Действия
Рейтинг профиля
3 оценок
Мнения обо мне
error
Фотографии пользователя
Первая страница
Предыдущая страница
1
Следующая страница
Последняя страница
Фотоальбомы
4256 дней назад, 3 Фото
4500 дней назад, 2 Фото
Общая информация
 
 
Имя:
Ирина
error
Отчество:
Валерьевна
error
Фамилия:
Куфаева
error
Пол:
Женщина
error
Страна:
Россия
error
Город:
Усмань Липецкая область
error
Место работы (учебы):
ГОБПОУ "Усманский многопрофильный колледж"
error
Должность:
Преподаватель
error
Предмет:
Биология
error
Описание

Образование высшее педагогическое. Педагогический стаж - 19 лет.

Мои подарки
 
 
Пусто
Комментарии к профилю
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Куфаева И.В. написал(а) 3119 дней назад (нейтрально) 
     
    0

    Реализация межпредметных связей на уроках биологии

    Куфаева Ирина Валерьевна

    ГОБПОУ «Усманский педагогический колледж»

    Межпредметные связи – это объективно существующие связи между информацией из разных областей науки и практики, входящие в содержание обучения. Эти связи отражают системность информации, и осознание их студентами делает знания более прочными, структурированными, гибкими и подвижными. Согласно современным требованиям ФГОС межпредметные связи обеспечивают: умение самостоятельно определять цели,
    продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
    самостоятельно оценивать и принимать решение,
    владение навыками познавательной рефлексии,
    умение ориентироваться в социально политических и экономических событиях (мировоззрение)[2], понимание студентами естественнонаучной картины мира.

    Межпредметные связи прослеживаются непосредственно на уроках биологии, интегрированных уроках, внеклассных занятиях. Преподавателю биологии необходимо учитывать то, что знают студенты по другим предметам, чтобы мобилизовать их знания для расширения биологических понятий и для более уверенной опоры на предварительно изученные вопросы из других дисциплин. При изучении темы о строении клетки,  преподаватель излагает материал, используя понятия диффузия, осмос. Прямое отношение к пониманию общих свойств организмов имеют сведения из органической химии. В девятом классе учащиеся изучают раздел «Органические вещества», следовательно, владеют знаниями, необходимыми для понимания химического состава клетки и идущих в ней процессов. Это можно показать на следующих примерах. Понятие об углеводах как основных источниках энергии можно дать на тех веществах, которые уже известны студентам 1 первого курса: глюкоза, гликоген, крахмал. Понимание состава молекулы нуклеиновых кислот не окажется особенно трудным, потому что об углеводном компоненте можно говорить на основании знаний студентов о крахмале из курса Биология (растения), из курса Биология (человек). Данный пример показывает, как обучающиеся могут применять полученные знания для объяснения явлений происходящих в клетке. Межпредметные связи общей биологии обнаруживаются с предметами гуманитарного цикла. Запас знаний студентов по истории помогает им разобраться в причинах возникновения научных теорий в определенных исторических условиях. Изучение экологических проблем и закономерностей биосферы требует знаний из физической географии. Очень важно обратить внимание на межпредметные связи при ознакомлении студентов с перспективами развития биологической науки и внедрения ее достижений в различные отрасли производства. В этом случае возникает убежденность молодых людей в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;

    Межпредметные связи в полном объеме реализуются при проведении внеклассного занятия «Вода –источник жизни». При этом взаимодействуют несколько дисциплин: химия, биология, экологические основы природопользования, естествознание с методикой преподавания, основы медицинских знаний. Студенты узнают о достижениях современной науки в области исследования структуры воды. Приобретают умения применять естественнонаучные знания в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

    Межпредметные связи биологии должны быть направлены на усвоение студентами важнейших мировоззренческих идей: эволюции, многоуровневой организации живой природы, взаимосвязи биологических систем с природной средой, саморегуляции и целостности биологических систем в изменяющихся условиях среды; рационального использования, охраны и восстановления природных ресурсов и др.[3]

    В результате межпредметной интеграции возникают поисковые ситуации, проблемные вопросы, формируется критическое мышление. Все рассмотренные связи имеют большое образовательное и воспитательное значение. В колледже преподаются основы разных наук, но знания студентов по различным учебным дисциплинам должны объединяться, преобразуясь в единое и целостное значение о природе. Учебная деятельность на основе МПС помогает вырабатывать общность взглядов, развивает чувство коллективизма. В результате происходит развитие личности каждого студента, он лучше проявляет свои возможности, интересы, знания, растет взаимное уважение  друг к другу.

    Студенты не имеющие естественнонаучного мировоззрения, рискуют оказаться беспомощными в своей профессиональной деятельности. Стратегия естественнонаучного поиска, способствует выработке у студентов установок, ценностей, ориентиров рационалистического взгляда на мир, что становится наиболее актуальным в современное время.

    Список литературы.

    1. Балагурова, М.И. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира [текст]/ М.И. Балагурова. – М.: Просвещение, 2006. – 3с.

    2. Блинова Т. Л., А. С. Кирилова  Педагогическое мастерство: материалы III междунар. Науч. Конф. (г. Москва, июнь 2013 г.).  — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 65-67.

    3. Максимова В.Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении биологии. – М.: Просвещение, 1987. – 192 с.

     

    4. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г., Содержание и технологии обучения  в средних специальных учебных заведениях. М:Мастерство, 2000.- с.193-196.

     
       
     
     
      Выставленные оценки+    Иванская Светлана Алексеевна
    1 очко
     
  •  Куфаева И.В. написал(а) 3599 дней назад (нейтрально) 
     
    0

    ГОБПОУ «Усманский педагогический колледж»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Комплект Контрольно – измерительных материалов

    по учебной дисциплине

    ОП.02.Физиология с основами биохимии

    (код и наименование дисциплины)

    основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

    по специальности (специальностям):

    050141 Физическая культура

    (код и наименование специальности)

    2014

    Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине Физиология с основами биохимии разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС СПО) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 050141 Физическая культура по программе углубленной подготовки и рабочей программы учебной дисциплины.

    Организация разработчик: ГОБПОУ  «Усманский педагогический  колледж»

    Разработчик:

    Куфаева Ирина Валерьевна, преподаватель биологии

    Одобрено

    Председатель предметно-цикловой комиссией

    Естественнонаучных дисциплин

    Утверждаю

    Заместитель директора

    по учебно-методической работе

    Т.В.Коровина

    Т.А.Думма

    СОДЕРЖАНИЕ

    I Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов………….4

    1 Область применения……………………………………………………………4

    2 Объекты оценивания – результаты освоения УД…….………………………4

    3 Формы контроля и оценки результатов освоения УД…….…………………6

    4 Система оценивания комплекта КИМ текущего контроля и

    промежуточной аттестации……………………………………………………..10

     

    II Текущий контроль и оценка результатов обучения …………………...12

    Спецификация письменной контрольной работы №1………………………...12

    III Промежуточная аттестация по УД…… …………………………………21

    Спецификация зачета……………………………………………………………21

     

    Приложение 1 Вопросы для подготовки к зачету….………………………….39


    I Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов

    1 Область применения

    Комплект контрольно - измерительных  материалов (КИМ) предназначен для проверки результатов освоения УД ОП.02. Физиология с основами биохимии П.00 Профессиональный цикл ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) по специальности  СПО  050141 Физическая культура

    2. Объекты оценивания – результаты освоения МДК

    КИМ позволяет оценить следующие результаты освоения УД ОП.02. в соответствии с ФГОС специальности 050141 и рабочей программой УД:

    умения:

    - измерять и оценивать физиологические показатели организма человека;

    - оценивать функциональное состояние человека и его работоспособность, в том числе с помощью лабораторных методов;

    - оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом и юношеском возрасте;

    - использовать знания биохимии для определения нагрузок при занятиях физической культурой;

    знания:

    - физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

    - понятия метаболизма, гомеостаза, физиологической адаптации человека;

    - регулирующие функции нервной и эндокринной систем;

    - роль центральной нервной системы в регуляции движений;

    - особенности физиологии детей, подростков и молодежи;

    -  взаимосвязи физических нагрузок и функциональных возможностей организма;

    - физиологические закономерности двигательной активности и процессов восстановления;

    - механизмы энергетического обеспечения различных видов мышечной деятельности;

    - физиологические основы тренировки силы, быстроты, выносливости;

    - физиологические основы спортивного отбора и ориентации;

    - биохимические основы развития физических качеств;

    - биохимические основы питания;

    - общие закономерности и особенности обмена веществ при занятиях физической культурой;

    - возрастные особенности биохимического состояния организма;

    - методы контроля

    Вышеперечисленные умения, знания и практический опыт направлены на формирование у студентов следующих профессиональных и общих компетенций:

    ПК 1.2. Проводить учебно-тренировочные занятия.

    ПК 1.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях.

    ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью.

    ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию.

    ПК 1.8. Оформлять и вести документацию, обеспечивающую учебно-тренировочный процесс и соревновательную деятельность спортсменов.

    ПК 2.3. Организовывать и проводить физкультурно-спортивные мероприятия и занятия.

    ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

    ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.

    ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.

    ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.

    3. Формы контроля и оценки результатов освоения

    Контроль и оценка результатов освоения – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений и формирующихся общих и профессиональных компетенций в рамках освоения УД.

    В соответствии с учебным планом специальности 050141 Физическая культура, рабочей программой УД Физиология с основами биохимии предусматривается текущий и промежуточный  контроль.

