Карточка публикации
Информация об авторе публикацииСредняя школа имени Максима Горького с ДМЦ, Уштобе
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 20.02.2015
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 10933
Рейтинг публикации
1 оценок
Другие публикации автора
Сегодня решение проблем во всех сферах общественной жизни, включая воспитание и образование подраста...
Как поддерживать происходящие преобразования школы, найти единомышленников, расти профессионально, р...
Приступая к реализации плана развития школы нужно было продумать механизм мониторинга, который позв...
Пройдя обучение на первом этапе «Лицом к лицу» я исследовала стартовые возможности школы с целью оп...
После прохождения обучения на первом этапе «Лицом к лицу» передо мной стал вопрос: «Готова ли наша ш...
О необходимых преобразованиях в школе на основе данных исследования ее стартовых возможностей.
 
 

О необходимых преобразованиях в школе на основе данных исследования ее стартовых возможностей.

Пройдя обучение на первом этапе «Лицом к лицу» я исследовала стартовые возможности школы с  целью определения ее  сильных и слабых сторон.  Методами исследования выбрала: традиции школы, изучение перспективного плана развития школы, материально-техническую базу,  исследовательские беседы, опросы, интервью, личные беседы, изучение школьной документации, анкетирование и конечно наблюдение. Одной из главных задач исследования в действии является составление плана развития школы.

Для того, чтобы составить план развития школы следовало  глубоко изучить ряд вопросов и разработать преобразования для достижения соответствия учеников требованиям 21-го века.

Выявленные стартовых возможностей на начальном этапе послужили основанием для постановки цели Программы развития школы. Для продуктивной работы первым моим шагом был визит к директору школы.

Его мнение о том, что несмотря на то что школа   справляется с задачами информационной революции, мы нуждаемся в новых подходах,  и что их как раз и дает программа 7 модулей.   Он отметил необходимость, что эти подходы в обучении и преподавании помогут заинтересовать детей в учебе и, что дадут возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения.

Мне была дана возможность провести опрос, анкетирование, беседу, рефлексию, выступить на совещании при директоре  «Необходимость в преобразовании»,  что позволило мне определить насколько  недостаточно  учителя обладают сущностью процесса обучения. Но, несмотря на это,  основная часть учителей считает, что за результаты своей  педагогической деятельности ответственность несут они сами, и  многие захотели участвовать в инициативной группе. Это дало надежду, что в перспективе школа полностью включится в преобразования.

Но тем не менее, для определения уровня владения учителем основными методами мотивации и стимулирования деятельности я провела еще одно анкетирование с учителями, которое выявило, что учителя применяют редко разные методы мотивации.

Отсюда можно сделать вывод, что  применение новых подходов в преподавании и обучении будут способствовать развитию широких познавательных мотивов.

Это послужило основанием выбора  темы  и соответствии  перспективному плану  развития школы, целью которого является развитие познавательных способностей

Проанализировав сильные и слабые стороны, с учетом потребностей учителей и учеников приоритетным направлением так же считаю систему коучинга и менторинга, поскольку старые программы профессионального роста учителей не приносили результатов,  чтобы учителя стали инициаторами применения  на уроках работы в группах. Это направление было выбрано приоритетным  и легло в основу плана развития школы.

Одним из первых  следовало определить, каким диапазоном педагогических стратегий владеют мои коллеги и могут ли они интегрировать различные методы и подходы, обладают достаточным объёмом знаний эффективного и целесообразного их использования.

Исходя из разностороннего исследования, можно сделать вывод, что педагоги нашей школы используют в своей работе инновационные технологии, цели уроков достигаются, но общего эффекта в масштабах школы не наблюдается, так как нет системного применения инноваций  и мониторинга использования инновационных технологий.

Меня радует то, что я могу поделиться с коллегами знаниями полученными на первом этапе обучения. В дальнейшем проводя семинары и мастер классы наш коллектив должен овладеть широким диапазоном педагогических стратегий и эффективно и целесообразно их использовать.

Исследуя вопрос: «Располагают ли учителя возможностью совместной разработки, реализации и планирования учебной среды с коллегами?» пришла к выводу, что совместная деятельность имеет место быть. При составлении плана методического объединения, проведения предметных декад, семинаров, открытых уроков, интегрированных уроков. Приведу пример, совместной деятельности. Школа регулярно участвует в показе  онлайн-уроков. Учителя- предметники составляют план урока. Совместно с учителями информатики, продумывают, как лучше использовать оборудование к уроку. На выходе  уроки, которые получают высокую оценку. Хотелось бы, чтобы такая совместная работа проводилась систематически, и тогда она принесёт хорошие результаты. Для того чтобы показать,  что совместная работа даёт возможность эффективно преобразовывать образовательный процесс  я организовала инициативную группу.

Основную   роль при планировании я отвела организации инициативной группы,  которая будет состоять из учителей, прошедших курсы по Программе третьего уровня так как, они владеют  7 модулями Программы, умеют составлять и анализировать серии последовательных уроков. И самое главное, после моего обучения коучингу и менторингу, они становятся коучем и ментором. Моими главными помощниками, которые помогут мне провести исследование в действии.

Также в инициативную группу вошли учителя-предметники, которые  являются руководителями методических объединений,  и заинтересованы в инновационных процессах.  Я считаю, что такой состав группы будет успешно взаимодействовать при совместной деятельности.

Руководителей методических объединений привлекла с перспективой на долгосрочный план. Работая под руководством коуча и ментора, они овладеют  знаниями по 7 модулям программы, научатся планировать серии последовательных уроков. И самое главное, повысят мотивацию учащихся к обучению, а как следствие этого, повысят и свою мотивацию. Кроме того, члены методических объединений, из первых рук получат информацию, смогут посетить уроки, проследить изменения в процессе обучения. И, надеюсь, после положительных результатов, захотят участвовать в преобразованиях. Большие трудности коллектив испытывает в подготовке к ЕНТ, поэтому хотелось проследить изменится ли мотивация  и повысится ли качество знаний детей  на основных предметах ЕНТ. Для этого привлекла в свою группу учителей русского языка.  Но самое главное учителя моей группы действительно инициативны, лучшие в школе. Несмотря, на это они не хотят стоять на месте, а планируют идти вперёд, достигать высот в своей работе.

Важным мероприятием, я считаю, осуществление менторинга. Роль ментора  предложила  учителю, окончившей  курсы по Программе 3 уровня. Это педагог с первой квалификационной категорией, имеет достаточно большой стаж работы, применяющий на своих уроках новые подходы в обучении и преподавании, а также имеющий опыт в менторстве. Считаю этого учителя достаточно компетентным для осуществления менторинга. Роль менти предложила учителю русского языка и литературы высшей категории, которая изъявила желание  так как, в методическом объединении учителя почти все овладели некоторым опытом применения новых подходов  в обучении и преподавании. Коучем с инициативой изъявила желание быть учитель прошедшая,  курсы третьего уровня, уже  год имеющая опыт работы в применении новых подходов в обучении и преподавании, с творческим отчетом выступившая на педсовете, и которая провела два урока с применением 7 модулей на региональных семинарах. А подопечными учителями выступили учитель русского языка имеющий немалый опыт работы, учителя  химии и английского языка, имеющие стаж работы  по 6 лет и желающие работать по-новому.

Анализ анкет выявил трудность, с которой сталкиваются наши учителя при обучении школьников - это неумение активизировать познавательную деятельность, неумение ученика формулировать вопросы.

Результаты анкетирования, обсудили с директором школы, о том, что несмотря на владение учителями информационно-камуникационными технологиями, у учащихся низкая мотивация к учебе. После создания инициативной группы мы, исходя из результатов анализа, определили, что приоритетом нашего плана развития школы будет: внедрение новых подходов в образовании для эффективности образовательного процесса. Так, я вышла на тему моего плана развития школы, который соответствовал  проблеме школы.

Итак,  темой моего исследования  стала «Повышение мотивации   учащихся среднего  и  старшего  звена через  организацию работы в группах».

Необходимо было разработать план мероприятий. Одними  из таких мероприятий было: посещение уроков у подопечных учителей.

Для реализации преобразований, думаю, важным будет  ознакомить учителей с подходами, направленными на повышение у учащихся  мотивации к учебе через групповую работу.  И поэтому я запланировала коуч - сессию «Интерпритация 7 модулей в обучении и преподавании».

Ожидаемым результатом было - применение 7 модулей на уроках, что позволит педагогам осмыслить его, внедрить в свою работу, проанализировать результаты.

 

 

На второй неделе важным мероприятием, я считаю, осуществление менторинга.

Поэтому планирую провести менторинг по «Определению барьеров  и пути решения проблем через 7 модулей обучения».

На третьей неделе  с целью научить умению составлять алгоритм действий при групповой работе посетили уроки  у подопечных учителей  и  мой коуч Т.А.К. провела  коучинг – сессию «О способах разделения  на группы и распределении ролей в группах».

На четвертой  неделе  мы  провели наблюдение,  проверила  поурочные планы, сделала видеозапись уроков. И следом мой коуч Т.А.К. провела коуч-сессию «Как проверить эффективность групповой работы».

На пятой неделе, «Оценивание для обучения». Результатом нашей работы будет применение 7 модулей обучения и саморефлексия учителей и учащихся.  Кроме того коуч даст   мастер- класс « Как оценивание для обучения повышает мотивацию», планируем создание сетевого сообщества учителей для сотрудничества и взаимной поддержки. В сообществе будут обмениваться опытом успешные, уверенные, умные, оптимистичные, энергичные, развивающие мотивацию учителя.

Целями нашего сообщества будут: 1. Создание информационного пространства, обеспечивающего профессиональный рост учителя; 2.  Совершенствование учебного процесса, в котором учитель и ученик будет стоять на одной ступени; 3. Доступность к информационным ресурсам участников; 4. Развитие  электронной демократии.

Касаясь вопросов оценивания, мы подошли к вопросу – как и на основе чего можно будет понять, что внесенные и внедряемые новые подходы в преподавании и обучении  являются положительными? Являются эффективными?
Первый показатель – это изменения и перемены , происходящие и с учителем, и с учеником . Меняется отношение к процессу обучения, больше позитива и творческого подхода со стороны учителя, и, что очень результативно – это возрастающая мотивация у учащихся , который добывает знания, а не получает готовый материал , который не пропущен самим учеником – как было  ранее -  через свой поиск или свое исследование.

Второй показатель – это отзывы и других учителей , работающих в конкретном классе, так как ученик, который уже сам может найти верный ответ через собственный поиск , он  и  стремится к трансляции своих умений и навыков и на других уроках, и при изучении других дисциплин. Благодаря внедрению новых подходов, мы наблюдаем становление ученика воздействующего.

Сбор информации в виде анкетирования, интервьюирования, написания эссе, позволит проанализировать промежуточные результаты, сделать определенные  выводы, определить эффективность  запланированных мероприятий,  выявить динамику происходящих изменений, определить приоритетные задачи развития и наметить  планы на будущее в образовательном процессе моей школы.

На 6 неделе планируем провести интервью родителей и учащихся, для того, чтобы узнать их мнения о введении инноваций в образовательный процесс. На последней неделе исследования в действии мы планируем сделать анализ проделанной работы и составить перспективный план работы на год.

Следует активизировать работу методических объединений, избегать формального подхода к применению педагогических инноваций, это послужит повышению профессионального развития всего коллектива. В школе следует развивать систему менторинга и коучинга. Тогда будет профессиональный рост через

осмысление и исследования собственной практики.

Таким образом, проводя исследования в действии, я могу видеть процесс с разных сторон: как происходят преобразования в среднем и старшем звене.

Повысится ли мотивация педагогов и учащихся. Конечно, нельзя увидеть конечный результат за такой короткий срок, но можно получить представление идём ли мы правильным путем.

Надеюсь, что исследование в действии изменит практику учителей, их понимание сущности практики и условий ее реализации. Иными словами: изменение практики означает изменение действий, понимания, мыслей, условий действия и, в конечном итоге – взаимоотношения друг с другом.

 

Использованная литература

1 Исследование в действии с.3 http://www.edu.plymouth.ac.uk/resined/actionresearch/arhome.htm


 

Приложение

 

ПЛАН РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

Проблема школы: Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся на основе применения интерактивных средств обучения и информационных технологий.

Цель: повышение мотивации   учащихся среднего  и  старшего  звена через  организацию работы в группах.

-          Повышается интерес к урокам

-          Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала

-          Активизация познавательной деятельности

-          Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности

-          Развитие умений успешного общения, что способствует совершенствованию межличностных отношений в классе.

 

Выполняемые работы

сроки

Как будем осуществлять?

Ожидаемый результат

Участники

Ответственные

Рефлексия

Определить стартовые возможности школы

І неделя

1. Совещание   при директоре – ознакомление учителей с ключевыми идеями Программы, о необходимости преобразования.

Анкетирование учителей

Создание инициативной группы

 

 

 

Администрация, педколлектив

 

 

 

Лидер

 

 

 

 

 

Записи соих мнений на стикерах

 

 

2. Проблемный семинар:

«Какое нынешнее состояние учебного процесса школы?»

Совместно с учителями определить состояние учебного процесса.

Создание инициативной группы

Педколлектив

Лидер, учителя прошедшие курсы программы ІІІ базового уровня

Постеры

Определить качество знаний

 

І неделя

- провести беседу с учениками и родителями

- анкетирование

- нулевой срез

 

Определить недостатки в процессе обучения

 

Ученики

Учителя-предметники

родители

 

 

Классные руководители, руководители МО

Записи, результаты анкетирования,  итоги срезов, аналитический материал.

Определить

ІІ неделя

1. Посещение уроков у подопечных учителей.

2. Ментор-сессия «Выявления барьеров и пути их преодоления»

 

 

Определить  трудности

Инициативная группа

Лидер, коуч, ментор

Анализ

Совместное составление плана

Работа с учителями инициативной группы

 

ІІІ неделя

1. посещение уроков у подопечных учителей.

2. Коучинг - сессия

«О способах разделения  на группы и распределении ролей в группах».

 

 

Умение составлять алгоритм действий при групповой работе

Инициативная группа

Лидер и коуч

Написание примерного плана по составлению алгоритма действий в группах

 

ІІІ,  ІV неделя

1. Наблюдение; поурочные планы;

видеозапись уроков.

2.  Коуч-сессия «Как проверить эффективность групповой работы».

Использование  разнообразия приемов групповой работы.

Инициативная группа

Лидер, коуч, ментор

Совместное составление поурочных планов.

 

V неделя

1.  Ментор -сессия «Чего достигли и  что делать дальше»

2.  Коуч-сессия «Оценка достижений учащихся при организации групповой работы (саморефлексия)»

Выявить динамику, изменения  в данном направлении

Инициативная группа

Лидер, коуч, ментор

Анализ результатов

Анализ, мониторинг, оценка, преобразование

VІ неделя

Обработка результатов сведений, интервью, сочинение-эссе

Учителя обучены приемам организации групповой работы – медленные ученики начали работать в группах.

Инициативная группа

Лидер, коуч, ментор

Аналитический материал

Совместная работа

VI  неделя

Коллаборативное обсуждение

 

Создание сетевого сообщества творчески работающих учителей

Совершенствование плана выход на другую цель

 

 

Почта, блоги, сайты

Инициативная группа

 

 

 

Учителя І и ІІ уровней

план

 

 

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев