущество, пешечная структура лучше у белых, король у белых в углу и его прям сверлит черный слон на b7. То есть если белые не проведут контрнаступление, то при размене фигур они скорее всего проиграют. Педагог: Да, вы молодцы. Все заметили. Попробуйте подсказать мне первый ход. Дети: очень мешает конь у белых, надо его куда-нибудь убрать, например К:с6. Педагог: Правильно, это типичная ситуация — мы ещё называем «батарея», состоящая из отводящей и засадной фигуры ( конь на d4 и слон на b2). Дети: Ой и правда. Педагог: Конь — фигура отводящая, а засадная фигура слон. После взятия коня последует взятие ферзём на h7 и мат в 2 хода. Педагог: Посмотрите далее на экран. Вы видите расстановку 3. На ней изображается слабость фигур, а вследствии и возможность белых переключиться на атаку по слабым флангам. Итог борьбы - вскрытие пешечного прикрытия. Посмотрите внимательно на экран. Какие можно сделать выводы? Расстановка 3. Дети: у белых ферзь более активен, у черных преимущество пешек и пешечная структура лучше. То есть если белые не проведут контрнаступление, то при размене фигур они скорее всего проиграют. Педагог: Да, вы молодцы. Все заметили. Попробуйте подсказать мне перый ход. Дети: очень не хватает белой ладьи на третьей горизонтале, надо её туда поставить, а зодно и на слона нападем Лd3. Педагог: Правильно. Мат после этого в 3 хода. Дети: Ой и правда. Педагог: Ферзь бьет h7 шах, король бьет ферзя, ладья h3 шах и ладья h8 мат. Педагог: Посмотрите далее на экран. На экране теперь изображается другой тип позиций, возникающий при пешечном расположении «f7-g6-h7”, а вследствии и возможность белых переключиться на атаку по слабым флангам. Посмотрите внимательно на экран. Какие можно сделать выводы? Расстановка 4. Дети: у белых ферзь более активен, у черных фигурное преимущество. То есть если белые не проведут контрнаступление, то при размене фигур они скорее всего проиграют. Педагог: Да, вы молодцы. Все заметили. Попробуйте подсказать мне перый ход. Дети: надо сдвинуть пешку на е6, чтобы Сb7 начал работать. Педагог: Правильно. Мат после этого в 1 ход. Дети: Ой и правда. Педагог: первая белая ладья бьет f7, черный слон бьет, белая пешка е6, конь бьет е6, ладья бьет f7, черный король бьет ладью f7, ферзь бьет h7 шах, черный конь защитился, белый ферзь g6 шах, король g8, ферзь мат g7. Педагог: Посмотрите далее на экран. Мы видим другой тип позиций «жертва», а вследствии и возможность вскрытия пешечного прикрытия. Посмотрите внимательно на экран. Какие можно сделать выводы? Расстановка 5. Дети: у белых две изолированные пешки «это иногда плохо», у черных хорошая пешечная структура. То есть если белые не проведут контрнаступление, то при размене фигур они скорее всего проиграют. Педагог: Да, вы молодцы. Все заметили. Попробуйте подсказать мне перый ход. Дети: надо сдвинуть ферзя на d5. . Педагог: Правильно. А если слон на с3? А если конь на с6? Дети: слон бьет h7. Педагог: правильно. Расстановка 7 и 8. Самостоятельная работа (две задачи). Инвентарь: экран, шахматные комплекты и магнитная шахматная доска. Место проведения: просторная комната. Минимальное количество игроков: 8. Развивает: инициативу, интуицию, воображение и логику. Творческая работа. Педагог: Так какие же приемы в атаке на короля возможны? Дети: почти все. Педагог: правильно. Сейчас мы попробуем провести по одной партии, с одной поставленной целью «атака на короля», в течении 20-ти ходов. Этапы выполнения работы. 1. Успеть вывести 5-8 фигур и атаковать слабые поля соперника. 2.Старайтесь фигуры поставить так чтобы следующим ходом помочь уже в начинающей комбинации. 3. Проанализируй неудачу, что не хватило. 4. Зафиксируй, что тебе понравилось в своей комбинации. 5. Разделитесь на 2 команды. Для этого договоритесь с соседями по партам, кто в какой команде будет. Играем в «ШВЕДКИ» (Об этой игре знают только шахматисты-разрядники). Подведение итогов занятия. Ассимиляция полученного опыта, знаний, умений. – Что нового узнали на занятии? - Чему учились? (сравнивать себя с другими детьми, учились договариваться, работать в команде). 1.1. Участие детей в целеполагании, формулировке личностного смысла зантия (занятия). 1.2. Рефлексия об учающимися границ своего знания – незнания. 1.3. Осознанность постановки и решения учебных задач учащимися. 1.4. Решение учебных задач предполагает освоение ориентировочной основы учебного действия. 1.5. Учащиеся ориентируются на получение образовательного продукта с диагностично заданными свойствами.
«Окончания, в которых слон сильнее

Лосев А.Ю. МАОУ ДОД г. Калининграда ДЮЦ «На Молодежной».

Конспект открытого занятия по программе «Белая ладья» педагога дополнительного образования Лосева А.Ю. на тему:

«Окончания, в которых слон сильнее коня».

Учебная задача:

-знать и понимать особенности данного приема, уметь выявлять позиционные преимущества сторон в игре и сравнивать свои познания в указанной теме и познания других детей;
-учиться договариваться с другими детьми, работать в команде.

Необходимые материалы: проектор, компьютер, магнитная шахматная доска, комплекты шахмат, виниловые шахматные доски.

Ход занятия.

I Объявление темы и содержание занятия.

Педагог: Тема сегодняшнего занятия «Окончания, в которых слон сильнее коня». Слон обычно сильнее коня, если игра носит открытый характер, происходит на обоих флангах и особенно если есть или могут появиться проходные пешки. Слон может «запатовать» коня. Например, белый Се5, черный Ке8 (h5).

Кто иногда подмечал в своих партиях подобное преимущество.
Дети: Соперники иногда расставляют пешки по цвету нашего слона и тогда легче их атаковать. А если мы расставляем свои пешки по цвету своего слона, то их легче защищать. И наоборот, тяжелее защищать пешки если они стоят не по цвету своего слона.
Педагог: Конечно вы правы на все 100. Так вот, сегодня я приведу примеры, которые нам помогут понять указанную выше тему.

Пример 1. Белые: Кре1, Сс1 и пп. a2, b2, c2, f2, g2, h2. Черные: Крe8, Kd7, пп. a7, b7, c7, f7, g7,h7.

Выгоднее иметь слона, но должна быть ничья.

 


Пример 2. Белые: Кре1, Сс1 и пп. b2, c2, f2, g2, h2. Черные: Крe8, Kd7, пп. a7, b7, c7, f7, g7.

У белых лучше шансы, но при правильной игре ничья.

Пример 3. Белые: Кре1, Сс1 и пп. c2, f2, g2, h2. Черные: Крe8, Kd7, пп. a7, b7, c7, f7.

У белых решающее преимущество.

II Рефлексия обучающимися границ своего незнания.
Педагог: Может быть, кто-нибудь из вас знает, что является приоритетами при легкофигурных окончаниях?
Дети: разрозненность пешек или большое количество островков, а также сдвоенность пешек.
Педагог: Да, ведь это теория.
III Целеполагание занятия. Изучение нового материала. Методические указания.

Подчеркнуть связь между расположением пешек и активностью легких фигур. Это поможет учащимся выработать правильную оценку подобного рода окончаний. Важно, чтобы размены в середине игры производились с учетом шансов в возможном эндшпиле. Все оценки в дальнейшем даются с учетом примерно одинаковой активности королей.


Педагог: Посмотрите на магнитную доску, на ней играется партия великих мастеров

РЕТИ (белые) против РУБИНШТЕЙНА (черные), ГЕТЕБОРГ, 1920 год

Белые: Крd2, Kh2, пп. a2, c2, d3, f4, g4.

Черные: Kpd6, Cd7, пп. a7, b6, d4,f6, g6

  1. … Сс6 2. Kpe2 (2. c3 dc+ 3. Kp : c3 Cg2!, лишая коня ходов) 2. … Cd5 3. a3 b5 4. Kf1 a5.

    5. Kd2 a4! (угражает 6. … b4) 6. Ke4+ C:e4 7. de b4 8. Kpd2 ba 9. Kpc1 g5. Белые сдались

     


     

     


    Подведение итогов занятия. Ассимиляция полученного опыта, знаний, умений.
    – Что нового узнали на занятии?
    - Чему учились? (сравнивать себя с другими детьми, учились договариваться, работать в команде).
    1.1. Участие детей в целеполагании, формулировке личностного смысла занятия.
    1.2. Рефлексия учащихся границ своего знания – незнания.
    1.3. Осознанность постановки и решения учебных задач учащимися.
    1.4. Решение учебных задач предполагает освоение ориентировочной основы учебного действия.
    1.5. Учащиеся ориентируются на получение образовательного продукта с диагностично заданными свойствами.

     

    Домашнее задание

    Положение из партии Керес- Лилиенталь , Пярну, 1955 год.

  1. Белые: Крg1, Cb4, пп. e6, f3, g2, h2.

  2. Черные: Крg8, Ka8, пп. d4, f5, g7, h6. Белые начинают и выигрывают.

    Решение: 1. Ca5 Крf8 2. Cd8 Kpe8 3. e7 Крd7 4. Kpf2, и марш белого короля к пешке d4, а затем к коню или на королевский фланг решает.

Про шахматы

Пергаменты не утоляют жажды.
Ключ Мудрости не на страницах книг.
Кто к тайнам жизни рвётся мыслью каждой,
В своей душе находит их родник.

Важно не сколько ты знаешь, а ЧТО ИМЕННО ты знаешь. Поэтому разница между умным и мудрым в том, что «умный» знает многое, а «мудрый» знает НУЖНОЕ.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

В наше время редко встретишь человека, не знакомого с шахматами. Ведь шахматы — это часть общечеловеческой культуры, а педагогические возможности позволяют формированию гармоничной личности молодого человека. Причем тут воспитательная работа, могут подумать многие? Прежде всего, это поиск оптимального решения, который требует от ребенка, используя знания, принять смелое решение на какой-либо ход. Это процесс постоянного поиска с учетом лимита времени и ожидаемого результата.

В современной школе все звенья единой системы непрерывного образования остро нуждаются в эффективных и вместе с тем доступных для массового использования средствах, позволяющих приобщить учащихся к самостоятельной творческой деятельности, развить их познавательные способности. К числу таких средств, несомненно, принадлежат шахматы, педагогические возможности которых уже давно привлекают внимание учёных, психологов, методистов, специалистов по различным учебным дисциплинам.

Благотворное влияние занятия шахматами на воспитание, обучение и развитие школьника ныне не вызывает сомнения. Занятия шахматами развивают умственные способности личности, тренируют его память, формируют такие качества, как смелость, твердость, воля к победе, решительность, выдержка, терпение, находчивость, сосредоточенность, трудолюбие, даже способность к риску.

В шахматном объединении «Янтарная звезда» Детско-юношеского центра города Калининграда «На Молодежной» пять лет ведутся занятия. Несколько сотен детей научились играть в шахматы. Кружковцы с успехом выступают в районных, городских, областных и республиканских соревнованиях.

Набор в шахматное объединение формируется из блжайших школ: МАОУ СОШ №44, 7, 30, 8, 38, гимназий №32 и №40, а также лицеев №49, «Росток» и «Ганзейская ладья». Принимаются дети от 6 до 17 лет. Группы комплектуются с определенной спортивной квалификацией и учетом возрастных особенностей. Планирование имеет динамичный характер с расчетом на многолетнюю подготовку. Накопился определенный опыт работы с младшими школьниками. Обучение игре в шахматы не самоцель. Основная цель — развитие у детей самостоятельного мышления в массовом вовлечении их в волшебный мир шахмат. Известный советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «... без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти... Шахматы должны войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры».

Использование шахмат как средства обучения позволяет активизировать мыслительную деятельность, смекалку и математические способности. Регулярные занятия шахматами содействуют учебно — воспитательному процессу. Учитель начальных классов и родители единодушно отмечают, что шахматные занятия подняли активность детей, они становятся более собранными и дисциплинированными. У них повысилась не только спортивная квалификация, но и успеваемость в школе.

Для повышения активности у младших школьников ведётся интересная работа по популяризации и пропаганде шахмат. Шахматный класс оборудован проектором и экраном, шахматной магнитной доской, часами и комплектами шахмат, стендами с объявлениями и музеем, с портретами чемпионов мира. Деятельность кружковцев отражена в стенгазетах и на стендах, где отмечаются успехи лучших.

Надо помнить, что все дети любят играть. Никакими, даже самыми прекрасными занятиями нельзя заменить соревнования. Игра является неотъемлемой формой деятельности детей. Игра необходима детям как средство удовлетворения органической потребности в самовыражении и моделировании социальных отношений. Поэтому в план спортивно — массовых мероприятий включаются разнообразные соревнования на призы: «Марафон», «Балтийская осень», «Надежда», «Новогодний», «День защитника Отечества», «День Победы», «Янтарное лето», «Папа, мама и я — шахматная семья», проводятся сеансы одновременной игры, конкурсы решения задач и комбинаций.

В летние, осенние, зимние и весенние каникулы регулярно проводятся квалификационные турниры для всех возрастов, в играх принимают участие более 50 участников. В этих турнирах и выявляются юные шахматные дарования.

Самый низкий разряд в шахматах — 3 юношеский. Это помогает стимулировать интересы и активность начинающих шахматистов. Иначе проигрыши слабейшего приводят к тому, что он быстро разочаровывается и теряет веру в свои силы.

Кружковцы среднего возраста очень любят играть в самых массовых сражениях на шахматной доске — это командные всероссийские соревнования «Белая ладья» и президентские спортивные игры «Спартакиада».

В напряженной борьбе команда ДЮЦ «На Молодежной» в 2014 году заняла третье место в Калининградской области, пропустив вперед соперников из 23 лицея города Калининграда и команды из Янтарного. В городе Багратионовске команда ДЮЦ «На Молодежной» были первыми в 2015 году.

Наши звезды блистают на первенствах области и округа. Арутюнов Степан (2008 года рождения), Лосева Маргарита (2005 года рождения) и Лосев Владимир (2002 года рождения) являлись чемпионами и призерами Калининградской области с 2010 по 2015 годы, призерами Северо-западного федерального округа в 2012, 2014 и 2015 годов.

Эти встречи оставляют незабываемые впечатления у шахматистов, они становятся добрее, романтичнее, духовно богаче, приобретают положительную энергетику.

Все эти мероприятия вносят оживление в учебный процесс, придают хороший настрой, ведут к сплочению детского коллектива, выработке у ребят чувства товарищества, взаимопомощи. Атмосфера занятий становится творческой, положительно сказывается на посещении занятий и сохранении групп в многолетней подготовке шахматистов.

Педагог дополнительного образования Лосев Андрей Юрьевич;

6 групп — 75 обучающихся: 1-й разряд — 3 человека, 2-й разряд — 10 человек, 3-й разряд — 12 человек, 1-й юношеский разряд — 5 человек, 2-й юношеский — 5 человек и 3-юношеский - 5 человек.

Рейтинг профиля
0 оценок
Фотографии пользователя
Фотоальбомы
956 дней назад, 1 Фото
Общая информация
 
 
Имя:
Андрей
error
Отчество:
Юрьевич
error
Фамилия:
Лосев
error
Пол:
Мужчина
error
Страна:
Россия
error
Город:
Калининград
error
Место работы (учебы):
МАУ ДО г.Калининграда ДЮЦ "На Молодежной"
error
Должность:
Педагог дополнительного образования
error
Предмет:
Физическая культура
error
Мои подарки
 
 
Пусто
Комментарии к профилю
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев
Пользовательские RSS-каналы
 
 
Пусто
Стена
Все сообщения
RSS
 
 
31.03.2017
Andre39 добавил(а) новую аватару
 
 
    Andre39 добавил(а) новую фотографию