    3.1 Формы текущего контроля

    Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра.

    Текущий контроль результатов освоения УД ОП.02. в соответствии с рабочей программой и календарно- тематическим планом происходит при использовании следующих форм контроля:

    – выполнение и защита  практических работ,

    - проверка выполнения самостоятельной работы,

    - проверка выполнения контрольных работ.

    Во время проведения учебных занятий дополнительно используются следующие формы текущего контроля – устный опрос, биологический диктант, тестирование по темам отдельных занятий.

    Выполнение и защита практических работ. Практические  работы проводятся с целью усвоения и закрепления практических умений и знаний. В ходе практической работы студенты приобретают умения предусмотренные рабочей программой ПМ, учатся использовать формулы, и применять различные методики расчета параметров обработки металлов давлением, анализировать полученные результаты и делать выводы, опираясь на теоретические знания.

    Список практических работ:

    · Практическая работа №1 «Химический состав организма»

    · Практическая работа №2 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в животной клетке»

    · Практическая работа №3 «Рефлекторная дуга»

    · Практическая работа № 4 «Строение скелетного мышечного волокна»

    · Практическая работа №5 «Физиология нервной клетки и синапса»

    · Практическая работа №6 «Свойства нервных центров»

    · Практическая работа №7 «Сегментарное строение спинного мозга»

    · Практическая работа №8 «Изучение рефлексов продолговатого мозга»

    · Практическая работа №9 «Определение индивидуального профиля ассиметрии»

    · Практическая работа №10 «Торможение безусловных рефлексов»

    · Практическая работа №11 «Торможение условных рефлексов»

    · Практическая работа №12 «Слепое пятно на сетчатке глаза»

    · Практическая работа №13 «Исследование анализаторов»

    · Практическая работа №14 «Биохимия гормонов»

    · Практическая работа №15 «Физиология желез смешанной секреции»

    · Практическая работа №16 «Строение клеток крови»

    · Практическая работа №17 «Типы иммунитета. Группы крови»

    · Практическая работа №18 «Свойства сердечной мышцы»

    · Практическая работа №19 «Исследование состояния сердечно- сосудистой системы»

    · Практическая работа №20 «Оценка пищевого статуса юных спортсменов»

    · Практическая работа №21 «Базовые рационы питания для юных спортсменов»

    · Практическая работа №22 «Изменение состава воздуха при дыхании»

    · Практическая работа №23 «Жизненная емкость легких»

    · Практическая работа №24 «Химический состав и физико-химические свойства мочи»

    · Практическая работа №25 «Потоотделение».

    · Практическая работа №26 «Определение уровня физического развития школьника».

    · Практическая работа №27 «Акселерация и ретардация роста и развития детей и подростков»

    · Практическая работа №28 «Составление карт психомоторного развития детей»

    · Практическая работа №29 «Утомление. Биохимические механизмы утомления»

    · Практическая работа №30 «Восстановление как физиологический и биохимический процесс»

    · Практическая работа №31 «Общие биохимические закономерности адаптации к мышечной работе»

    · Практическая работа №32 «Тренировка и тренировочные эффекты»

    · Практическая работа №33 «Физиологическая характеристика выбранного вида спорта»

    · Практическая работа №34 «Строение и  биологическая роль АТФ»

    Содержание и этапы проведения практических работ представлены в методических указаниях по проведению практических работ.

    Проверка выполнения самостоятельной работы. Самостоятельная работа направлена на самостоятельное освоение и закрепление студентами практических умений и знаний.

    Самостоятельная подготовка студентов по УД ОП. 02. предполагает следующие виды и формы работы:

    · Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы.

    · Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной литературе.

    · Подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме.

    · Оформление отчетов по практическим работам, и подготовка к их защите.

    · Подготовка к контрольным работам, экзамену, зачету.

    Задания на выполнение самостоятельной работы представлены в методических рекомендациях по организации и проведению самостоятельной работы студентов.

    Проверка выполнения контрольных работ. Контрольная работа проводится с целью контроля усвоенных умений и знаний и последующего анализа типичных ошибок и затруднений студентов в конце изучения темы или раздела. Согласно календарно-тематическому плану УД ОП.02. предусмотрено проведение следующих контрольных работ:

    · Контрольная работа №1 по разделу «Общая характеристика метаболизма»

    Спецификации контрольных работ приведены ниже в данном КИМ.

    Вопросы для устного опроса, примеры задач по темам отдельных занятий представлены в методических рекомендациях по организации и проведению самостоятельной работы студентов.

    3.2 Форма промежуточной аттестации

    Промежуточная аттестация по УД ОП.02. Физиология с основами биохимии – экзамен, зачет спецификации которых содержатся в данном КИМ.

    Студенты допускаются к сдаче экзамена при выполнении всех видов самостоятельной работы, практических  и контрольных работ, предусмотренных рабочей программой и календарно-тематическим планом УД ОП.02. Физиология с основами биохимии.

    4 Система оценивания КИМ текущего контроля и промежуточной аттестации

    При оценивании практической и самостоятельной работы студента учитывается следующее:

    - качество выполнения практической работы;

    - качество оформления отчета по практической работе;

    - качество устных ответов на контрольные вопросы при защите работы.

    Каждый вид работы оценивается по 5-ти бальной шкале.

    «5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент свободно и уверенно ориентируется; за умение практически применять теоретические знания, высказывать и обосновывать свои суждения. Оценка «5» (отлично) предполагает грамотное и логичное изложение ответа.

    «4» (хорошо) – если студент полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.

    «3» (удовлетворительно) – если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности, в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения.

    «2» (неудовлетворительно) – если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.

    Тест оценивается по 5-ти бальной шкале следующим образом: стоимость каждого вопроса 1 балл. За правильный ответ студент получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие баллы не начисляются.

    Оценка  «5»  соответствует 86% – 100% правильных ответов.

    Оценка  «4»  соответствует 73% – 85% правильных ответов.

    Оценка  «3»  соответствует 53% – 72% правильных ответов.

    Оценка  «2»  соответствует 0% – 52% правильных ответов.

    Спецификация

    письменной контрольной работы № 1

    по УД ОП. 02. Физиология с основами биохимии

    П.00 Профессиональный цикл ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины

    1 Назначение письменной контрольной работы – оценить уровень подготовки студентов УД Физиология с основами биохимии с целью текущей проверки знаний и умений по разделу 9 «Общая характеристика метаболизма» УД ОП.02.

    2 Содержание письменной контрольной работы определяется в соответствии с рабочей программой ОП.02. Физиология с основами биохимии, темой 4.1. УД ОП.02.

    3 Принципы отбора содержания письменной контрольной работы:

    ориентация на требования к результатам освоения раздела 9 представленной в рабочей программе УД ОП. 02. Физиология с основами биохимии

    иметь практический опыт:

    -составление причинно-следственных связей;

    уметь:

    - описывать процессы обмена веществ;

    - описывать энергетические процессы с помощью уравнений реакций;

    знать:

    - физиологию и биохимию обмена веществ и энергии.

    4 Структура письменной контрольной работы

    4.1 Письменная контрольная работа по теме 4.1. УД О

     
       
     
     
    0 очков
     
  •  Tikhonov S.P. написал(а) 4222 дней назад (позитивно) 
     
    1

    Прикрепленное изображение

     
       
     
     
    0 очков
     
Пользовательские RSS-каналы
 
 
Пусто
Стена
Все сообщения
RSS
 
 
11.09.2016
  Куфаева И.В. написал(а) 2873 дней назад  
 
Статья "Цена риска"
Философ Сенека был прав, говоря: «Что есть благо? Знание! Что есть зло? Незнание!» Чтобы противостоять злу, надо о нем много знать. Надо быть сильнее его. 1 декабря - Международный день борьбы со СПИДом.
Ежегодно к этой дате в педагогическом колледже проводятся мероприятия, посвященные проблемам ВИЧ/СПИДа.
Этот год не стал исключением. Преподаватели Татьяна Коровина, Ирина Куфаева организовали и провели мероприятия, посвященные проблемам ВИЧ- инфекции и СПИДа: конкурс плакатов «ВИЧ не выбирает. Выбираем мы», конференция «Стоп! СПИД!», профилактическая игра «Маршрут безопасности».
1 декабря показывались видеоролики, социальная реклама, привлекающие внимание студентов к проблемам ВИЧ. В этот же день для первокурсников была проведена конференция «СТОП! СПИД!», на которую были приглашены врач - нарколог Владимир Федоров и клирик Успенского храма иерей Василий Языков. В начале данного мероприятия был показан видеоролик о загубленной жизни 20- летней девушки, которая оказалась ВИЧ- инфицированной. Присутствующим в зале стало понятно, что разговор будет серьезным и не очень приятным. Ведь сегодня стало ясно, что эта проблема шагнула из 20 в 21 век. Лекарств нет. Рост наркоманов продолжается. Об этом студентам рассказал Владимир Федоров . Каждый год прибавляется 20-25 наркоманов. Один из способов передачи ВИЧ- инфекции - через кровь. Наркоманы входят в группу риска. Это люди, склонные к риску. У них отсутствует элементарный, нормальный, необходимый страх за свое здоровье и свою судьбу. Но если говорить честно, опасность заразиться ВИЧ уже давно вышла из «резерваций» групп риска. Здоровье современного человека оказывается в непосредственной зависимости от его духовного развития, соблюдения принципов морали и этических норм поведения. Перед присутствующими выступил о. Василий. Он обратил внимание молодых людей на воспитание в себе силы воли и пожелал хранить в себе целомудрие. Ключевым моментом стал показ короткометражного художественного фильма «Дневник Насти». В этом фильме не показываются страшные картинки, но грусть, обида и конечно надежда на протяжении всего действия. Каждый почувствовал, что беда вокруг нас. После фильма состоялось обсуждение, в котором ребята приняли активное участие.
3 декабря для первокурсников была проведена профилактическая игра «Маршрут безопасности». Целью данного мероприятия является возможность расширения информированности студентов по вопросам ВИЧ/СПИДа; мотивировать их на самостоятельный дальнейший поиск информации, помогающей сохранить свое здоровье; помочь преодолеть предрассудки и предубеждения относительно ВИЧ-инфекции, людей, живущих с ВИЧ/СПИДом; облегчить восприятие информации по ВИЧ/СПИДу. Команды от каждой группы прошли по станциям «Пути передачи ВИЧ- инфекции», «ВИЧ/СПИД: вопросы и ответы», «Рядом с тобой», «Погасшие звезды», «Слагаемые счастья», «Береги себя», на каждой из которых предлагались разные задания. По итогам данной игры первое место заняла команда 12 МЧС-группы, 2 место - команда 1 БФ группы, 3 место досталось команде 1 Б группы.
В настоящее время по оценке ООН ВИЧ/СПИД занимает пятое место среди причин смертности во всем мире.
Вакцины нет. Становится очевидным, что самая надежная профилактика ВИЧ/СПИДа - знание об инфекции и о том, как ее можно избежать.
Предпосылки сохранения здоровья и самой жизни во многом зависит от меры нравственности. СПИД - это страшная болезнь. Скорее всего лекарство будет найдено, также как в свое время было найдено лекарство против сифилиса. Но может появиться другое заболевание, страшнее чем СПИД, пока существует наркомания, гомосексуализм, проституция, аморальность
Опыт работы с молодежью показывает, что запретами и нравоучениями многого не добиться. Необходимо создать мотивацию, что курить, употреблять алкоголь (в т.ч. пиво) и наркотики не модно и не привлекательно. Эти вещества - прямой путь к деградации личности. Гораздо интереснее будет выглядеть молодой человек, занимающийся спортом, музыкой, литературой
 
     
 
 
    09.09.2015
      Куфаева И.В. написал(а) 3242 дней назад  
     
    Общие подходы к коррекции стрессовых состояний.
    Под управлением стрессом обычно подразумевается совокупность стратегий, методов и приемов, позволяющих человеку предотвратить негативное воздействие стрессоров либо свести это воздействие к минимуму.
    Сам процесс управления можно представить несколькими вариантами:
    1. До развития стресса главные усилия необходимо сосредоточить на проблемах профилактики стресса;
    2. После появления стресса главное внимание уделяется мерам активного противодействия стрессу.
    3. В острой стрессовой ситуации осуществляются меры первоочередной самопомощи.
    Остановимся на профилактике стрессов
    К стрессам необходимо готовиться заблаговременно, потому что еще никому не удавалось их избегать. А вот успешно управлять ими по силам любому человеку. Существенная роль в профилактике стрессов у учителей отводится прежде всего гигиене умственного труда и психологическим установкам, соблюдая перечисленные ниже рекомендации, можно не только предотвратить возникновение стресса, но и достичь снижения степени его выраженности. В этом может помочь динамическое формирование адекватного здорового образа жизни. Сюда относятся:
    - умение рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки. Это приводит к экономичному расходованию энергетического потенциала нервной системы, освобождают мозг от излишней информации и снижают нервно-психическую напряженность;
    - умение переключаться с одного вида деятельности на другой. Успех умственной работы зависит от правильного чередования труда и отдыха, а также смены одних форм труда другими. Информационная деятельность связана с ограничением двигательной активности и значительными статическими нагрузками (длительное сохранение вынужденной, не всегда удобной рабочей позы и т. д.). При физической деятельности после напряженной умственной работы возникает, как говорил И. П. Павлов, «мышечная радость», которая повышает настроение и энергетический потенциал человека. Известно, что И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Д. И. Менделеев и другие выдающиеся личности сочетали напряженную интеллектуальную деятельность с физической работой и, достигнув преклонного возраста, сохраняли ясность мысли, умственную работоспособность и физическое здоровье;
    - поддержание хорошей физической формы. Не стоит забывать, что между состоянием тела и эмоциями существует тесная связь. Во время закаливающих процедур помимо укрепления иммунитета происходит выброс большого количества гормонов радости — эндорфинов; Гиподинамия, неправильное питание, курение, злоупотребление спиртными напитками, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления стресса;
    - достаточный по продолжительности сон, что необходимо для восстановления сил и нервных процессов. Сон — это не просто отдых. За время сна через наш мозг проходят миллионы нервных импульсов. Во время сна полезная информация, накопленная за день, остается в памяти, а ненужная ликвидируется;
    - Эмоциональное общение. Когда человек анализирует свои действия и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается.
    - профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от стресса является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы — курсы повышения квалификации, конференции и пр.;
    - определенный ритм информационной деятельности, рациональные и удобные объем и темп поступающей информации и т. д. Особенно это важно для научной и учебной деятельности, которая должна проходить под девизом «Ни дня без нового!». Например, К. С. Станиславский говорил, что день, в течение которого человек не пополнил своего образования хотя бы маленьким, но новым для него куском знания, является бесплодно и безвозвратно погибшим;
    - уход от ненужной конкуренции. Бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу покидает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует проникновению стресса;
    - рациональное питание, адекватное умственным нагрузкам учителя
    - при переутомлении, при высоких умственных нагрузках можно использовать лекарственные препараты по рекомендации врача.
    - важным моментом является ежедневная тренировка памяти: обучение, запоминание, разучивание стихов, тренинги, решение кроссвордов, собирание пазлов;
    - занятие чем-то интересным, хобби, коллекционированием, вьраащиванием цветов, забота о домашних питомцах ит. д.
    - не забывайте о хорошей музыке, которая вам приятна и помогает расслабиться;
    почувствовав усталость, сделайте перерыв, побудьте в одиночестве, просто отдохните.
    Стресс произошел. Для каждого человека существуют свои приемы снятия стресса. Наиболее распространенными являются следующие:
    Переключение. Рекомендуется думать о чем-нибудь приятном (о любимом человеке, хобби), заняться любимым делом, домашним хозяйством, переключиться на неотложные дела. Неприятные ощущения при этом ослабевают.
    Изменение масштаба событий. Необходимо попытаться взглянуть на собственные переживания из отдаленного будущего со стороны, тогда интенсивность переживаний уменьшится.
    Накопление радостей. В течение дня надо накапливать и периодически вспоминать радостные события. Известно, что положительные эмоции — мощный антистрессовый фактор.
    Мобилизация юмора. Во всякой тяжелой ситуации можно отыскать комические стороны. Смех — отличное противодействие стрессу.
    Отчуждение. Мысленное представление неприятной ситуации (или имени неприятного человека) и мысленное затушевание этого образа снижает эффект его отрицательного влияния.
    Интеллектуальная переработка. Путем рассуждений, здравого смысла необходимо убедиться в том, что переживания могут быть ареодолены рациональными рассуждениями и действиями. Надо Постараться в плохом найти нечто полезное для себя («нет худа без добра»).
    Мысленный барьер. Мысленно очерчивайте психологический барьер, о который «разбиваются» все стрессирующие, травмирующие воздействия. Не допускайте в свой душевный мир негативную ^ информацию.
    Разрядка. Оставшись наедине, можно дать волю слезам. ' Разрядкой может быть физическая работа, любимое занятие. Возможность выговориться и рассказать кому-либо о своих переживаниях уменьшают их.
    Подарить себе праздник. Можно купить горшечные цветы или красивые букеты, собрать букет в саду или просто осенним днем сделать букет из опавших кленовых листьев. Доказано, что одним из мощнейших антистрессовых факторов является шопинг.
    Двигательная активность при стрессе. Хорошую разгрузку дают танцы, плавание, бег, прогулки по городу, в лесу, работа на приусадебном участке и пр. Ежедневные пешие прогулки в умеренном или быстром темпе продолжительностью 20—40 минут помогут уменьшить проявления стресса.
    Массаж, самомассаж
    Акватерапия
    Фитотерапия.
    Отрицательные последствия эмоционального стресса могут быть ослаблены при продолжительном приеме отваров и настоев лекарственных растений: пустырник (трава), валериана (корень), одуванчик (корень), тимьян (трава), цикорий (корень), мята (трава), душица (трава), мелисса (трава), зверобой (трава), череда (трава), иван- чай (трава), полынь (трава)
    Питание
    На стресс аппетит человека может реагировать тремя способами.
    1 Аппетит может повышаться. Это, пожалуй, самый распространенный способ. В этом случае перемены в рационе нужно проводить плавно: ведь изменение привычного набора продуктов для таких людей — дополнительный стресс.
    2 Аппетит может снижаться. Иногда стресс бывает настолько силен, что человек просто не может есть. Это происходит в тех случаях, когда реакция выходит из-под контроля организма и переходит из фазы адаптации в фазу истощения. Для повышения аппетита можно использовать: чаи с эфирно-масличными травами (душицей, мелиссой, мятой, чабрецом, бергамотом), зверобоем. Если стресс вызван потерей близкого человека, утратой, в такой чай хорошо добавить успокаивающий шиповник, а также следует употреблять яблоки: свежие и в виде сока. Яблочная кислота оказывает энергетическую поддержку организму.
    У некоторых людей фаза повышенного аппетита вообще отсутствует. Полнеют такие люди в основном на фоне полного благополучия, а стрессы, даже незначительные, их организм истощают. В этом случае при стрессе в рацион необходимо ввести дополнительные витамины и белки, свежеприготовленные морсы из ягод, компоты из сухофруктов.
    3) Аппетит может не меняться. Реакцию таких людей на стресс можно описать поговоркой: «Война войной — обед по расписанию». Поэтому в сложные периоды им стоит поддерживать организм мультивитаминными препаратами.
    Что делать, если стресс вас застал на уроке?
    В острой стрессовой ситуации не следует принимать (пытаться принимать) никаких решений. Медленно сосчитайте до десяти.
    Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом ;И на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществляйте постепенно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием.
    Встаньте, выйдите из кабинета. Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.
    Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.
    Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо?
    Набрав воды в стакан (в крайнем случае — в ладони), медленно, сосредоточенно выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.
    Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение 1—2 минут. Затем медленно выпрямитесь; действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова.
    В качестве первой помощи этого вполне достаточно. В день, когда вы попадаете в острую стрессовую ситуацию, не принимайте никаких решений. Попробуйте заняться каким-либо простым видом деятельности.
    Не повредят умеренные занятия спортом или прогулка, любая деятельность, требующая физической активности и сосредоточения, но, опять же, не переусердствуйте.
    Исходы эмоционального стресса у человека могут быть различными.
     
         
     
     
      08.09.2015
        Куфаева И.В. написал(а) 3242 дней назад  
       
      В последние десятилетия широкое распространение получили активные методы обучения, побуждающие обучающихся к самостоятельному добыванию знаний, активизирующие их познавательную деятельность, развитие мышления, формирование практических умений и навыков.
      Активные методы обучения - это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которые направлены главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение студентом, а на самостоятельное овладение студентом знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.
      Для активизации познавательной деятельности студентов используются репродуктивная, эвристическая, исследовательская познавательная деятельности. Второй и третий виды относятся к продуктивным видам деятельности.
      Эвристическая деятельность – сочетание объяснения преподавателя с поисковой деятельностью студента, где обучающийся проходит самостоятельно лишь отдельные этапы познания.
      Исследовательская деятельность – сочетание поисковых действий обучающихся, где студент самостоятельно проходит все этапы познания, добывает новые способы деятельности.
      А такой подход можно осуществить с использованием различных технологий: Так при рассмотрении темы Иммунные свойства крови. Возрастные особенности, Слуховая сенсорная система. Строение органа слуха, я использовала технологию проблемного обучения, темы Вирусы: неклеточная форма жизни я использовала технологию критического мышления
      Особенности активных методов обучения состоят в побуждении студентов к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. В таких условиях знания необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности. И здесь большое внимание уделяется продуктивным видам познавательной деятельности через системно- деятельностный подход.
      Системно- деятельностный подход -организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности студента. А такой подход можно осуществить при помощи использования преподавателем различных технологий: технология модерации, технология проблемного обучения, технология критического мышления, модульное обучение.
      Чётко фиксирует:
      Не только предполагаемые виды деятельности учителя и студентов на уроке, но и виды формируемых у обучающихся способов деятельности

      Фиксирование видов формируемых у студентов способов деятельности позволяет сделать для учителя процесс формирования УУД прозрачным
      (видимым, очевидным)
      Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса: при первичном овладении знаниями, закреплении и совершенствовании знаний, формировании умений и навыков.
      На уроках естественнонаучных дисциплин широко используются наглядные приемы обучения, сопровождающие лекцию, объяснение, беседу, рассказ: показ изображений на таблицах, плакатах, демонстрация моделей, натуральных объектов.
      Объяснение учебного материала сопровождается слайдами, учебными кинофильмами, фрагментами кинофильмов. Использование наглядных приемов не только помогает понять и лучше запомнить учебный материал, но и создает эмоциональное отношение к изучаемому, повышает интерес к нему.
      Особенно эмоциональное воздействие на студентов оказывает демонстрация видео- и кинофильмов, которые используются для создания проблемных ситуаций, на основе которых строится беседа, учебная дискуссия
      учебные фильмы о системах организма, о вирусах, о происхождении жизни, отрывок из фильма «Гамлет» (о явлении призрака отца Гамлету)
      В качестве приема, создающего эмоциональное отношение к изучаемому материалу, широко используется чтение стихотворений или отрывков из них, фрагментов литературной прозы, публицистических материалов
      В обстановке приподнятых чувств обостряется внимание к теоретическому материалу, происходит приобщение студентов к актуальным проблемам жизни общества, придается новая окраска изучаемому содержанию, повышается его значимость в представлениях студентов.
      В практике преподавания часто используются игровые приемы обучения - головоломки
      Они вызывают интерес к изучаемому материалу, эмоциональный отклик, одновременно развивая сообразительность, находчивость и тем самым более прочному усвоению знаний.
      Широкое применение имеют и практические приемы обучения, направленные на формирование практических учебных и профессиональных умений и навыков. Умениям и навыкам обучают прежде всего на практических занятиях по изучению методики определения физического развития школьника, определению ЖЕЛ, измерению АД и т.д.
      Большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. В тематическом плане указаны темы, которые студенты должны рассмотреть самостоятельно. Разработаны задания, вопросы по самостоятельным работам, в форме опорных конспектов
      Опорные конспекты используются и при изучении нового материала
      Верным является утверждение, что коль нет познавательной задачи, нет и работы мысли, есть задача - есть поиск ее решения. Постановка задач в процессе обучения повышает активность студентов. Ребята исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности студентов, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологическим дисциплинам.
      Почему эффективно использование активных методов обучения?
      1. Как показали исследования ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями.
      2. Следующая веская причина, по которой важно использование АМО в обучении, связана со становлением информационного общества. Процесс возрастания объема информации и объема знаний в информационном обществе стремителен и бесконечен, чтобы обеспечить конкурентоспособность специалистов, экономики, страны на мировом рынке необходимо непрерывно осваивать постоянно появляющиеся новые знания и умения. Однако, невозможно бесконечно увеличивать сроки обучения. Решение данного противоречия, необходимо искать на пути интенсификации получения образования, именно поэтому активные методы обучения сегодня становятся важной составляющей образовательного процесса.
      3. Кроме интенсификации освоения учебной информации, АМО позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.
      4. Не меньшее значение имеет повышение интереса и мотивированности учителя, как от использования АМО, дающего простор для творческого поиска и развития потенциала педагога, так и вследствие повышения эффективности и качества его профессиональной деятельности. Освоив существующие активные методы, технологию их применения в образовательном процессе и убедившись в эффективности АМО, педагог может более активно использовать свой творческий потенциал, разрабатывая и внедряя авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями учеников и реальными потребностями местного сообщества.



       
           
       
       
        10.11.2014
          Куфаева И.В. добавил(а) фото 3545 дней назад  
         
        P1010168
         
         
             
         
         
          20.01.2014
            Куфаева И.В. написал(а) 3838 дней назад  
           
          Инновационные педагогические технологии и образовательные стандарты. Современный урок в свете ФГОС
          Куфаева Ирина Валерьевна
          Г(О)БОУ СПО Усманский профессиональный колледж
          Реализация федерального государственного образовательного стандарта в учреждениях СПО осуществляется в пределах основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования.
          Программы естественнонаучного цикла предусматривают формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными из них являются умения сравнивать, анализировать, оценивать и обобщать сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.
          Для решения задач необходимо побуждать студентов к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
          На уроках естественнонаучных дисциплин широко используются наглядные приемы обучения, сопровождающие лекцию, объяснение, беседу, рассказ: презентации, работа с таблицами, демонстрация моделей, натуральных объектов. Объяснение учебного материала начинается с постановки проблемного вопроса или проблемной ситуации. При этом демонстрируются фрагменты фильмов. В качестве приема, создающего эмоциональное отношение к изучаемому материалу широко используется чтение стихотворений или отрывков из них, фрагментов литературной прозы, публицистических материалов. В обстановке приподнятых чувств обостряется внимание к теоретическому материалу, происходит приобщение студентов к актуальным проблемам жизни общества, придается новая окраска изучаемому содержанию, повышается его значимость в представлениях студентов. В практике преподавания часто используются игровые приемы обучения - головоломки, разыгрывание ролей. Они вызывают интерес к изучаемому материалу, эмоциональный отклик, одновременно развивая сообразительность, находчивость и тем самым более прочному усвоению знаний. Широкое применение имеют и практические приемы обучения, направленные на формирование практических учебных и профессиональных умений и навыков. Большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, по материалам которой оформляются опорные конспекты. Разрабатываются лекции для студентов. Каждая лекция содержит наглядный материал, вопросы, задания, контрольные вопросы.
          Таким образом, применение активных методов обучения на уроках естественнонаучного цикла способствует достижению следующих целей:
          - освоение знаний;
          - овладение умениями;
          - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
          - воспитание убежденности в возможности познания живой природы.
          - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
           
               
           
           
            1-5 из 21