Карточка публикации
Информация об авторе публикацииБОУ города Омска "Лицей№25", Омск
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 29.05.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 15823
Рейтинг публикации
1 оценок
Другие публикации автора
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Презентация. Развитие к...
Тьюторство-одна из современных педагогических технологий, но применяется она пока еще очень редко. П...
Тема 1 Металлы, класс 9, О.С Габриелян Урок 15 Железо. Строение атома, физические и химические ...
Тема 1 Металлы, класс 9, О.С Габриелян Урок 15 Железо. Строение атома, физические и химические ...
Тьюторское сопровождение учащихся в массовой школе
 
 

Тьюторское сопровождение

индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.

Тьютор – (анг. tutor) – исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

Тьютор – это функциональная единица, со своими целями и функциями работы, направленной на создание такой образовательной среды, в которой учащийся сможет: 1. сориентироваться в категориях будущего в профессиональном; 2.осознать свои способности и возможности;

3. построить индивидуальный способ социализации.

Индивидуальна образовательная траектория (план), индивидуальный образовательный маршрут – последовательность образов проекта, которые замысливает и реализует вместе со своим педагогом. Реализуется через собственный заказ ребенка на процесс обучения и воспитания. И дает ему возможность формирования той или иной стратегии продолжения его образования.

Цель тьюторского сопровождения

1.разработать индивидуальный образовательный план (маршрут) ребенка.

2.Обеспечить реализацию индивидуального образовательного маршрута, который в процессе реализации преобразовывается в индивидуальную образовательную траекторию.

3.Проанализировать итоги реализации индивидуального образовательного маршрута, откорректировать, с дальнейшим построением временных перспектив.

Функции тьютора

1.Определяет индивидуальные образовательные запросы ребенка и его родителей.

2.Координирует индивидуальные запросы и общественные ожидания (требования общества к уровню образования).

3.Формирует, совместно с ребенком, индивидуальные образовательные цели.

4.Определяет средства достижения этих целей.

5.Разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут и примерный график образовательной деятельности.

6.Определяет критерии оценивания эффективности (успешности) реализации образовательного маршрута.

 

7.Обсуждает итоги, в том числе и промежуточные, реализации индивидуального образовательного маршрута, их соответствие поставленным целям.

8.Формирует образовательные перспективы учащегося в соответствие с уточненными образовательными запросами.

Содержание работы тьютора

-установление партнерских отношений;

-подготовка необходимого и достаточного информационного поля об устройстве образовательного пространства ( курсы, кружки……);

- поддержка процессов самоопределения и самореализации учащихся;

-корректировка неадекватного самоопределения школьников;

- повышение образовательной мотивации;

-активизация творческой инициативы педагогов и учащихся.

Школьник + родители

1.Определяет свои интересы, желания.

2.Делает выбор.

3.Формирует индивидуальный заказ.

Школьник + тьютор

1.Учебная и внеурочная деятельность ориентируется на будущую профессиональную деятельность.

2.Формируется индивидуальная образовательная деятельность.

Рекомендации по введению тьюторства в школе

1.Не все дети должны быть «охвачены» тьюторской поддержкой, а только желающие и готовые что-то узнать сами, сопровождать можно только идущего.

2.Тьютором может быть тот. Кто не просто готов поддерживать школьников в разрешении интересующих его вопросов, но и вместе с ним включиться в поиск ответов.

3.Минимальное количество тьюторов в школе – три, хотя бы для того, чтобы у них была возможность обсуждать свой опыт, это должны быть люди, увлеченные этой идеей и готовые её развивать на практике.

 

Одним и наиболее часто обсуждаемых вопросов, связанных с образованием, является проблема результатов школьного образования. В последние годы на смену знаниевой парадигмы приходит компетентностный подход, готовность ребенка к самообразованию, достижению успеха в каком-либо направлении деятельности. Успешность ребенку обеспечивает наставник, тьютор,  способный выстроить индивидуальный образовательный маршрут.

Возможно ли построение индивидуального образовательного маршрута в массовой школе. Мы считаем что да. Механизм проектирования индивидуального образовательного маршрута не требует изменения учебного плана  и происходит за счет занятий в кружках, участия в проектной деятельности, конкурсах, олимпиадах при сохранении классно урочной системы. Исследуя проблему самореализации учащихся, мы пришли к выводу, что ребенку необходимо сопровождение в ситуации, когда он может сказать: хочу, но не знаю, как это сделать.

Индивидуальный образовательный маршрут   обучающегося

выстраивается через внеклассную работу, проектную деятельность и профориентационную работу. Учащихся могут, например, сопровождают три тьютора : тьютор проектной деятельности в области гуманитарного и технического направлений (в зависимости от профессиализации школы,  лицея, гимназии…), тьютор дополнительного образования и тьютор  профориентационной деятельности.  Прежде всего работа педагога – тьютора  начинается  с предоставления ориентационного поля учащегося. Практика показывает, что значимые ориентиры для учащихся 5-6 классов – это успешность во внеурочной деятельности. Их индивидуальный образовательный маршрут выстраивается из участия в различных телекоммуникационных проектах, творческих конкурсах. Учащиеся  7- 8 классов значимый ориентир видят  в учебной деятельности

значимые ориентиры

5-6 класс

Успешность во внеурочной деятельности

7-8 классы

Успех в учебной деятельности

9 класс

Осознанный выбор профиля

Тьютором  ведется журнал  консультаций, обратившихся учащихся,  который состоит из следующих граф: № , ФИО, рекомендации,  достигнутый   результат.

 

№/п

дата

ФИО учащегося

Значимые ориентиры

Ориентационное поле

рекомендации

результат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеурочная деятельность учащихся выстраивается через дополнительное образование – это кружки, клубы, коллективы (танцевальный), студии (театральная), проектная деятельность,  профориентационная работа.

 

Выбрать профиль обучения подростку предстоит в 9 классе  и это очень сложно из-за неустойчивости, неопределенности, изменчивости его профессиональных предпочтений. Можно провести анкетирование для выяснения нужна помощь при выборе профиля обучения ( тьютор профильного обучения), но инициатива должна исходить от ученика, а не от педагога.

Ориентационное поле для учащихся 9 классов – это поступление в выбранный Вуз или Суз. Значимые ориентиры – это конкретное учебное заведение и выбранная специальность.

 

Предпрофильное пространство

Ученик должен иметь возможность

 

Понять самого себя: МОГУ? ХОЧУ? НАДО?

Получить реальный опыт формирования индивидуального  плана

Подготовиться к поступлению в избранный профиль

Построение индивидуальной образовательной истории возможно только при умелом сопровождении проектирования индивидуального образовательного маршрута.

Тьюторское сопровождение по построению индивидуального образовательного маршрута ни только возможно, но и необходимо.

Помогая обучающему  в процессе самоопределения мы способствуем  развитию у учащегося  познавательного интереса,   навыков  постановки цели образовательной деятельности  и   поиска ресурсов для ее достижения,  формированию навыков  управления своей образовательной   историей  и профильным самоопределением.

Социальные изменения ставят личность в сложные психологические условия, связанные с процессом изменения общественного сознания. Это влияет на картину мотивации труда, оценку человеком собственного  образования, поэтому нужны дополнительные педагогические средства, направленные на то, чтобы на основании знаний и умений, полученные через различные виды деятельности в школе, учащиеся могли приобрести навыки самостоятельного действия и принятия решений в условиях выбора ряда альтернативных вариантов.

Пример.

Учащийся имеет оценку «3» по химии, желает поступить в медицинский Вуз. Преподаватель по химии предлагает оценить свои способности, участвуя в школьной олимпиаде по химии. Участие заканчивается провалом. Учащийся замыкается и не знает, что делать дальше.

Позиция тьютора «Хочешь, но не знаешь как?». Выстраиваем индивидуальный образовательный план (маршрут) достижения данной цели.

Тьютор готов обсуждать «какие используемые тобой средства познания эффективны» и проблемы «что и как надо менять в твоей деятельности».

Но тьютор не советует, не формирует, не наставляет.

В предварительной беседе -этап диагностики образовательной ситуации; фиксация первичного познавательного интереса. Потом работа совместного поиска (проектирование ИОМ, способ работы с материалом).

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Безик Ю.Б. написал(а) 3712 дней назад (нейтрально) 
     
    0

    Очень полезная статья, пригодится коллегам в работе!

     
       
     
     
    0 очков