Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМБОУ "Добрянская средняя общеобразовательная школа №4", Добрянка
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 11.10.2014
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 10983
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ - КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ...
Формирование ИКТ-компетентности на уроках информатики у учащихся старшей школы
 
 

Н.В.Богданова

МБОУ "ДСОШ №4"

учитель информатики

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ - КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ

 

В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Ученик должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, то есть уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, а именно:

           определять цели познавательной деятельности;

           находить оптимальные способы реализации поставленных целей;

           использовать разнообразные информационные источники;

           искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты;

           организовывать свою деятельность;

           сотрудничать с другими учащимися.

Социологи и педагоги признают, что ценности сегодняшнего времени сменились: и на коне не тот, кто много знает, а тот, кто умеет этими знаниями грамотно распоряжаться. Именно поэтому  задача школы состоит не только в том, чтобы дать знания обучающимся, но и научить их умению применить свои знания в жизни.

Если учесть, что под компетенцией понимается общая способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и направлены на ее успешное включение в трудовую деятельность, то формирование компетентностей начинается с момента формирования личности.

Компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования и выполнять определенную деятельность. Как видно из приведенного определения, компетенция должна:

1)  отвечать индивидуальным требованиям, т. е. быть личностным качеством;

2) отвечать общественным требованиям, т.е. позволять получать общественно значимые результаты;

3) способствовать осуществлению практической деятельности, т. е. позволять оперативно решать возникающие проблемы и задачи.

Соотношение понятий компьютерной грамотности, ИКТ - компетентности и  информационной культуры личности можно представить в виде лестницы информатизации,  где на первой ступени формируется ИКТ-грамотность, на второй – ИКТ-компетентность и заключительная ступень – информационная культура личности. Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ-грамотности.

ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков.

Таким образом, для формирования ИКТ – компетентности необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся с определенными целями.

При формировании ИКТ - компетентности успешно применяются традиционные подходы:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой);
  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы).

Когда говорят о роли того или иного урока в формировании определенных ключевых компетенций, урокам информатики прежде всего отводится роль развития информационной компетенции. В самой сути этого учебного предмета уже заложена определенная база, позволяющая работать именно над навыками деятельности по отношению к информации в разных сферах жизни. Информационно-коммуникационная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется прежде всего в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др. Таким образом, одной из основных целей, встающих передо мной, как преподавателем информатики, является повышение уровня информационно-коммуникационной и учебно-познавательной компетентностей обучающихся, способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

Преподавание информатики и ИКТ в старшей школе может быть представлено на одном из двух уровней – базовом или профильном. На профильном  уровне предмет «Информатика и ИКТ» ведется из расчета 4 часа в неделю, всего – 280 часов за два года обучения.  Это означает, что обучение информатике и информационным технологиям осуществляется на расширенном уровне.

Преподавание информатики и ИКТ на базовом уровне осуществляется в 10-11 классах из расчета 1 час в неделю, всего - 70 ч. за два года обучения.

Рассмотрим несколько примеров сформированности  ИКТ – компетентности в рамках заданной темы:

*Обозначения: базовый уровень, профильное изучение

Тема

Содержание вопросов темы

Характеристика основных видов деятельности ученика

Ожидаемые результаты

Компьютерные сети

Понятие компьютерной сети. Виды компьютерных сетей. Топология локальных вычислительных сетей. Адресация в сети. Глобальная сеть. Сервисы Интернет.

Аналитическая деятельность:

  • сформированность представлений о КС и их роли в современном мире;
  • классифицировать компьютерные сети по территориальному признаку;
  • определение базовых принципов организации компьютерных сетей;
  • нормы информационной этики и права, принципы обеспечения информационной безопасности

Практическая деятельность:

  • инструменты создания информационных объектов для Интернет;

методы и средства создания и сопровождения сайта.

На базовом уровне:

Поиск информации по заданным параметрам.

Средства и способы передачи информации, представленной в разном формате.

На углубленном  уровне:

Оценивать информацию с позиций  (достоверность, объективность, актуальность и т.п.).

Размещение собственного материала на сайтах.

 

Формализация и моделирование

Информационные модели в  предметных областях. Использование информационных моделей в практической деятельности.

Назначение и виды информационных моделей.

Формализация и структурирование задач из различных предметных областей в соответствии с поставленной целью.

Построение информационной модели, отвечающей данной задаче (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, алгоритм и пр.).

Различные формы представления информации: текст, таблицы, схемы, формулы. Деревья как форма представления упорядоченной информации. Элементы алгебры логики.

Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Аналитическая деятельность:

•          исследовать с помощью информационных моделей структуру и поведение объекта в соответствии с поставленной задачей;

•          оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Практическая деятельность:

•структурировать данные и знания при решении задач;

•строить и интерпретировать таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов;

•          выбирать язык представления информации в соответствии с данной целью;

•преобразовывать одну форму представления информации в другую без потери смысла и полноты информации

На базовом уровне:

Иметь представление о компьютерном уроке.

Знать технологии моделирования и использования ЭОР по учебным предметам.

На углубленном  уровне:

Уметь анализировать и создавать собственные электронные ресурсы, с точки зрения актуальности их применения в обучении;

владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, пользоваться базами данных и справочными системами.

Алгоритмизация и программирование

Алгоритм как описание последовательности действий. Исполнитель алгоритма и его свойства.

Алгоритм как один из способов управления информационным процессом.

Исходные данные и результаты выполнения алгоритма. Величины как способ представления информации.

Способы записи алгоритмов: словесный, формульный, табличный, графический, блок-схемы, программы.

Блок-схема как наглядный способ представления алгоритма. Основные типы блоков. Правила записи алгоритмов в виде блок-схемы.

Основные алгоритмические конструкции: линейная, ветвление, цикл, подпрограмма, рекурсия.

Запись одного алгоритма разными способами. Различные алгоритмы решения одной и той же задачи.

Программа как способ реализации алгоритма на компьютере

Аналитическая деятельность:

  • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
  • определять, для решения какой задачи предназначен алгоритм (интерпретация блок-схем);
  • сопоставлять различные алгоритмы решения одной задачи, в том числе с позиций эстетики.

Практическая деятельность:

  • строить алгоритмы решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций;
  • составлять блок-схему решения задачи;
  • преобразовывать один способ записи алгоритма в другой;
  • исполнять алгоритм;
  • строить различные алгоритмы решения задачи как реализацию различных методов решения данной задачи;
  • отлаживать и тестировать программы;

работать с компьютерными моделями из различных предметных областей (в среде моделирующих программ)

На базовом уровне: владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;

На углубленном  уровне:

умение использовать алгоритм как модель автоматизации деятельности

В рамках данного предмета возможна организация элективных курсов, расширяющих кругозор учащихся, повышающих их эрудицию, демонстрирующих социальную значимость знаний, получаемых в рамках базового курса, ориентированные на приобретение практических умений использования компьютерных технологий в жизни, социальной сфере.

Формирование у учащихся ИКТ - компетентности на уроках информатики позволяет уделить особое внимание формированию таких познавательных навыков, как доступ к информации, ее создание, передача. Во многом этому способствует внедрение в образовательный процесс Интернет. Обладая колоссальными информационными возможностями и предлагая большой набор сервисов, Интернет является одним из эффективных средств формирования ИКТ - компетентности не только обучающихся, но и преподавателей, ведь компетентность преподавателя – это необходимое условие для формирования и развития компетентности обучающихся.

Также немаловажным обозначенным  направлением использования Интернет  является участие в интернет – конкурсах (традиционный Всероссийский дистанционный конкурс ИНФОЗНАЙКА, дистанционные конкурсы по информатике всероссийского уровня проекта «ИНФОУРОК», участие в международном дистанционном конкурсе по информатике проекта «Новый Урок»),  где задания для учащихся представлены на разных уровнях сложности (базовый и профильный).

Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне направлено на освоение системы базовых знаний, приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной деятельности (выполнение заданий по образцу).  Профильный же уровень предполагает творческое применение -  выполнение заданий, для которых надо продемонстрировать нестандартное решение.

Таким образом, компетентность формируется не в результате действий преподавателя, а как результат деятельности обучающегося с точки зрения его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта. Даже в рамках существующих учебных программ уже можно вполне вести обучение на основе компетентностного подхода, изменив в первую очередь цели урока, так как компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно обучающегося, с его индивидуальными целями.

 

 


Список литературы

1. Бурмакина В. Ф., Зелман, М., Фалина, И. Н.. Большая Семёрка (Б7). Информационно - коммуникационно - технологическая компетентность. Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. Международный банк реконструкции и развития. Национальный фонд подготовки кадров. Центр развития образования АНХ при правительстве РФ, Москва, 2007.

2.  www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть.

3. Лебедева М. Б., Шилова О. Н. Что такое ИКТ- компетентность и как ее формировать? // Информатика и образование, 2004. - № 3.

4. www.inf.1september.ru – ИНФОРМАТИКА, Издательский дом «1 сентября»

5. Скрипкина Ю. В., Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций // Интернет-журнал «Эйдос», 2007. 30 сент. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-14.htm.

6. Селевко Г.К., Педагогические технологи на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

7. Фалина И. Н., Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике // Информатика, 2006. - № 7.

8. Степина С. Н., Компетентностный подход в обучении информатики [Текст] / С. Н. Степина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 192-197.

9. Дудник О.В., Формирование коммуникативной компетенции в свете новых требований к образовательному процессу, 2007

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев