"Ценность образования ярче всего проявляется тогда, когда образованные высказываются о вещах, которые лежат вне области их образования."

Карл Краус

 
Карточка публикации
Информация об авторе публикацииСредняя школа имени Максима Горького с ДМЦ, Уштобе
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 20.02.2015
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 16774
Рейтинг публикации
1 оценок
Другие публикации автора
Сегодня решение проблем во всех сферах общественной жизни, включая воспитание и образование подраста...
Как поддерживать происходящие преобразования школы, найти единомышленников, расти профессионально, р...
Приступая к реализации плана развития школы нужно было продумать механизм мониторинга, который позв...
Пройдя обучение на первом этапе «Лицом к лицу» я исследовала стартовые возможности школы с целью оп...
После прохождения обучения на первом этапе «Лицом к лицу» передо мной стал вопрос: «Готова ли наша ш...
Необходимость преобразования школьной практики.
 
 

Необходимость преобразования школьной практики.

 

Усвоение европейского, общечеловеческого просвещения и энергичная борьба с препятствиями, мешающими достижению этой цели, должны составлять конечную цель для всякого народа, способного к развитию и культуре.

Шокан Уалиханов.

 

Система образования - один из важнейших социальных институтов общества и необходимое условие нормального общественного развития. Образование или ставит пределы этому развитию, или открывает для него новые горизонты.

Сегодня решение проблем во всех сферах общественной жизни, включая воспитание и образование подрастающего поколения, невозможно без обращения к мировому опыту. Реформируя и совершенствуя школу в духе требований нового времени, все страны изучают положительные и отрицательные уроки других народов, чтобы использовать их, не повторяя ошибок и учитывая положительные результаты.

Казахстан вот уже несколько лет  переходит на двенадцатилетнее образование, в связи с этим огромный интерес для нас представляет опыт Японии, где 12-летняя школа существует уже более полувека. Эта страна вообще привлекает к себе внимание небывалыми успехами своего экономического развития. Ныне это высокоразвитое, компьютеризированное, постиндустриальное государство. Эта страна сегодня, пожалуй, единственная в мире выходит на уровень «образовательного общества», в котором образование является массовым и отвечает достаточно высоким стандартам.  И хотя современная Япония, как и все страны мира, стоит перед серьезными проблемами и острыми противоречиями в деле воспитания молодого поколения и необходимостью реформирования своей школы, тем не менее ее успехи в этой сфере продолжают оставаться поучительными, дающими серьезную пищу для размышлений педагогам многих стран. [1].

Выдающийся мыслитель, лингвист-ученый нашего времени Ахмет Байтурсынов говорил: «Учитель – душа школы. Какой учитель, такова и школа, то есть качество знаний учащихся непосредственным образом зависит от того, насколько подготовлен сам учитель, и насколько он владеет приемами обучения». Если это так, то школе нужен знающий, осведомленный в педагогических методиках учитель, который может передать знания. Я  решила,  что необходимо меняться и задалась вопросу «Почему мне это необходимо?». Ответ на этот вопрос я нашла на курсах повышения квалификации учителей по Программе Кембриджского университета. Для меня эти курсы открыли новый взгляд на стиль преподавания. Благодаря данным курсам я научилась строить так уроки, чтобы детям на них было интересно. Я всегда задумывалась, почему дети не слушают, не хотят учиться  и какая же нужна мотивация, чтобы сдвинуть всё это с места. И вот на курсах нам показывают, как применить весь багаж знаний, как научить учеников учиться. И благодаря курсам первого (продвинутого) уровня я со своими коллегами, прошедшие курсы третьего уровня, хочу научить новым подходам в обучении и преподавании и других  учителей, желающих научиться этому.

Большинство стран мира на первое место в современных условиях выдвигают не обычную гра­мотность, а качество образования -   функциональную образованность, компетентность.

Какие будут необходимы компетенции для наших детей, какие будут востребованы профессии в 2020 году, боюсь, мы сегодня не догадываемся. Поэтому в основе обучения должно быть, прежде всего, два момента. Первый – в центре процесса обучения должен быть поставлен ребенок. Дети рассматриваются как активные учащиеся, которые самостоятельно конструируют знания, основываясь на личных исследованиях и посредством социального взаимодействия (социо-конструктивизм).

Мы говорим о личности современного гражданина Казахстана, его владении теми ключевыми компетенциями, которые сегодня востребованы на рынке труда, которые требует семья, которые требуют общество и государство. Второй момент: кроме предметных результатов, предусматривавших предыдущими стандартами, появились требования к личностным и мета предметным результатам – умение обновлять свои компетенции. Речь идет о формировании поколения детей, которые способны гибко, адаптивно изменяться. Менять социальные роли, менять профессии в соответствии с тем, что востребовано в обществе.

Внедряя новые подходы в обучении, нам нужно сломать те стереотипы, которые живут в нас: результат обучения – это оценка; учитель знает лучше, чем ученик; ученик не может допустить ошибку, деление детей на «слабых и сильных».

Наш педагогический коллектив готов к преобразованиям, это показало анкетирование учителей (диаграмма в доказательствах).

Как достичь успеха? В первую очередь овладеть 7 модулями обучения. Ведь только критически мыслящий учитель может воспитать конкурентоспособную, здравомыслящую личность.

Что именно коллектив школы будет менять, рассмотрим на мировом опыте преобразований.

Изучая мировую практику образования,  я пыталась понять, что было бы приемлемым у нас в Казахстане и конкретно, в моей школе. Западное образование, конечно, имеет большое количество положительных моментов, но у нас свои особенности культуры, менталитета. У нас есть свои традиции. Казахстану  необходимо интегрироваться в короткие сроки в мировое. Но при этом мы должны сохранить свою самобытность, сохранить и преумножить свою культуру. Мне кажется, это сложный, но решаемый вопрос. Как сделать, чтобы нашим детям, с нашим государственным образованием было комфортно и в мировом пространстве, и у себя в стране.

Я бы очень хотела, чтобы в моей школе, наши дети  умели размышлять,  умели распознавать причины и следствия явлений, находить логические взаимосвязи, качественно работать с информацией. Но, самое главное, очень хочется, чтобы они учились с интересом и удовольствием, хотелось чтобы повысилось активность познавательной деятельности учащихся и профессиональная деятельность учителей.

В отношении осмысления зарубежного опыта системы образования Финляндия представляет несомненный интерес. Высокий уровень качества образования в Финляндии подтвержден многими международными исследованиями. Система оценивания должна предавать уверенность ученикам, дать толчок прогрессу, изменить процесс в лучшую сторону. Такую форму оценивания можем с успехом применить и своей школе.

Я думаю, что однозначно на качество образования влияет форма оценивания. Начиная применять в школе формативное оценивание, учитель устанавливает обратную связь с учениками, ученики в свою очередь могут определить на каком уровне  усвоили знания, с какими трудностями они сталкиваются в процессе   обучения.

В нашей школе применение методологии формативного оценивания будет использоваться потому, что у нас есть опыт работы по развивающему обучению. Где формативное оценивание показало, что у учащихся появился интерес к учебе и ответственность, вырабатываются навыки самостоятельной работы, работы в группе, воспитываются чувства толерантности, коллективизма, взаимопомощи.

Для развития педагогических знаний учителей и их профессиональной практики  в странах Восточной Азии  активно внедряется Lesson Study.Этот педагогический подход  для исследования класса возник в Японии и получил широкую популярность  в США и Великобритании. « Lesson Study  является демократическим способом улучшения практики. Группы учителей моделируют преподавание нового подхода или аспекта учебной программы с коллегами и организовывают обсуждения о проведенных исследованиях». По Программе 1 уровня учителя будут содействовать внедрению этого подхода в моей школе. Опыт работы по подходу исследования урока можно с успехом применить в школах Казахстана.

Среди государств, которые лидируют в области науки, создания образовательных учреждений и программ особое место занимает Великобритания. Уникальность системы образования Англии заключается не только в том, что государство всегда готово к использованию инновационных подходов к ведению образовательного процесса, но и в том, что эти инновации сочетаются с традициями, которые, оставаясь неизменными, делают получение высшего образования в Великобритании желанной целью для сотен тысяч людей.

Рассмотрим возможности применения данного опыта в Казахстане и в нашей школе в частности. Мы все хотим, чтобы наши ученики имели высокие ожидания и были уверены в своих способностях учиться, ставили перед собой высокие цели и находили свой собственный яркий путь, обучаясь для будущего. Следовательно, нам необходимо перестраивать традиционный урок, ориентируясь на требования к образованию современного общества и человека. Существует два направления современного понимания процесса обучения:

  1. Преподавание и обучение посредством диалога.
  2. Развитие навыков обучения.

« В этой связи, школы должны быть  более последовательны в обучении критическому мышлению учащихся, в комплексном решении проблем, касающихся индивидуальности каждого ученика.»[2]

«Основой критического мышления является трехступен­чатая модель преподавания и учения. Это хорошо изученная мо­дель того, как люди наиболее эффективно усваивают новые для себя вещи. Она представлялась в различных формах различными авторами и исследователями, среди которых Воган и Эстес (1986), Огл (1986), Жиллет и Темпл (1996), Тирни, Риденс и Диишер (1985). Данная модель в основном описывает мышление как познаватель­ный процесс, которым должны заниматься учащиеся до, во время и после учебного мероприятия, чтобы получить максимальную пользу» [3]

Критическое мышление в современной педагогике является одним из ключевых понятий и поэтому - актуальных для усовершенствования процессов преподавания и обучения в Казахстане. Рассмотрение критического мышления в рамках самостоятельного модуля предполагает разработку сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления: как учеников, так и учителей.[4]

Я считаю, что в работе нашей школы следует применять стратегии критического мышления. Так как эти стратегии способствуют:

1.Развитию у учащихся: способность синтезировать информацию; оценивать важность и значимость информации; выбирать направления собственного обучения и уметь оценивать идеи других

2. Развитию  у учителей: способность критически оценить свою собственную практику, использовать и оценивать новые подходы.

Коллектив нашей школы применяет элементы критического мышления, учителя прошли курсы повышения квалификации по критическому мышлению.

Рассмотрим опыт Южной Кореи по решению проблемы сельских школьников, которые не могут посещать внеклассные занятия, вследствие чего у них возникают проблемы при дальнейшем поступлении в университет. Эту проблему решили с помощью специальных лекций, которые транслируются по ТВ и на просторах интернета. К 2015 году эти электронные устройства полностью заменят в школах привычные бумажные книги. Школьные планшеты будут функционировать в составе общей сети — таким образом, откроется возможность дистанционного обучения для тех учеников, которые по разным причинам не могут присутствовать на занятиях в классе.

Смею надеяться, что в скором времени в Казахстане тоже будет национальная сеть обучения в Интернете, телевизионные компании будут распространять программы для школ, так как во всех школах ученики имеют доступ к компьютерам. Так как повсеместно в республике вводится электронное обучение и для наших учеников откроется возможность дистанционного обучения.

Использование ИКТ одна из особенностей нашей школы. На уроках широко применяются аудио- и видео оборудование: видео, слайды, аудиозаписи, электронные учебники. Используем различные возможности Интернета: поиск материалов, распространение опыта (свой сайт, школьный сервер),  участие в онлайн-олимпиадах. Опыт нашего коллектива по работе с электронными учебниками был представлен в Астане на международном форуме «Инновации в образовании» в 2010 году. Есть школьное телевидение. Проводится ежегодный школьный форум. Думаю, что и дистанционное обучение будет присутствовать в работе нашей школы.

Одним из важных модулей образовательного процесса является работа с талантливыми и одаренными детьми. Инклюзивный подход включает в себя: понимание потребностей учащихся, концепцию «обогащения» учебной программы с целью улучшения обучения всех учащихся, дифференцированные стратегии преподавания и обучения, которые будут учитывать потребности талантливых детей.

В этом смысле несомненный интерес представляет организация обучения одаренных детей в Англии - обучение одаренных детей является значительным аспектом деятельности школы.

В данное время у нас много внимания уделяется образованию в целом, созданы Назарбаев интеллектуальные школы и университет, одарённые дети обучаются по программе «Болашак», но нет системы работы с одарёнными детьми в школах: программ, специально подготовленных педагогов, органа, который поддерживал одарённых детей. Хотелось бы взять за основу количество учащихся в Финляндии, ведь по результатом исследования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) наилучшие показатели в целом демонстрируют школьники Финляндии.

Для нашей школы это злободневный вопрос. Администрация школы главной задачей на новый учебный год, наряду, с повышением качества знаний, выдвинула улучшение работы с одарёнными детьми.

Для того, чтобы преобразования в образовании прошли успешно учитель должен быть лидером в первую очередь. Ведь любое изменение в образовательной системе должна начинаться с учителей. Каждый учитель должен сформировать свои собственные убеждения о необходимости внесения изменений в свою практику. Он должен увлечь за собой своих коллег.  Настоящим лидером считается тот, кто « содействует и планирует профессиональный рост и развитие учителей; реализует процесс менторинга и коучинга для всех учителей; гарантирует успешность своим ученикам» [5]

Недавние исследование, проведенное в Новой Зеландии, показывает,что, несмотря на то что лидеры школ играют важную роль в системе администрирования школой, непосредственно ключевое влияние на обучение учеников оказывает атмосфера класса, устанавливаемая учителями. В связи с этим, руководство школ должно знать способы эффективного содействия учителям в достижении этого.

И в моей школе руководство и коллектив стремятся гарантировать успешность своим ученикам и в будущем и поэтому поддержали и будут способствовать, принимать  непосредственное  участие в  обучении и развитии учителей. На сегодняшний день учитель получил возможность по-новому организовать урочную и внеурочную деятельность своих учеников, используя технологии  интернета.  Сегодня перед школой поставлена важная задача: ученик должен учиться с увлечением и удовольствием    Образовательная стратегия нашей школы строится на том, чтобы учащийся стал субъектом педагогического процесса, а обучение приобрело бы личностную направленность.

И так, новый подход к обучению предлагает дать ребенку ту самую лопату, которой он будет добывать себе знания. Современные методики, предложенные Кембриджским университетом, помогут нам разглядеть в каждом ученике человека, увидеть в нем его таланты и своевременно развить их.

Я думаю, что реализуя полученные знания на практике,  мы в скором времени  выпустим в жизнь ученика, который будет  всесторонне развитой, гармоничной, конкурентоспособной личностью.

 

 

Использованная литература

 

1.     Основные тенденции реформирования системы образования в Японии (конец XX - начало XXI в.) тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.01, кандидат педагогических наук Зинурова Эльвира Галимжановна. 2.     Руководство для учителя с. 102

  1. Руководство для учителя с. 115
  2. Руководство для учителя с 162.

4.      «Основы критического мышления»  с. 12

6. Управление по стандартам в образовании. Англия, 2002

7. ВКОП, 2000 г.

8.Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-obuchenie-odarennyh-detey-v-shkolah-anglii#ixzz2dHnL683Q

9. Полупанова Е. Г. Инновации в западном образовании: основные направления научных исследований. Минск, 2005.



 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев