Карточка публикации
Информация об авторе публикации ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "Яковлевский политехнический техникум г. Строитель Белгородской области". , Строитель Белгородской области
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 22.10.2011
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 11872
Рейтинг публикации
1 оценок
Другие публикации автора
опыт работы преподавателя...
практическое занятие по истории ...
Презентация к дополнительному учебному занятию по истории России. ...
Презентация к дополнительному учебному занятию по истории России ...
контрольно – измерительные материалы по учебной дисциплине «Обществознание» для проведения итого...
контрольно – измерительные материалы по учебной дисциплине «История» для проведения итоговой атт...
Обучающий семинар для молодых специалистов...
практическое занятие по истории ...
практическое занятие по истории ...
Роль священника в моей жизни
 
 

 

ДЕПАРТАМЕНТ  ПО ОБРАЗОВАНИЮ, НАУКЕ, КУЛЬТУРЕ

 И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

  

 

 

Государственное Образовательное Учреждение

                                                    Начального Профессионального Образования

                                                    « Профессиональное училище № 16

                                                    г. Строитель Белгородской области».

                                                     

 

 

 

« Роль священника в моей жизни»

/исследовательская работа/

 

 

 

                                                                      Выполнил:

                                                            Вдовенко Александр Юрьевич,

                                                           учащийся группы №21, курс 2-

                                                                    «слесарь по ремонту автомобилей».

                                 Руководитель:

                                                           Бабынин Сергей Анатольевич,

                                преподаватель

                                                                     обществоведческихнных дисциплин

                                        ГОУ НПО ПУ №16.

 

 

 

 

 

 

 

 

2011г.

 

План.

 

  1. I.                  Введение:

 

  1.     Роль личности в истории.

2.     Характеристика источников.

 

II.   Страницы истории православия.

 

     III. Патриарх Никон (1605 – 1681гг.):

 

       1.     Детство.

       2.     Принятие сана.

       3.     Патриарх – реформатор.

       4.     Отрешение от власти.

 

     IV. Заключение:

       

       -      Православная церковь и Российское законодательство.                                                                                                                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

  1. I.                  Введение:

 

1. Роль личности в истории.

 

«Высокая душа при малейшем случае

                                                                   стремится к добродетели: душа

                                                                       низкая не иначе как ползком идет

                                    к своему долгу».

                                                                                                / Конфуций/

          История – это творение рук человеческих, деяние великих людей.                Это философы, ученые, правители, полководцы, деятели искусства, церкви.  Люди талантливые, целеустремленные, незаурядные творили историю, заставляя потомков восторгаться, а иногда и содрогаться от своей деятельности.

Таким был и патриарх Никон – один из самых крупных, могучих деятелей русской истории, личность сложная и противоречивая.

Высокоодаренный, разносторонне образованный, крайне упорный в достижении цели, Никон мог проявлять как милосердие, душевную простоту, так и крайнюю жестокость, непомерное честолюбие и властность.           Этими противоречивыми чертами он сравним разве что с Иваном Грозным и Петром Великим. Тем и интересно было изучать его личность, которая произвела на меня большое впечатление.

 

2.Характеристика источников

           В качестве основного источника для написания работы я использовал монографию Н.И.Костомарова (1817-1885) - «История России в  жизнеописании  ее главнейших деятелей». Неординарный для традиционной науки XIX века отбор сюжетов, своеобразная политическая концепция сделали труд Н.И.Костомарова значительным общественным явлением своего времени. Другой классик В.О.Ключевский писал о Костомарове:                                    « Все, что было драматичного в нашей истории рассказано с мастерством рассказчика, испытывающего удовлетворение от своего собственного рассказа».1                                                               

          Книга А.Е. Преснякова « Российские самодержцы» помогает проследить взаимоотношения царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, вопрос преследования государством старообрядцев.

Так же в своей работе я попытался раскрыть и выразить свое отношение к истории православия, показать ее влияние на жизнь российского общества. Для чего использовал учебные пособия по истории и обществознанию.

         Для объяснения старых слов и выражений я пользовался « Толковым словарем русского языка» В.И.Даля.

----------------------------                                                                                                      1. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей,- МоскваИзд- во Эксмо, 2004г., стр. 1022.

3

  1. II.               Страницы истории православия.

 

                                                                   «Если бы не было Бога, его надо

                                                   было бы выдумать».

                                                                                  / Вольтер/

      Почему люди верят в бога? Что это – заблуждение или истина?

Примерно 40 тысяч лет назад Homo sapiens (человек разумный) завоевал планету. Из-за пытливого ума ему мало было « хлеба насущного», он хотел осознать себя человеком, найти объяснение непонятному и необычному.

«Именно наибольшей загадкой для человека был он сам, процесс познания, уяснения природы, интеллектуальной деятельности и связанных с ней способностей».1

      Я думаю, что не только страх перед силами природы, но и жажда познания стали причиной возникновения религии, как особой формы мышления, как особой культуры, двигающей прогресс цивилизации.

« Человек создал веру, а вера двигала развитие человека».2

      Можно ли искоренить веру? Возможно, но тогда придется уничтожить тысячелетнюю историю человечества.

      1054г. Рим завоевал Южную Италию и потребовал от Византии право на церковное главенство в Иллирии и Болгарии. Константинопольский патриарх ответил отказом. Римский папа отлучил патриарха от церкви, а тот наложил анафему на папство.

« Анафема – церковное проклятие, отлучение от церкви».3

      В 1453г. турки-османы завоевали Византию. Они переименовали Константинополь в Стамбул и объявили его столицей Османской империи.

Над православным миром нависла угроза забвения. Русская епархия обратилась к туркам с просьбой, передать ей реликвии православия и получила согласие. Москва стала столицей (Третьим Римом), а московский патриарх главой православия.

     Патриарх Никон в 1653г. объявил о реформе церкви. Но не все люди согласились с нововведениями Никона и продолжали справлять веру по старому обычаю. В православии произошел раскол, который имел тяжелые, трагические последствия.

    Кем же он был, религиозный и государственный деятель, колоритная фигура в русской истории, патриарх Никон?

« Патриарх – праотец, глава семейства, высший начальник духовенства в государстве».4

----------------------------

1.Загладин Н.В.  Симония Н.А. История России и мира,- Москва, Русское слово, 2007г., стр. 38.

2. Там же, стр. 203.                                                                                                                                                  3. Даль В.И. Большой Толковый словарь русского языка: современное написание,- Москва, Изд-во Астрель; Аст: Хранитель,2006г., стр. 10.

4. Даль В.И. там же, стр. 209.

4

III. Патриарх Никон (1605 – 1681гг.)

«Немногие умы гибнут от износа, большей частью

                                               они ржавеют от неупотребления».

                                                                                                       /Э.Делакруа/

  1. 1.     Детство.

      «Владыка родился в мае 1605г. в селе Вельеманове, близ Нижнего Новгорода, от крестьянина именем Мины и наречен в крещении Никитою».1

      Мать патриарха умерла вскоре после рождения сына. Отец женился на другой, которая ввела к нему в дом  детей от первого брака.

Мачеха была злобного нрава, заботилась о своих детях, а пасынка держала на черством хлебе, часто бранила и била до крови.

« Однажды бедный мальчик, плохо одетый, от зимнего холода залез погреться в печь. Мачеха наложила туда дров и затопила печь. Мальчик начал отчаянно кричать, прибежала его бабка и спасла его от смерти»2

     Когда Никита подрос, отец отдал его учиться грамоте. Книги  увлекли мальчика. Выучившись читать, любознательный Никита захотел изведать всю мудрость божественного писания. Он удалился в монастырь Макария Желтоводского, нашел там ученого старца и прилежно занялся изучением священных книг. Детство закончилось.

 

2.  Принятие сана.

      Через некоторое время Мина вновь стал вдовцом,  он позвал сына домой, чтобы проститься с умирающей бабушкой. Никита приехал домой и лишился не только бабки, но и отца. Став хозяином в доме, он женился и стал приходским священником одного села. От жены он имел троих детей, но все они в малолетстве умерли один за другим. Никите было 20 лет. Впечатлительный юноша принял смерть детей за небесное знамение и решил отрешиться от мира. Он уговорил жену постричься в московском Алексеевском монастыре, а сам ушел на Белое море и постригся в Анзерском ските под именем Никона. Ему было тогда 30 лет.

     Житие в ските было трудное. Братья жили в отдельных избах, раскиданных по острову,  и в субботу сходились в церковь, где богослужение продолжалось всю ночь: сидя в церкви, братия выслушивала весь псалтырь, а с наступлением дня совершалась литургия. Над всеми был начальный старец Елеазар.

« Литургия – последовательность священнослужения, когда  совершается таинство».3

 

----------------------

  1. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главных деятелей,- Москва,   изд – во Эксмо, 2004г., стр. 460.
  2. Там же.
  3. Даль В.И. Толковый словарь…, там же, стр. 132.

5

      Никон не любил жить с братией и предпочитал уединение. Рассорившись с Елеазаром из-за денег, пожертвованных милостыней, он ушел в Кожеозерскую пустынь, где стал игуменом.

« Игумен – настоятель монастыря».1

     На третий год своего поставления, в 1646г., он отправился в Москву и явился с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу. Тот велел Никону остаться в Москве, и патриарх Иосиф посвятил его в сан архимандрита Новоспасского монастыря, в котором находилась усыпальница дома Романовых. Набожный царь часто ездил туда молиться за упокой своих предков и сблизился с Никоном.

« Чем более беседовал царь с Никоном, тем более чувствовал к нему расположение. Алексей Михайлович был из тех людей, которые не могут жить без дружбы, легко привязываются к людям, которые им нравятся по своему складу, и всею душою к ним пристращаются».2

      В 1648г. скончался новгородский митрополит Афанасий. Царь предпочел всем своего любимца, и бывший тогда в Москве иерусалимский патриарх Паисий рукоположил Новоспасского архимандрита в сан новгородского митрополита, который был вторым по значению в русской иерархии. В Новгороде новый митрополит совершал « подвиги нищелюбия», чем еще больше располагал к себе государя. Тот величал его «великим солнцем сияющим», «избранным крепкостоящим пастырем» и часто советовался с Никоном в государственных делах. Это обстоятельство вызвало зависть и злобу бояр.

« Не любили его и подначальные духовные за чрезмерную строгость и взыскательность, да и мирские люди в Новгороде не питали к нему расположения за крутой властолюбивый нрав, несмотря на него нищелюбие».3

      Царь готовил Никону неожиданное величие.

В 1652г. духовный собор одобрил благочестивое желание государя перенести в Успенский собор мощи патриарха Иова из Старицы и патриарха Гермогена из Чудового монастыря.

« Мощи – нетленное тело угодника Божия».4

Когда Никон ездил в Соловки за святыми мощами, скончался патриарх Иосиф, и блюстителем патриаршего престола был назначен ростовский митрополит Варлаам. Мощи были привезены в Москву, а Никон предстал перед духовным собором.

« Собор – собрание, заседание чинов от земли или духовенства, для совета и решения важных дел».5                                                                                                                                                                                

-------------------------------

1.Даль В.И. Толковый словарь…, там же, стр. 69.

      2. Костомаров Н.И. Русская история…, там же, стр. 461.

      3. Там же, стр. 463.      

      4. Даль В. И. Толковый словарь…, там же, стр. 149.                                                                                              

5. Там же, стр. 209.

6

« Для соблюдения буквы устава выбрали двух кандидатов; Никона и                     иеромонаха Антония, который некогда был учителем Никона в Макарьевском монастыре. Жребий пал на Антония, но тот, в угоду царю, отказался. Отрекался и Никон, пока Алексей Михайлович, окруженный         боярами и бесчисленным народом в Успенском соборе, перед мощами

святого Филиппа стал кланяться Никону в ноги и со слезами умолял принять патриарший сан».1                                                                            

 

3.Патриарх – реформатор.

       Первым делом патриарха было основать для себя монастырь и прославить его новою святынею, как того требовал церковный обычай.

Никон выбрал место близ Валдайского озера и назвал монастырь Иверским, в честь Иверской иконы Богородицы на Афоне. Из Хутынского монастыря перенесли типографию, в которой были напечатаны значительные богословские книги. Но больше патриарха волновал другой вопрос.

Еще со времен Максима Грека замечались разночтения в церковных книгах. Патриарх Филарет велел исправить многие из них, сличая с древними писаниями. В Чудовом монастыре он основал греко-славянскую школу, чтобы переводить на славянский язык Святое писание. Патриарх Иосиф создал даже комиссию правщиков. Но Никон не хотел идти проторенной колеей, он хотел быть творцом, строителем, чего требовала чрезмерная воля и жажда деятельности.

      В 1653г. он убедил царя созвать собор русских иерархов, архимандритов, игуменов и протопопов (всего 34 человека) и объявил о начале реформы церкви.                                                                                                                       « Надлежит нам исправить, как можно лучше, все нововведения в церковных чинах, расходящихся с древними славянскими книгами».2

У реформы появились и враги, в основном отставные правщики. Они кричали, что Никон заразился « латинской ересью киевлян». Особо горячо выступали протопоп Иван Неронов и его друг, Юрьевский протопоп Аввакум.

 « Патриарх-мучитель, терзает свою братию членов церкви, творит над ними поругание».3

Никона поддержал константинопольский патриарх, и он собрал новый собор, на котором кроме русских архиереев присутствовали священники из других стран. Они и подтвердили решение московского собора.

 

-----------------------------

1. Костомаров Н.И. Русская история…, там же, стр. 465.

2. Там же, стр. 469.

3. Там же, стр. 470.

 

 

7

 

« Собор этот объявил решительную войну двуперстному сложению. Дело было до крайности необдуманное. Если троеперстное сложение, как повсеместное у восточных православных народов, действительно имело за собою все признаки древности и правильности, то Русь давно уже крестилась двуперстным сложением и уважала многих святых».1

       Официальная церковь и царские власти начали жестокое преследование старообрядцев, к которым примкнула значительная часть боярства, крестьян, посадских жителей, недовольных введенными на Руси порядками.

« Соборной клятвой на защитников старых книг и обрядов был оформлен в 1667г. раскол в русской церкви. Притом восточные патриархи настаивали, чтобы раскол был уничтожен крепкою десницею царскою».2

Спасаясь от преследований, раскольники стали уходить в « глухие» места – в тайгу, на север, где основывали свои поселения – скиты и продолжали исповедовать веру по старому обычаю. В знак протеста старообрядцы устраивали запощевания (голодовки до смерти) и гари (акты массового самосожжения). В 1668 – 1676гг. старообрядцы Соловецкого монастыря подняли восстание, которое было жестоко подавлено царскими войсками.

 

  1. 4.     Отрешение от власти.

 

        Вместе с тем раскол ослабил роль властного патриарха, который стал активно вмешиваться в государственные дела, попирая власть самодержца.

« Сам царь развил в этом человеке властолюбие, приобщил к делам государства, и патриарху трудно было держаться в стороне от них».3

Летом 1658г. Наступила явная размолвка. Вначале Никона не пригласили на большой обед по случаю приезда грузинского царевича Теймураза. Затем царь не пришел к патриарху в праздник Иконы Казанской богородицы и ризы Господней, а послал своего спальника, князя Юрия Ромодановского с известием, что он гневен.

« Царское величество почтил тебя яко отца и пастыря, и ты этого не уразумел; а ныне царское величество велел тебе сказать: не пишись и не называйся великим государем».4

      Самолюбие Никона было уязвлено, и на службе в Успенском соборе торжественно произнес отречение от патриаршей кафедры, рассчитывая, что тихий и набожный царь испугается и поспешит помириться с первосвятителем.

« Ленив я стал, не гожусь быть патриархом, окостевел от лени, и вы окостевели от моего неучения. Называли меня еретиком, иконоборцем, что я

новые книги завел, камнями хотели побить. Теперь я не патриарх».5

  -------------------------

1. Костомаров Н.И. Русская история…, там же, стр. 472.

2. Пресняков А.Е. Российские самодержцы,- Москва, изд-во Книга, 1990г., стр. 128.

3. Костомаров Н.И. Русская история…, там же, стр. 474.

4. Там же, стр. 475.

5. Там же.

8

      Но Алексей Михайлович проявил твердость и принял отречение патриарха.

Никон удалился в свою обитель, Воскресенский монастырь, и занялся хозяйством: копал пруды, строил мельницы, каменные постройки и трудился наравне с рабочими. Казалось, что царь был готов к примирению, посылал Никону щедрые дары. Но произошла новая ссора.

« Так настало в 1658 году положение трудное и для церкви русской и для царя Алексея. Никон недолго мирился с потерей власти и развернул ряд притязаний, совершив крайне резкие политические выпады против светской власти и повинующегося ей духовенства».1

      По наговору бояр царь запретил сноситься с Никоном, приказал учинить обыск в его бумагах и перестал оказывать владыке прежние знаки внимания. Никон уехал в Крестный монастырь, построенный им на Белом море. Но его ждала новая неприятность. По распоряжению Монастырского приказа владения Никона в Воскресенском монастыре отдали окольничему Роману Боборыкину. Никон обратился в суд, но проиграл дело.

       В это время приближенным к царю стал газский митрополит Паисий Лигарид. Патриарх рассчитывал на поддержку этого ученого грека, но тот, разобравшись в дворцовых интригах, принял сторону его врагов.

В 1663г. Паисий, астраханский архиепископ Иосиф, а так же злейшие враги Никона – князь Никита Одоевский, окольничий Родион Стрешнев, думный дьяк Алмаз Иванов устроили владыке строжайший допрос и после доложили Алексею Михайловичу: « Лучше бы не видать такого чудища, лучше оглохнуть, чем слушать его циклопские крики… Бешеный волк».

       Судьба Никона была решена. В 1666г. Церковный собор лишил владыку сана и отправил в ссылку под строжайший надзор в Ферапонтовский монастырь. Так закатилась звезда все могущего патриарха.

Умер Никон 17 августа 1681г. под Ярославлем. По   завещанию, тело патриарха было погребено в церкви св. Иоанна Предтечи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-----------------------------

1. Пресняков А.Е. Российские самодержцы, там же, стр. 124.

2. Костомаров Н.И. Русская история…, там же, стр. 481.

9

IV. Заключение:

 

- Православная церковь и Российское законодательство.

 

«Легче обнаружить заблуждение, чем найти истину:

       заблуждение лежит на поверхности, - истина в глубине».

                                                                           / Гете/

 

       По данным американского института Гэллапа в 2009г. верили в бога и                  « высшее существо» в мире до 94% населения, что говорит о широком распространении религии.

      Известно, что согласно статье № 14 Конституции РФ, Российская Федерация является светским государством, т.е. церковь отделена от государства.

Но это не значит, что государству безразличны чаяния верующих или оно равнодушно к процессам, протекающим в религиозных кругах. Эти отношения строятся на правовых принципах, о чем свидетельствует Федеральный Закон « О свободе совести и о религиозных объединениях».

По данным справочника « Религиозные объединения Российской Федерации» на долю Русской православной церкви приходится свыше половины религиозных общин – 6709 из 12 тысяч, объединяющих до 75% верующих россиян.

      Государство предоставляет своим гражданам полную свободу в вопросах религии.

« Религиозные объединения в России признаются добровольными объединениями граждан РФ, образованных в целях совместного исповедования и распространения веры».1

     Но, несмотря на политику веротерпимости, государство запрещает вовлечение малолетних в религиозные объединения, деятельность организаций, исповедывающих насилие, античеловечность (отделение Аум Синрике, Белое братство Юсмалос и другие).

     Церковь издревле была хранителем и носителем культурных ценностей, летописцем русской истории. Это величественные храмы, мастерски выполненные фрески и иконы, религиозно-философские и литературные произведения, нравственные заповеди, летописи – все то, что обогащает нашу культуру, создает духовно-нравственный фундамент российского общества.

    Таким образом, российское законодательство предоставляет верующим широкие права и свободы, но при этом стоит на страже принципов светского государства.

-----------------------------          

 

1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеева А.И. Обществознание,- Москва, Просвещение, 2008г., стр. 203.

10

                        Список использованной литературы.

 

 

1. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей,- Москва, изд-во Эксмо, 2004г.

 

2. Пресняков А.Е. Российские самодержцы,- Москва, изд-во Книга, 1990г.

 

3. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание,- Москва, изд-во Астрель; Аст: Хранитель, 2006г.

 

4. Загладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века,- Москва, Русское слово, 2007г.

 

5. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века,- Москва, Просвещение, 2002г.

 

6. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеева А.И. Обществознание,- Москва, Просвещение, 2008г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев