ФГОС в дополнительном образовании
Сургутский район Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Лянторский центр детского творчества» Материалы консультации для педагогов дополнительного образования Федеральные государственные общеобразовательные стандарты в системе дополнительного образования Подготовила методист Шамсутдинова Г.О. Лянтор 2014 год Цель: Создание комплекса условий для успешной реализации федерального государственного общеобразовательного стандарта при интеграции общего и дополнительного образования. Задачи: 1. Рассмотреть ФГОС как условие слияния общего и дополнительного образования 2. Выявить проблему слияния дополнительного и общего(базового) образования в рамках стандартов второго поколения. 3. Создать условия для повышения качества дополнительного образования и обозначить возможности и потенциалы системы дополнительного образования детей. В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения. В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся. КОМПЕТЕНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ - ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ОБЩЕЕ(базовое) ОБРАЗОВАНИЕ Согласно новым требованиям обучения, конечной целью учебного процесса должно стать не просто формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, а полноценное развитие активно мыслящей высоконравственной личности ребенка. Интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности является одним из самых эффективных способов реализации новых требований. При введении ФГОС роль дополнительного образования возрастает, так как Во-первых, дополнительное образование изначально ориентировано на развитие личности ребенка и, в частности, на раскрытие таких качеств, как инициативность, самовыражение, креативность и гибкость мышления, способность к нестандартным решениям, творческих возможностей.Во-вторых, учреждения дополнительного образования имеют кадровые, материальные, учебно-методические ресурсы для развития личности ребенка в соответствии с требованиями ФГОС.В-третьих, достаточно сложно образовательным учреждениям общего образования организовать в короткие сроки внеурочную деятельность, отвечающую всем требованиям ФГОС и не уступающую при этом качественным образовательным показателям таким учреждениям дополнительного образования. Внутренние проблемы школ без решения которых невозможно внедрение федеральных государственных стандартов в условиях интеграции общего и дополнительного образования. Наличие кадров В школах недостаточно имеющихся ставок педагогов дополнительного образования, тем более подготовленных в этой области квалифицированных кадров. Те ставки которые имеются в основном распределены между учителями школы. Учителя сами не способны разработать программу дополнительного образования с учётом ФГОС и не хотят переходить на другой режим работы. Проблема повышения эффективности освоения ресурсного потенциала системы дополнительного образования детей в процессе реализации концептуальных положений федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является сегодня именно той узловой точкой развития, сконцентрированность на которой дает возможность наиболее рациональным образом соединить усилия учреждений общего и дополнительного образования детей в деле дальнейшего обеспечения качества воспитательной работы и внеурочной деятельности. Сопровождение детей во внеурочной деятельности Для дополнительных занятий надо развести детей по объединениям, кружкам, секциям, которые находятся порой в разных учреждениях, оформить документацию и т.д. . Если соблюдать право ребенка на свободу выбора направленности внеурочной деятельности, то велика вероятность возникновения одновременно нескольких групп, желающих заниматься разной направленностью. Возникает вопрос о том, кто будет выполнять сопровождение детей - классный руководитель? Тьютор, ставки которого еще нет в штатном расписании школ? Это большая нагрузка. А если и есть, то потенциальные возможности тьюторского сопровождения не конкретизированы в рамках задач дальнейшего совершенствования системы дополнительного образования детей. Вопрос организации внеурочной деятельности - это время проведения кружков, факультативов и т.д. В рекомендациях по организации внеурочной деятельности указывается на обязательный 45-минутный перерыв между последним уроком и началом внеурочной деятельности. На практике это трудно осуществить, если ребёнок не посещает группу продлённого дня или его повсюду не сопровождают родители. Младший школьник, а особенно первоклассник, не сможет самостоятельно уйти из школы домой, пообедать и отдохнуть, а потом вернуться на занятие кружка. Какой выход предпочтут родители и учитель? Конечно, проведение факультатива (кружка, секции, клуба) сразу после уроков. И получится у детей не по 4-5 уроков ежедневно, а по 5-6 даже у 1 классов (10 часов в неделю, по 2 кружка в день). И где же здоровьесберегающие технологии и забота о снижении нагрузки на детей? При всех положительных изменениях, происходящих в обязательном образовании, дополнительное образование находится в роли второстепенного. С таким отношением каждый день сталкиваются педагоги дополнительного образования. В новых стандартах прописано, что создание необходимых материально-технических условий является обязательным требованием для внедрение ФГОС. Однако механизм поступления ресурсов четко не определен, поэтому возникают определённые сложности в организации дополнительного образования на базе школы, связанные с обеспечением материально-технической базы. Итог проблем и ошибок взаимодействия общего, дополнительного образования при переходе на ФГОС общего образования: не изучается заказ детей и родителей на дополнительное образование, не учитываются их пожелания при составлении вариативной части базисного учебного плана школы; нарушается принцип свободного выбора ребенком вариативной части базисного учебного плана школы и внеурочной деятельности; имеют место перегрузки детей; реализация ФГОС замыкается в стенах школы, класса, в необорудованных помещениях;«местнические» интересы руководителей школ: разрабатываются учебные планы и программы общего образования, реализации ФГОС без участия ОУДОД; организация дополнительного образования в школе доверяется непрофессионалам, а, следовательно, обеспечивает низкое качество образования; не определены условия финансирования внеурочной деятельности. Вывод: базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребенка. Однако последнее возможно только при тесном сотрудничестве пока еще двух разных систем образования, а также только после изменения точки зрения на педагога дополнительного образования и всю систему дополнительного образования в целом. Решение данной проблемы - одна из первоочередных задач, которую необходимо решить в целях повышения качества образования. Источники: http://www.standart.edu.ru http://edunso.ru/node/535 http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie http://voznddt.ru/levushkina http://sch-6.edusite.ru http://www.lsgu.ru/cat http://school28.ivedu.ru ФГОС в дополнительном образовании Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения Проблемы и ошибки интегра¬ции общего и дополнительного образова¬ния при переходе на ФГОС об¬щего образования . Что может дать дополнительное об¬разование для реализации ФГОС общего образования? Новые условия в до¬полнительном образовании для участия в реализации новых стандартов Новые федеральные государственные образова¬тельные стандарты ( ФГОС ) – возмож¬ность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его не¬прерывности как по вертикали (соответ¬ствие и взаимосвязь содержания образо¬вания и методов работы специфическим особенностям обучающихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования , обеспечивающая необходи¬мый уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе раз¬вития ребенка ). Главный механизм построения системы непрерыв¬ного образования в рамках сферы куль¬туры, созданной обществом к данному моменту человеческого развития – соеди¬нение и развитие возможностей общего, дополнительного и профессионального образования , сохранение всего лучшего и развитие на его основе новых интегративных возможностей. При этом стандарты общего и профессионального образования должны быть не только преемственны, но и дополняться возможным и доступным спектром дополнительного образования , которое в идеале должно перекрыть все поле культурного наследия за пределами областей знаний, определенных стандар¬тами. Конечно, современное дополнительное образование детей пока не отве-чает этим требованиям, но перспективы развития есть, разумнее не рушить его, а сохранять лучшее и развивать в рамках современных требований. В основе новых стандартов лежит общественный договор как тип взаимоотношения между личностью, се¬мьей, обществом и государством, кото¬рый в наиболее полной мере должен реализовать права человека и гражданина на образование . Главный принцип ФГОС общего образования – принцип вариатив¬ности образования, предполагающий соз-дание «личных пространств» на основе выбора. Инно¬вации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа). Вариативная часть основной образова¬тельной программы на каждой ступени образования может быть обеспечена за счет построения нескольких пространств взаимодействия (по Е.Б. Евладовой): – пространства взаимодействия об¬щего и дополнительного образования – интегрированные уроки (урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт); элективные курсы; совместная проектная деятель¬ность и др.; – пространства взаимодействия обще¬го образования и внеурочной работы: пред¬метные кружки; факультативы; школьные научные общества и др.; – пространства взаимодействия до¬полнительного образования и внеурочной работы: фестивали, праздники, концерты, выставки, смотры и другие массовые меро¬приятия. Именно в рамках этих простран
Действия
Рейтинг профиля
1 оценок
Фотографии пользователя
Фотоальбомы
3122 дней назад, 1 Фото
Общая информация
 
 
Имя:
Гульшат
error
Отчество:
Орхулбаяновна
error
Фамилия:
Шамсутдинова
error
Пол:
Женщина
error
Страна:
Россия
error
Город:
Лянтор
error
Место работы (учебы):
МБОУДО "Лянторский центр детского творчества"
error
Должность:
Методист
error
Предмет:
Другой
error
Описание

Мои профессиональные качества: ответственность, целеустремленность, пунктуальность

Мои подарки
 
 
Пусто
Комментарии к профилю
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Сидоренко А.П. написал(а) 2969 дней назад (нейтрально) 
     
    0

    Приглашаем Вас на Международный Фестиваль-конкурс "Кубок России по художественному творчеству и педагогическим инновациям"

    Даты Фестиваля: 11-17 апреля 2016 года

     

    Вся подробная информация на http://www.russiancup.net

     

    Обратите, пожалуста, внимание, что возможно участвовать ОЧНО и ЗАОЧНО

     

    Конкурсная программа:

    Раздел «Изобразительное искусство»:

    1) Конкурс живописи

    2) Конкурс графики

    3) Конкурс фотографии

    4) Конкурс по скульптуре

    5) Конкурс кукол

    6) Конкурс декоративно-прикладного искусства

    7) Конкурс текстильного искусства

     

    Раздел «Сценическое искусство»:

    1) Конкурс чтецов

    2) Конкурс танцоров

    3) Литературный конкурс (поэзия, проза)

    4) Конкурс театров моды и модельных агентств

    5) Конкурс модельеров-дизайнеров

    Заявки принимаются до 8 апреля 2016 года

     

    Будем рады ответить на Ваши вопросы

    +7(925)433-88-21, скайп: Euroartweek

    С уважением, Александр

     
       
     
     
    0 очков
     
Пользовательские RSS-каналы
 
 
Пусто
Стена
Все сообщения
RSS
 
 
29.09.2015
mingulshat добавил(а) новую аватару
 
 
    mingulshat добавил(а) новую фотографию