Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМуниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №4" г.Людинова Калужской области, Людиново
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 20.08.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 14900
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
В данной публикации представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей на уроках исто...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания
 
 

Зиновкина Светлана Владимировна,

учитель истории и обществознания

МКОУ «Средняя общеобразовательная

школа №4» г.Людинова Калужской обл.

«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания»

Сегодня на историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить непреходящие духовные богатства, которые были накоплены человечеством за всю историю его развития, и понять взаимосвязь каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами.

Духовный человек – это человек, устремленный к ценностям добра, истины и красоты, умеющий и любящий трудиться, умеющий ориентироваться в сложном современном мире, нравственно сложившийся и эстетически просвещенный. И показатель качеств и характеристик духовного человека можно продолжать: гражданин и патриот России, хорошо знающий собственную культуру, свои истоки; добрый и отзывчивый, бережно относящийся к миру, окружающему его; тактичный; ведущий  здоровый образ жизни.

Достучаться до сердца и души сегодняшнего школьника становится все сложнее. Ещё К.Д.Ушинский предлагал воспитывать учащихся, используя народные национальные традиции. А где ещё можно изучать их, как не на уроках предметов гуманитарного цикла?

На уроках применяются самые различные формы работы с детьми. Так, при знакомстве с  историей войн, сражений учащиеся готовят сообщения, презентации используя дополнительные источники: справочную литературу, Интернет. А работая над сообщениями о жизни деятелей эпохи, понимают какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя жило в веках.

После каждой большой темы отводится один урок на изучение истории родного края в данный период. Этот материал особенно важен для нравственного воспитания детей, так как именно на нём школьники ощущают причастность наших земляков к развитию страны, узнают об их вкладе в процветание Отечества.

Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством. Однако критический анализ пережитого показывает: прошлое нельзя воспринимать в идиллическом свете. В жизни наших предков было немало негативного. Изучение истории помогает нам преодолеть то, что было отрицательного в прошлом.

При изучении истории сегодня, когда, например, вскрываются факты страшных преступлений сталинизма, возникает желание выступить в роли судьи. Но нужно удержать себя и учеников от стремления судить своих предков, на чью долю выпали войны, революции, террор. Нравственная задача учителя при этом – «перенести» школьников в изучаемую эпоху, добиться ее глубокого понимания.

Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные познавательные проблемные задания, эпиграфы,  которые даются в начале урока:

"Парижская коммуна:бунт или подвиг?"

"Петр I:кто он- злой гений или отец нации?"

 

Такие задания помогают активизировать мыслительную деятельность учащихся,  сопереживать  и сострадать – то, что необходимо на уроке.

Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа. Так, на уроке в 8 классе по теме «Восстание декабристов», чтобы правильно понять то, что произошло в декабрьский день 1825 года в Петербурге, нужно познакомиться с личностями героев, их социальным положением. Дети часто не могут понять, зачем богатейшим людям, которые имели фактически все, погибать, идти на каторгу, лишиться всего ради благополучия народа. Это яркий пример нравственного подвига настоящих патриотов России

Не стоит забывать о том, что и сейчас есть примеры, достойные подражания. Евгений Родионов был зверски казнен боевиками за то, что отказался снять нательный крест.

Одним из направлений деятельности учителя является внеклассная работа. Хотела бы остановиться на работе кружка «Патриот».

Свою работу ребята начали с того, что обратились к Председателю Совета ветеранов г.Людинова Власенковой Марии Матвеевне, которая помогла составить основные направления деятельности кружковцев, списки ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в микрорайоне. К сожалению, с каждым годом таких людей остается все меньше и меньше. Но ребята не забывают навещать их, слушать воспоминания о тех трагических и тяжелых временах. Особенно нравились ребятам рассказы Зои Федоровны Ящерицыной  (ныне покойной),  которая в годы войны была связной Людиновского партизанского отряда.

Уже традиционным в нашей школе стало совместное с ветеранами войны и труда  празднование Великой Победы. Еще задолго до 9 мая начинается подготовка к этому событию. Учащиеся школы готовят концерт для гостей, а ветераны рассказывают ребятам о своих воспоминаниях, о том, что происходило с ними в те годы.

Кружковцы на своих занятиях сами узнают много нового о событиях военной истории нашей страны, государственной символике, а затем разрабатывают классные часы, викторины для учащихся младших классов и учащихся среднего звена. Такие мероприятия всегда проходят интересно, вызывают интерес у малышей.

Считаем важным, чтобы школьники усвоили: их личное, семейное благополучие, достижение жизненных целей взаимосвязаны с готовностью к служению своему Отечеству, обществу и государству, в котором они живут.

 

Воспитание нравственности происходит разными путями. Один из таких путей – воспитание самой личностью учителя. В.О. Ключевский говорил, что надо любить то, что преподаёшь, и того, кому преподаёшь.

 

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев