Карточка публикации
Информация об авторе публикацииСтаропохвистневский "ЦВР"Эврика"" при ГБОУ СОШ с Подбельск, с Подбельск
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 22.04.2013
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 14692
Рейтинг публикации
2 оценок
Другие публикации автора
«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут р...
Использование техники «Бумажная филигрань (квиллинг)» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
 
 

У детей с ограниченными возможностями здоровья свой Мир, но развиваются они по тем же закономерностям, что и другие ребята. Это относится как к развитию познавательной деятельности, так и к эмоционально-волевой сфере и к моторике детей в целом.

Как сделать так, чтобы ребёнок с ЗПР  мог вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его развитие, способствуют приобретению уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества?

Для школ проблема развития речи наиболее актуальная. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев рук.

В условиях специально организованного обучения и воспитания у детей накапливается определённый жизненный опыт, эмоционально-эстетические впечатления, которые стимулируют ребят заниматься творчеством.

Особенности психофизического развития таких детей затрудняют вхождение их в социум. По сути, он лишён основы самостоятельного, сколько-нибудь благополучного существования в сложном современном мире.

Социальная адаптация ребёнка с проблемами в развитии существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых на него дефектом в области познавательной деятельности. Поэтому такого ребёнка нужно специально обучать тому, что для него будет жизненно необходимым. Как и для  любого человека, это будут знания и умения, приобретенные в области быта, труда и досуга.

Одним из видов творческой деятельности, используемой для развития детей с ЗПР, является квиллинг. Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в плотные диски, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Старинная техника обработки бумаги, распространенная в наше время во многих европейских странах и в Соединенных Штатах, где получила название «квиллинг». В 15-16 в. квиллинг считался искусством, в 19 в. – дамским развлечением, в 20в. был практически забыт, но в 21 веке эта техника вернулась в качестве хобби.

Техника «Бумажная филигрань» (квиллинг) является современным направлением декоративно–прикладного искусства и наделена множеством практичных функций для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Данная техника имеет ряд преимуществ перед другими направлениями декоративно-прикладного искусства, таких как:

- относительно дешевые и доступные материалы (цветная офисная бумага и клей ПВА);

-      для младших школьников самый доступный и легко поддающийся обработке материал-бумага, который имеет своё лицо и обладает конструктивными и пластическими свойствами;

- легко изготавливаемые приспособления для выполнения элементов в технике квиллинга (на основе зубочистки или пластмассовой трубочки);

- легкодоступные для усвоения приемы работы в данной технике, развивающие мелкую моторику.

Обучение квиллингу  детей с недостатками в развитии  является актуальным в современных условиях  и способствует совершенствованию возможностей сохраненных и нарушенных анализаторов, овладению рациональными приемами и их использованию в практической деятельности, подготовке к самостоятельной жизни, общественно-полезному труду.

Занятие квиллингом помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры. Этот вид творчества развивает логику, пространственное мышление и воображение, смекалку, фантазию, память, способствует концентрации внимания и самодисциплины, активизирует мыслительные процессы, улучшает способность следовать устной инструкции, воспитывает аккуратность, расширяет коммуникативные способности, повышает заинтересованность в конечном результате.

В процессе у  детей  развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера, постепенно образуется система специальных навыков и умений. Планирование своей работы способствует развитию логического рассуждающего мышления и речи. Умение что-нибудь сделать самому позволяет ребёнку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем мире взрослых. Занятия квиллингом формируют правильное социальное поведение у детей. В процессе этой деятельности у учащихся развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Детям очень нравится выполнять изделия из полосок бумаги. Этот вид работы создаёт большие возможности для творчества детей. Обычно при получении бумажных полосок разной длины и ширины дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединять одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции. Поэтому дети с большим интересом занимаются квиллингом. Приемы работы в данной технике очень просты и детям с ограниченными возможностями здоровья доступны для понимания. Техника экономична во времени, не дорогая в материальном плане,  высокохудожественна, актуальна и красочна для современного интерьера.

Для освоения техники бумагокручения не требуется специального инструмента, хотя такой инструмент существует. Полоски бумаги накручивают на что-то цилиндрическое, малого диаметра. Например, на трубочку, зубочистку, толстую иглу  или специальный инструмент с разрезом на конце, чтобы бумага не прокручивалась. На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоски двусторонней цветной бумаги режут длиной 30 см и шириной 6-9 мм. Затем их свивают в плотную спираль. Она будет основой дальнейшего многообразия форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера и из неё формируется необходимая квиллинговая фигура. Кончик бумаги прихватывается клеем ПВА. Выполняя сжатия и вмятины, придаются различные формы. Всего существует 20 базовых форм для квиллинга, но, сворачивая и прищипывая, мы используем свою фантазию, и возникают новые элементы квиллинга. При этом ярко проявляется воображение детей, ведь они создают новые комбинации. Дети могут очень долго заниматься этим видом поделок, поскольку  у них постоянно рождаются новые идеи. Работая с бумагой, ребёнок черпает вдохновение и создаёт неповторимые вещи, радующие глаз своей красотой, рождается гармония.  Квиллинг позволяет, как бы выявить новые свойства бумаги, неизвестные людям, которые не знакомы с бумагокручением. Например, посредством квиллинга, можно изготавливать красивые изделия, используемые в быту: букетики цветов, вазочки, конфетницы, подставки – всё, что не связано с хранением воды. Такие изделия не только красивы и оригинальны, но и прочны и долговечны. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Таким образом, польза квиллинга неоспорима. И это подтверждают результаты в детях.

Тревожные дети становятся более спокойными, замкнутые — учатся доверять, а неусидчивые — направлять свою энергию в русло творчества.

Я работаю руководителем объединения семь с половиной лет. За время работы  в моём объединение «Мир художника» занимались и занимаются дети с ЗПР. В мае 2012 года я выпустила одну из групп в которой обучалось пять детей с ЗПР. Эти выпускники сейчас обучаются в седьмом классе.  Я поддерживаю связь с классным руководителем, и могу сказать, что дети которые занимались техникой квиллинг, стали лучше писать и читать.

Все эти результаты работы показывают, что занятия квиллингом с детьми с ЗПР помогают достигать выполнение цели Федерального государственного образовательного стандарта, т.е.  сформировать такую личность, которая владеет знаниями о мире, умеет действовать в нём,  имеет активную жизненную позицию, готова к саморазвитию и непрерывному образованию. На занятиях квиллингом используется деятельностный подход через практическое воплощение творческих замыслов. Этот подход требует построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, что особенно важно для детей с ЗПР.

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Карнизова Н.В. написал(а) 3899 дней назад (нейтрально) 
     
    0

    Бумажная филигринь - интересное занятие. Беру на заметку для маленькой внучки. Спасибо.

     
       
     
     
    0 очков
     
  •  Анохина Ю.В. написал(а) 3940 дней назад (позитивно) 
     
    1

    Согласна с Вами полносттью. Я работаю с такими детьми много лет и вижу результаты, когда улучшается моторика, дети лучше пишут, легче концентрируют внимание. Хотелось бы увидеть работы Ваших воспитанников.

     
       
     
     
    0 очков