Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМОУ Первомайская СОШ Шипуновского района Алтайского края, п. Первомайский
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 01.11.2011
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 18925
Рейтинг публикации
3 оценок
Другие публикации автора
Разработка урока по обществознанию в 6 классе. Можно использовать в качестве материала к классному ч...
разработка урока для учащихся 9 класса...
Международное гуманитарное право
 
 

Комитет по образованию Администрации Шипуновского района Алтайского края

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Первомайская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

Номинация: разработка урока по обществознанию в 9 классе

 

 

 

Направление обучения: личностно – ориентированное

 

 

 

 

Тема: «Международное гуманитарное право»

 

 

 

                                                                                 

 

                                                                          

                                                                              Выполнила:

                                                                                     Дадынская А.И.,

                                                                                     учитель истории

                                                                                        и обществознания

                                                                                        ул. Тарасова, д. 26

                                                                      658380

 

2011 г.

Цели урока: 1) образовательная – помочь учащимся получить знания об основополагающих принципах и положениях международного гуманитарного права (МГП);

                      2) воспитательная – привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в вооруженных конфликтах, способствовать пониманию необходимости регулировать поведение участников вооруженных конфликтов с помощью норм международного гуманитарного права, содействовать в формировании таких качеств, как сострадание, уважение к человеческой жизни и человеческому достоинству;

                      3) развивающая – способствовать формированию умения анализировать источники, статистические данные и предложенные ситуации, делать соответствующие выводы.

 

Оборудование: современная политическая карта мира, текст документов (в случае необходимости), учебник, высказывания известных людей (на доске).

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

Структура урока:

v мотивационная беседа, ознакомление учащихся с целями изучения МГП, ознакомление с планом изучения темы урока;

v изучение нового материала и продолжение работы над формированием учебных умений учащихся;

v обобщающий контроль;

v комментирование домашнего задания;

v рефлексия.

План изучения темы:

  • Ø жестокое лицо войны;
  • Ø сущность МГП;
  • Ø становление и источники МГП;
  • Ø основные положения МГП;
  • Ø ответственность за нарушение МГП.

 

Ход урока

Мотивационная беседа: обозначив тему урока, нужно подчеркнуть ее актуальность и связать с возможными, реальными жизненными ситуациями; ознакомить с целями урока и после этого обратить внимание на план изучения темы (к плану даются короткие комментарии, чтобы создать целостное представление о теме и в соответствии с планом организуется изучение нового материала).

 

I. Изучение нового материала.

 

1. Жестокое лицо войны.

Деятельность учащихся: учащимся предлагается раскрасить полоски бумаги тем цветом, которым, на их взгляд, наиболее точно передает цвета войны. Далее учащиеся определяют, какие цвета являются доминирующими и что они передают. Потом они называют слова, отражающие сущность войны (учитель эти слова записывает на доске). Можно попросить привести примеры из курса истории и материалов СМИ, свидетельствующие о жесткости войны.

Ознакомление со статистическими данными (развитие военного искусства и вооружений и связь с ростом числа погибших в каждой последующей войне).

 

Вывод этой части урока: во все времена вооруженные конфликты причиняли человечеству страдания. Всегда война – это трагедия и, осознавая это, человечество всегда стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые войной.

 

2. Сущность МГП.

Деятельность учащихся: постановка проблемы совместимости понятий «война» и «право». Высказывание И. Канта к размышлению: «Право наций в ходе военных действий – это самая деликатная проблема, какую только можно себе представить. Как можно устанавливать законы для управления ситуацией, которая по самой природе своей   не допускает никаких законов?»

 

Ознакомление учащихся со схемой № 1 (раздаточный материал) – определение лиц и объектов, находящихся под защитой МГП.

 

Дать определение терминам: международное право и покровительствуемое лицо.

После записи определений поставить задачу «Почему эта отрасль права (МГП) получила именно такое название?»

 

Обсуждение отличий МГП и международных прав человека (например, Декларация прав человека).

 

Итоги обсуждения можно занести в таблицу:

 

Линии сравнения

МГП

Право прав человека

Сходство

Направлены на защиту личности

Отличие

 

 

1. Содержание

Регулирует отношения между сторонами в вооруженном конфликте

Регулирует отношения между государством и его гражданами, иностранцами и лицами без гражданства, находящимся на его территории

2. Применение

Применяется только в период вооруженных конфликтов

Применяются в любое время, но некоторые права человека могут быть приостановлены в чрезвычайных ситуациях

 

Выделение принципов МГП и их обсуждение: 1) обращение с лицами, оказавшимися во власти неприятеля, должно быть гуманным;

                                                                                2) в период вооруженного конфликта ограничивается выбор методов и средств причинения ущерба противнику.

 

Вывод этой части урока: МГП призвано регулировать поведение участников вооруженных конфликтов с целью смягчения последствий этих конфликтов.

 

3. Становление и источники МГП.

Деятельность учащихся: учитель задает вопрос, требующий исторических фактов – какие гуманные правила поведения участников вооруженных конфликтов можно почерпнуть из глубины веков?

 

Ознакомление учащихся с четырьмя Женевскими конвенциями 1949 г. и двумя Дополнительными протоколами к ним 1977 г.

 

Предложить учащимся ознакомление с основными источниками МГП в виде схемы № 2 (раздаточный материал).

 

Вывод этой части урока: основополагающими источниками современного МГП являются четыре Женевские конвенции 1949 г. и два Дополнительных протокола 1977 г. Принятие этих документов – свидетельство реакции международного сообщества на практику ведения вооруженных действий во Второй мировой войне и в современных конфликтах.

 

4. Основные положения МГП.

Деятельность учащихся: учитель заранее дает задание приготовить в виде небольших докладов основные положения международного гуманитарного права (задействовано 2 – 3 человека).

 

Вывод этой части урока: стороны в конфликте должны вести себя исходя из принципов гуманности и уважении права. МГП накладывает запреты и ограничения, устанавливает права и обязанности воюющих сторон.

 

5. Ответственность за нарушение МГП.

Раскрыть перед учащимися проблему ответственности и систему мер по соблюдению МГП. Ознакомление учащихся с УК РФ. Рассмотрение статей, содержащих ответственность за нарушение норм МГП (ст. 356 УК РФ) и пересечение их с положением четырех Женевских конвенций и двух Дополнительных протоколов.

 

Серьезные нарушения, зафиксированные в международных договорах

Серьезные нарушения, зафиксированные в ст. 356 УК РФ

Преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное отношение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью.

Применение в военных конфликтах средств и методов, запрещенных международным договором РФ, наказывается лишением свободы на срок до двадцати лет.

 

Вывод этой части урока: в международном гуманитарном праве предусматривается личная уголовная ответственность. Лицо, совершившее военные преступления, должно быть привлечено к уголовной ответственности и понести наказание на основании внутреннего законодательства.

 

 

 

II. Рефлексия

В конце урока можно предложить учащимся продолжить следующие фразы, например, «я узнал на уроке…..», «меня удивило, что…..», «мне кажется…..».

III. Приложения

Схема № 1

Международное гуманитарное право:

  • защищает лиц, прекративших принимать участие в военных действиях (раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные);
  • предоставляет защиту лицам, не принимающим участия в военных действиях (гражданское население, медицинский и духовный персонал);
  • защищает объекту, которые не служат непосредственно военным целям (жилые дома, школы, места отправления культа);
  • запрещает применение средств и методов военных действий, причиняющие излишние повреждения или страдания, не позволяющие проводить различия между гражданскими и военными лицами и объектами, наносящие серьезный ущерб природной среде.

 

Схема № 2

Основные источники современного МГП

Категории лиц, которым предоставляется защита

Женевская конвенция 1949 г.

Первая конвенция

Защита раненых и больных из состава сухопутных армий

Вторая конвенция

Защита раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение из состава ВМФ

Третья конвенция

Защита военнопленных

Четвертая конвенция

Защита гражданских лиц

Дополнительные протоколы 1977 г.

Дополнительный протокол I

Дополнительная защита жертв военных конфликтов международного характера

Дополнительный протокол II

Дополнительная защита жертв немеждународного характера

 

Высказывания известных людей

«Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать в воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди» - Б. Шоу

 

«Война – незаживающая рана, которую получил мир» - ДЖ. Б. Пристли

 

«Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту» - Конфуций

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Белкина И.П. написал(а) 4451 дней назад (нейтрально) 
     
    0

    Замсечательный материал, очень хорошее подспорье к изучению этой не простой темы

     
       
     
     
    0 очков