Карточка публикации
Информация об авторе публикацииКГУ "Петровский аграрно-технический колледж", с.Петровка Есильский район Северо-Казахстанская область
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 13.01.2015
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 14208
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
Современное образование немыслимо без инновационных процессов. В общем смысле «инновация» (от латинс...
Инновационные методические подходы к преподаванию истории Казахстана.
 
 

Инновационные методические подходы к преподаванию истории Казахстана.

Айтжанова Б.А.

Преподаватель истории

КГУ Петровский аграрно-технический колледж

«Надо помогать людям эффективно учиться, вместо того, чтобы передавать им ненужные знания»

П. Фани, А. Мамфолд

Современное образование немыслимо без инновационных процессов. В общем смысле «инновация» (от латинского «innovation») – нововведение, изменение, обновление связывается с деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению нового. В то же время господствует позиция, согласно которой: «Инновация – это не просто создание …, распространение новшеств, это изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Специфика инноваций проявляется в следующем:

  • инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
  • использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащегося;
  • внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы учебных заведении.

В наше время, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества с одной стороны, а с другой – быстро теряет свою актуальность, устаревает и требует в информационном обществе постоянного обновления. Результатом обучения и воспитания в колледже должны стать умения находить нужную информацию и способность участвовать в совместном принятии решений. А это означает переход с объяснительно иллюстративного способа обучения на деятельностный, при котором учащийся становится активным субъектом учебного процесса.

В настоящее время существует множество способов инновационного обучения, например такие, как , модульное обучение, электронно-интерактивное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, исследовательское методическое обучение, метод проектов и т.д. И так главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно изменяющемся мире. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие учащегося за счёт максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.

Основными задачами колледжа являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации.

Инновационный подход к уроку позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать свою работу и работу своего товарища. Необходимо чтобы каждый учащийся уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль преподавателя при инновационном подходе сводится к управлению работой учащихся. При такой организации работы он имеет возможность общаться практически с каждым учащимся, помогать слабым и поощрять сильных учащихся. Основными мотивами внедрения в учебный процесс инновационного подхода  служат:

  • гарантированное достижение результатов обучения;
  • паритетное отношение преподаватель и учащийся;
  • возможность работы в парах, в группах;
  • возможность общения с товарищами;
  • возможность выбора уровня обучения;
  • возможность работы в индивидуальном темпе;
  • раннее предъявление конечных результатов обучения;
  • «мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.

На  занятиях возможно применение: 

  • 1. Приемы конкретизации и фактологии - ориентированы на необходимость студента выделения главной идеи или мысли в потоке фактов и событий. Их возможно использовать в процессе устного изложения материала - лекций. К ним можно отнести: а) картинный сюжетный рассказ, куда входят яркие эпизоды из истории; б) персонификация исторических процессов в судьбе отдельной исторической личности; в) драматизация событий - факты и исторические даты излагаются как введение в изложение занимательных подробностей

  • 2. Исследовательский прием - направлен на коллективную работу в группе - когда необходимо в процессе коллективного рассуждения дать анализ содержанию отрывка из первоисточника. Он ориентирован для работы в небольших (15-20 человек) группах - на семинарских (практических) занятиях. Сюда можно причислить: а) работу учащихся с наглядными пособиями по курсу Истории Казахстана - карты, схемы, таблицы. К этим приемам можно причислить и всевозможные экскурсии по историческим музеям как работу с наглядным источниковым материалом по курсу; б) работу студентов над историческими документами и материалами; в) использование технических средств обучения - персональный компьютер и т.п. как совмещение различных методик в ходе одного занятия. 

  • 3. Приемы деловых или ролевых игр - ориентированнные на поэтапное, функциональное участие каждого из учащихся в процессе занятия. Они дают возможность активного и видимого участия в процессе обучения наиболее большего количества учащихся  и ориентированы на применение на практических занятиях по курсу Истории Казахстана. К этой категории методов следует относить: а) использование всевозможных раздаточных материалов - чайндаты по истории Казахстана, текстов с фактологическими ошибками или пробелами; б) инструктаж и иллюстрация эталона рассуждения, направленные на самостоятельное последующее использование студентом в процессе мыслительной деятельности; в) собственно ролевые игры, содержание которых понимается как градация группы учащихся  на несколько частей и исполнении каждым из студентов (или группы студентов) определенных функций, связанных с выполнением учебного задания. 



Подводя итоги вышеизложенному, хотелось бы отметить, что методы и пути обучения не следует возводить в ранг самоцели, это прежде всего средства решения образовательных задач в колледже. Поэтому методы необходимо использовать с учетом специфики каждой учебной дисциплины. В этом смысле, думается, ошибочным навязывание преподавателю популярных, «модных» методик в образовательном процессе. Поэтому нововведения в методике обучения в колледже, где происходит формирование Гражданина суверенного Казахстана, и уже тем самым каждое учебное заведение несет ответственность за моральный и ценностный облик будущего поколения нашего молодого государства, требуют тщательного подготовительного этапа и изучения признанными казахстанскими педагогами, и уже затем должен последовать период практических «экспериментов».

 

Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности учащегося связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности учащихся, как в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии. Самостоятельная работа учащегося является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе, которой происходит формирование навыков, умений и знаний, и в дальнейшем обеспечивается усвоение учащимся  приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность решать учебные и научные задачи.

Целью   СР является - сформировать у учащихся  умение самостоятельно решать задачи по дисциплине. Цель самостоятельной работы учащихся  - это развитие такой черты личности, как самостоятельность, т.е. способности организовывать и реализовывать свою деятельность  без постороннего руководства и помощи.

Основная задача организации самостоятельной работы учащегося (СР) заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации СР должен стать перевод всех учащихся  на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли учащегося к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.

Активная самостоятельная работа учащегося возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

В отношениях с учащимися очень важно построить их как с полноправными партнерами, уважительно относиться к их мнению. Такое общение позволяет достичь большей глубины взаимопонимания, самораскрытия партнера по общению, создает условия для глубокого взаимного обогащения.

Активные формы обучения помогают учащимся выражать свои мысли, а также они учатся культуре слушать и слышать других, уважать чужое мнение.

Активно участвуя в учебном процессе на достаточно сложном уровне, они испытывают большое удовольствие от участия и повышенной способности к размышлению и пониманию. Игровые формы вызывают большой эмоциональный подъем учащихся.

Педагогическая технология представляет собой системную совокупность и порядок функционирования личностных, инструментальных и методологических средств, направленных на гарантированное достижение целей через результаты, полученные в изменяющихся условиях учебного процесса в учебном заведении. Педагогическая технология как система конструирования учебного процесса с целевой ориентацией обучения состоит из двух основных компонентов: концептуального и процессуального. Концептуальный компонент раскрывает теоретико-методологические основы данной деятельности, а процессуальный содержит этапы, цели, задачи, формы, методы, средства, результаты обучения. Такая структура педагогической технологии даёт представление о ней как о научно разработанной и обоснованной программе педагогической деятельности, и составляет основное отличие от методики этой деятельности.

Рассмотрим концептуальные основы технологии развития критического мышления, разработанные на основе классификации педагогических технологий Г.К. Селевко, отражающей целостный, всесторонний подход к анализу их особенностей и сущности.

Г.К. Селевко считает, что педагогическая технология может функционировать на трех уровнях:

1) общепедагогическом, когда она определяет целостный образовательный процесс в регионе, образовательном учреждении, на определённой ступени обучения. Здесь педагогическая технология функционирует как педагогическая система, включая все её обязательные элементы: совокупность целей, содержание, средства и методы обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса;

2)  частно-методическом, когда педагогическая технология выступает как “частная методика” преподавания предмета, методика работы преподавателя, включает совокупность методов и средств реализации определённого содержания обучения и воспитания в рамках отдельного предмета, группы учащихся;

3) локальном (модульном), представляя собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парадигма учения связана с самостоятельным осознанным освоением научного знания каждым учащимся, с конструированием и выращиванием знания.

Парадигма обучения                             Парадигма учения

Цели и задачи

Обучение

Конструирование учебных ситуаций

Трансляция знаний преподавателем

Открытие и конструирование знаний студентом

Проектирование учебных программ и курсов

Создание развивающей образова­тельной среды

Улучшение качества преподавания

Улучшение качества учения

Увеличение набора студентов, рост финан­сирования

Увеличение роста учебной активно­сти и эффективности

Процесс учения

Знания находятся «вовне»

Знания находятся в умах людей и формируются на основе индивиду­ального опыта

Знания передаются преподавателями по «частям и крупицам»

Знания конструируют, создают и по­лучают сами студенты

Обучение носит кумулятивный

Учение носит открытый

Парадигма обучения

Парадигма учения

Линейный  характер

Образующий  характер

Подходит метафора «кладовая знаний»

Подходит метафора к учиться ездить   1 на велосипеде»

В центре процесса обучения находится пре­подаватель, который контролирует ход про­цесса

В центре процесса учения находится студент, который контролирует ход процесса

Необходимо личное присутствие преподавателя и студентов

Необходимо наличие активного сту­дента, личное присутствие препода­вателя не обязательно

Лекционная система и учение обособлены и находятся в противоречии

Образовательная среда и учение спо­собствуют взаимному развитию друг друга

Распределение ролей, отношения

Преподаватель— прежде всего передатчик информации

Преподаватель — менеджер образо­вательного процесса, создатель мето­дов учения и образовательной среды

Преподаватели и студенты работают независимо и изолированно

Преподаватели и студенты работают в одной команде

Линейное управление, независимость дейст­вий, авторитаризм

Совместное управление, работа в ко­манде, партнерство

Структура процесса, организация

Атомистическая: части предшествуют целому

Целостная:  целое предшествует час­тям

Время — постоянно, учение — варьируется

Учение — постоянно, время — варь­ируется

Занятия начинаются и заканчиваются в оп­ределенное время

Образовательная среда доступна для студента в любое время

Независимые кафедры и учебные курсы

Интеграция курсов, сотрудничество кафедр и факультетов

Оценка знаний в конце курса

Оценка знаний в начале, середине и конце курса

Оценки выставляются преподавателем

Внешняя оценка учения, взаимооце­нивание и само оценивание ученой деятельности студентов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт работы по данной теме показал, что использование технологий и исследовательской деятельности позволяет учащимся развить навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростками в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития. Ребята свободно оперируют знаниями, лучше усваивают причинно-следственные, хронологические и другие связи. Разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес учащихся к предмету, формирует их историческое сознание. Таким образом, актуальность опыта состоит в том, что он   способствует выведению изучения истории  на личностно-смысловой уровень. В этом случае восприятие патриотизма, бережливого отношения к природе и памятникам старины строится на конкретной исторической почве.

Я считаю, что нужно в первую очередь начать с себя! Современный учитель должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний учащимся и применение полученных знаний к жизни в комплексе. Тогда мы способны решить многие проблемы!

Ведь как говорили еще древние греки: «Люди не хотят, чтобы ими управляли. Они хотят, чтобы их вели вперед!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Даутова О.Б. Оганизация самостоятельной работы студентов высшей школа: Учебно-методическое пособие/Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.,  2011.
  • - See more at: http://www.kazetu.kz/news/show/id/48.html#sthash.VATfPqsM.dpuf
  • Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
  • Петровский Н.В. Образование в контексте современного образования. - Педагогика, N1, 1996.
  • Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб.: Питер, 2000.
  • Тринитатская,О. Специфика инновационной школы в условиях модернизации образования.[Текст] // Завуч. - 2009. - №6. - с.69;
  • Бельман, Г. Организация эксперимента в ОУ: роль педагога в успешной реализации программы. [Текст] // Управление школой  «ПС». -  2009. - №2;
  • Беляев, В.А. Школа переходит в новое качество: технология внедрения инноваций. [Текст] // Народное образование. - 2010. - №7. - с.173;
  • Ермакова, С.Д. Психологическое сопровождение групповой работы при вхождении в инновационную деятельность. [Текст ] // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №1. - с.60;
  • Заславская, О.В. Инновации в сфере обучения: объекты, субъекты моделирования, направления инновационного поиска. //Завуч.- 2008. - №2;
  • Молокостова, Л.А. Реализация инновационных образовательных программ как условие развития школы.[Текст] //Методист. - 2009. - №2. - с.42;
  • Самоорганизация инновационной деятельности. [Текст] .-М. :Эврика, 2004. -249с. (Библиотека культурно-образовательных инициатив);
  • Слободчиков, В.И. Инновационное образование: введение в проблему. [Текст] //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -  2008. -№6.

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев