Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМКУ "Управление образования Буинского муниципального района", Буинск
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 28.02.2014
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 14313
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме проектной и исследовательской деятельност...
На современном этапе развития системы образования аттестация педагогических кадров приобретает все б...
На современном этапе развития системы образования аттестация педагогических кадров приобретает все б...
Проектная и исследовательская деятельность школьников на уроках и внеурочное время по географии и биологии.
 
 

Расскажи мне — и я забуду.

Покажи мне — и я запомню.

Дай мне действовать самому — и я научусь.

                                                                             Китайская мудрость

 

В  федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения для получения учащимися качественного образования предъявляются высокие требования к метапредметным результатам освоения выпускниками основной школы программы по биологии и географии. Выпускники должны овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – вот чему должна учить школа. В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения. Разработанный ещё в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе.

Современные информационные и коммуникативные технологии все больше и больше внедряются в образовательную среду.  Многие учителя используют компьютер, проектор и мультимедийные диски при проведении уроков и внеклассных мероприятий. Благодаря этому, значительно увеличился интерес школьников к предмету. Одной из таких технологий является проектное обучение. Под ним понимается целенаправленная учебная деятельность по определенной программе для решения поисковых, учебных, исследовательских, практических задач на предметной, межпредметной и надпредметной основах.

Проект - это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результатов проекта.

Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае – это лишь этап проектной работы.

Цель проектной деятельности – приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал по биологии и географии.

Постоянно овладевая умениями и навыками рационального учебного труда, тренируя себя по вопросам и заданиям, наблюдениям и опытам с натуральными объектами, учащиеся самостоятельно приобретают знания, дополняя и углубляя их при изучении рекомендуемой для проектной деятельности литературе.

Учебный проект по географии и биологии - это творческая, в значительной мере самостоятельная деятельность школьников, предполагающая:

  • Поиск информации, необходимой для реализации идей проекта, анализ и обобщение собранного материала;
  • Выработку гипотез собственных исследований, экспериментальную их проверку, теоретическое обоснование выдвигаемых идей;
  • Социально значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований.

Какие же конкретно задачи ставятся при обучении учеников проектной и исследовательской деятельности? Их можно наметить несколько, но ведущими будут следующие:

  • формировать и развивать творческие способности ученика;
  • развивать умения и навыки в постановке проблем и нахождения способов их решений;
  • создать мотивирующий фактор в обучении и самообразовании;
  • заложить основы чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;
  • постараться развить у ученика коммуникативные умения и навыки и т.д.

В результате совместной деятельности педагога и ученика можно наблюдать выявление того, что учитель и ученик находятся в тесной взаимосвязи при работе над проектом. Учитель и ученик вместе ставят цели и задачи. Учитель корректирует наблюдения школьника, помогает отобрать факты, значимые в данной работе, сформулировать гипотезу, составить план для проведения наблюдения или постановке эксперимента, учит работать с огромным объемом информации по теме (искать, отбирать, анализировать и применять в работе). А самое главное, учитель всегда поможет применить полученные знания для достижения целей и задач проекта.

В  управлении  образования   Буинского муниципального района работаю методистом восьмой год. Курирую учебные предметы химия, биология и география. Школьная география и биология обладают в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы. В этом плане ведется целенаправленная работа по организации проектной и исследовательской деятельности школьников в образовательных учреждениях района.

Проектная  и исследовательская  деятельность в образовании нашего района уже доказала свою эффективность. Формы организации проектной и  исследовательской деятельности школьников, используемые учителями района в рамках системы, представлены элективными курсами ( 13 курсов, с охватом  235 учеников), кружками ( 28 кружков, с охватом 398 учеников),  работой секции школьных научных обществ обучающихся ( 15 НОУ, с охватом 300 учеников), подготовкой к олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям разного уровня. Ежегодно учащиеся района и города активно участвуют в конкурсах и научно- практических конференциях разного уровня.

В 2013/14 учебном году на базе нашего района были проведены две  республиканские научно- практические конференции: «Время открытий»,  посвященной   Году экологической культуры и охраны окружающей среды в Республике Татарстан и «Бикколовские чтения». Где участвовали более 300 участников из РТ, которые представили разнообразные по тематике проектные и исследовательские работы. Ежегодно проводим районные экологические конференции школьников.

      Таким образом, я уверена, что развивать исследовательскую и проектную деятельность учеников, как на уроках, так и вне их просто необходимо для того, чтобы каждый ученик делал открытие для самого себя, а затем уже для развития современной науки. В процессе проектной работы школьники получают опыт критического анализа, управления, рефлексии, публичного отстаивания позиций, эмоционального переживания успехов и неудач, кооперативных и конкурентных отношений. Формируется критическое и творческое мышление, обеспечивается интеллектуальное развитие школьников.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев