"Ценность образования ярче всего проявляется тогда, когда образованные высказываются о вещах, которые лежат вне области их образования."

Карл Краус

 
Карточка публикации
Информация об авторе публикацииБОУ города Омска "Лицей№25", Омск
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 28.09.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 18541
Рейтинг публикации
6 оценок
Другие публикации автора
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Презентация. Развитие к...
Тьюторство-одна из современных педагогических технологий, но применяется она пока еще очень редко. П...
Тема 1 Металлы, класс 9, О.С Габриелян Урок 15 Железо. Строение атома, физические и химические ...
Тема 1 Металлы, класс 9, О.С Габриелян Урок 15 Железо. Строение атома, физические и химические ...
конспект урока с использованием ЭОР, Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества.
 
 

Плана-конспекта урока с использованием ЭОР

Быкова Светлана Витальевна

БОУ города Омска «Лицей № 25»

Учитель химии

Тема 1  Металлы,  класс 9,  О.С Габриелян

Урок 15

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества.  (Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, Москва, Дрофа, 2011)

Цель урока: формирование на основании положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева строения атома железа  представлений о физических и химических свойствах железа.

Знать:

-физический смысл: порядкового номера, номера периода, номера группы;

- взаимосвязь между строением и свойствами железа;

Уметь:

-характеризовать   элемент по его положению в  периодической системе химических элементов;

- объяснять физические и химические свойства металла на основе строения атома;

-составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства железа  в ионном и окислительно-восстановительном виде

 

 

 

 

Оборудование: металлическое железо, растворы серной и соляной кислот, магнит.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма организации деятельности учащихся: групповая.

Средства обучения:  лабораторное оборудование, коллекция «Железо», инструкционная карта, ТСО (компьютер, экран, проектор).

В связи с поставленными целями выбираются методы обучения:

 

Общий метод

(частично-поисковый)

Частный метод

(словесно-наглядно-практический с использованием ЭОР)

 

 

 

 

Конкретный метод

(объяснение с элементами беседы с использование ЭОР)

 

 

 

Методические приёмы

(лабораторные опыты в том числе используя ЭОР, катехизисный диалог, создание проблемной ситуации)

 

ВОПРОС и ОТВЕТ - мыслительная и языковая структура, которая опосредованно функционирует в основаниях всякой осмысленной человеческой деятельности. Человек разумный - это прежде всего человек вопрошающий и отвечающий…
Вопросно-ответная (катехизисная) форма изложения философских идей присуща древнегреческой философии...

www.terme.ru›Кемеров В. Философская энциклопедия. - М., 1998

 

 

 

 

Структура урока

Этапы урока

Основные дидактические

задачи

Формы организации деятельности учащихся

Методы обучения и приемы обучения

Средства обучения

Примерное время

1.Организационный

Психологический настрой учащихся  на урок

Фронтальная

Словесный

 

1 мин.

2. Актуализация

Организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке

Индивидуальная

Частично-поисковый

Листы с дифференцированными заданиями,

 

5 мин.

3. Целеполагание

Постановка цели урока и доведения её до сознания обучающихся

Фронтальная

Словесно-наглядный

ТСО (проектор, экран)

2 мин.

4. Изучение нового материала

Организовать деятельность обучающихся на усвоение новых знаний и способов деятельности

Групповая

Частично-поисковый

(словесно-наглядно-практический)

Инструкционная карта, реактивы и лабораторное оборудование, информация по железу, тетрадь.

25мин

5. Самоконтроль и взаимоконтроль

Выявление качества знаний,

установление причин недостатков,

обеспечение способностей к оценочным действиям

Групповая

(работа в парах)

Словесно-наглядно-практический

Карточки с

заданиями, компьютер

7 мин

6. Подведение итогов

Проверка степени усвоения знаний, выявление недостатков в их усвоении

Фронтальная

Словесно-наглядный;

поощрение обучающихся

Оценочный лист

3 мин

7. Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения заданий

Фронтальная

Словесно-наглядный

Учебник, доска

2 мин

 

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

 

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Строение и свойства железа

 

ФЦИОР

Модуль состоит из трёх кадров, на которых представлены текст, график, анимации, иллюстрирующие переход электронов, фотографии, уравнения реакций, видеоролики, слайдшоу. В том числе, ученику предлагается просмотреть и прослушать информацию о химических свойствах железа путем выбора активных зон в интерактивной схеме

http://fcior.edu.ru/card/7930/stroenie-i-svoystva-zheleza.html

 

 

2

Лабораторная работа “Химические свойства железа"

ФЦИОР

Модуль включает модели приборов и веществ, необходимых для взаимодействия железа с хлором и кислородом, инструкцию, указывающую порядок действий. Ученику предлагается внести нагретую стальную проволоку в стаканы, заполненные хлором и кислородом, сфотографировать результаты взаимодействия и записать наблюдения в лабораторный журнал путем ввода с клавиатуры уравнений химических реакций и выводов

http://fcior.edu.ru/card/9954/laboratornaya-rabota-himicheskie-svoystva-zheleza.html

3

Тесты по теме "Железо"

ФЦИОР

Модуль включает 10 тестовых вопросов. В том числе ученик может составить уравнение окислительно-восстановительной реакции, используя символы химических элементов, коэффициенты, индексы, составить электронную формулу внешнего и предвнешнего электронных уровней атома железа, соотнести названия железных руд с их формулами, закончить предложение путём переноса варианта ответа на соответствующую позицию.

http://fcior.edu.ru/card/12906/testy-po-teme-zhelezo.html

4

 

Тренажер "Свойства железа"

ФЦИОР

Модуль включает задание, в котором нужно определить с какими из предложенных веществ будет реагировать железо, перетащив формулы реагентов в активную зону, а затем в поле для ввода записать формулы продуктов реакций.

http://fcior.edu.ru/card/898/trenazher-svoystva-zheleza.html

 

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Железо

 

 

ЕК ЦОР

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f29-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch09_14_03.jpg

2

Взаимодействие железа с кислородом

 

ЕК ЦОР

видео

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f2d-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x11_056.wmv

3

Строение атома железа

 

ЕК ЦОР

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f28-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch09_14_01.swf

4

Уравнения реакций железа с простыми и сложными веществами

 

ЕК ЦОР

интерактив, задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f2c-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x9_178.swf

Структура урока с использованием ЭОР в соответствии с этапами урока

(урок на 2 учебных часа)

Этапы урока

Основные дидактические

задачи

Формы организации деятельности учащихся

Методы обучения и приемы обучения

Средства обучения

Примерное время

1.Организационный

Психологический настрой учащихся  на урок

Фронтальная

Словесный

 

2 мин.

2. Актуализация

Организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке

Групповая

Частично-поисковый

Карточки с  заданиями

 

10 мин.

3. Целеполагание

Постановка цели урока и доведения её до сознания обучающихся

Фронтальная

Словесно-наглядный

ТСО (проектор, экран)

4 мин.

4. Изучение нового материала

 

 

 

Слайд 1 строение атома

 

 

либо (иллюстрация строение атома)

 

 

 

Слайд 2

Лабораторная работа “Химические свойства железа"

 

Взаимодействие железа с кислородом

 

 

 

Организовать деятельность обучающихся на усвоение новых знаний и способов деятельности

Групповая

Частично-поисковый

(словесно-наглядно-практическийс использованием ЭОР)

Инструкционная карта, реактивы и лабораторное оборудование, информация по железу, тетрадь.

 

 

http://fcior.edu.ru/card/7930/stroenie-i-svoystva-zheleza.html (ФЦИОР)

 

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f28-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch09_14_01.swf (ЕК ЦОР)

 

 

http://fcior.edu.ru/card/9954/laboratornaya-rabota-himicheskie-svoystva-zheleza.html (ФЦИОР)

 

 

 

 

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f2d-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x11_056.wmv (ЕК ЦОР  видео)

 

 

 

45 мин

5. Самоконтроль и взаимоконтроль

 

 

 

 

 

 

Тесты по теме «Железо»

 

Тренажер "Свойства железа"

 

 

Проверочное задание «Уравнения реакций железа с простыми и сложными веществами»

Выявление качества знаний,

установление причин недостатков,

обеспечение способностей к оценочным действиям

Групповая

(работа в парах)

Словесно-наглядно-практический

Компьютер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://fcior.edu.ru/card/12906/testy-po-teme-zhelezo.html (ФЦИОР)

 

 

http://fcior.edu.ru/card/898/trenazher-svoystva-zheleza.html (ФЦИОР)

 

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f2c-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x9_178.swf

(ЕК ЦОР)

20 мин

6. Подведение итогов

Проверка степени усвоения знаний, выявление недостатков в их усвоении

Фронтальная

Словесно-наглядный;

поощрение обучающихся

Оценочный лист

7 мин

7. Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения заданий

Фронтальная

Словесно-наглядный

Учебник, доска

2 мин

Ход урок

1.Огранизационный момент

2.Актуализация знаний (стадия вызова)

Сегодня ребята, мы продолжим путешествие по удивительному миру металлов. Для того, чтобы двигаться дальше, я предлагаю вам выполнить стартовое задание.

Каждой группе карточка:

1.Составить синквейн «Металлы»

2.Пояснить физический смысл порядкового номера

3.Пояснить физический смысл номера периода

4. Пояснить физический смысл номера группы

Сегодня мы будем говорить о металле, который:

Я известен с давних пор и имею спрос,

Опусти меня в раствор – медный купорос.

Изменить хочу я соль, ну-ка, выйди, соизволь!

Удивительный момент: стал другим раствор!

Вытесняю элемент, не вступая в спор.

На меня взгляни, ответь. Начинаю я ржаветь.

- Какой это металл? (Железо)

Тема урока «Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества» .

Подумайте и скажите, каким образом тема нашего урока связана с такими науками как: история, физика, география, биология и химии?

Прием «толстые и тонкие вопросы»

Вопросы записываются перед лекцией или экспериментом и помогают анализировать их содержание. Анализируя демонстрационный эксперимент, ученики выбирают для себя посильные вопросы, на которые затем отвечают.

Тонкие (требуют воспроизведение знания материала)

Толстые (вопросы проблемные)

1.С какими простыми веществами взаимодействует железо?

1.Обоснуйте, на чем основано взаимодействие железа с простыми веществами?

2.Как доказать наличие трехвалентного железа?

2.Предположите, что произойдет с двухвалентным железом, если оставить его гидрооксид на воздухе?

3.Какими  физическими свойствами обладает  железо?

3.Предположите, исходя из строения атома, какими физическими свойствами обладает железо?

 

 

 

3.Изучение нового материал

Железо и его соединения.

Страничка 1 - “Визитка химического элемента”.

Составьте схемы строения атома железа, расположения электронов по орбиталям, укажите возможные степени окисления  железа в соединениях.

Используем ЭОР http://fcior.edu.ru/card/7930/stroenie-i-svoystva-zheleza.html (ФЦИОР)

Либо http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f28-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch09_14_01.swf (ЕК ЦОР)

 

Страничка 2 - Историческая.

Почему на некоторых древних языках железо именуется небесным  камнем?

Страница 3 –Геологическая.

Рассмотрите коллекцию природных соединений железа, запишите их химические формулы.

Страничка 4 –Физическая

Выберите те физические свойства, которые  не относятся к железу : легкий, тяжелый, пластичный, обладает магнитными свойствами, проводит электрический ток, хрупкий,  имеет аллотропные модификации.

Составьте синквейн к теме «Железо»

Порядок написания синквейна:
Первая строка- одно ключевое слово, определяюще содержание синквейна.
Вторая строка- два прилогательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока- три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка- короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка- одно слово,обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связаные с данным понятием.

Страничка 5 – Химическая

опыты

Прием «толстые и тонкие вопросы»

Вопросы записываются перед лекцией или экспериментом и помогают анализировать их содержание. Анализируя демонстрационный эксперимент, ученики выбирают для себя посильные вопросы, на которые затем отвечают.

Тонкие (требуют воспроизведение знания материала)

Толстые (вопросы проблемные)

1.С какими простыми веществами взаимодействует железо?

1.Обоснуйте, на чем основано взаимодействие железа с простыми веществами?

2.Как доказать наличие трехвалентного железа?

2.Предположите, что произойдет с двухвалентным железом, если оставить его гидрооксид на воздухе?

3.Какими  физическими свойствами обладает  железо?

3.Предположите, исходя из строения атома, какими физическими свойствами обладает железо?

Используем ЭОР  Лабораторная работа “Химические свойства железа"

http://fcior.edu.ru/card/9954/laboratornaya-rabota-himicheskie-svoystva-zheleza.html (ФЦИОР)

Взаимодействие железа с кислородом

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f2d-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x11_056.wmv (ЕК ЦОР  видео)

Делаем опыты, используя лабораторное оборудование: взаимодействие железа с сульфатом меди и с раствором соляной кислоты. Записываем  комментируя и подбирая коэффициенты с помощью ОВ реакций.

 

Страничка 6 - Биологическая

В каких продуктах содержится больше всего железа? Презентация, подготовленная обучающимися.

Страничка 7 - Литературная

Что в наших силах сделать по охране родного края? Как могут использоваться “тросов шмотки”,  “железки”? Сообщения обучающихся.

отрывок из «Поэмы о периодическом законе» В.Половняк.

Громоподобные раскаты 
И в небе раскаленный след:
На землю огненный камень падал 
И ужасался человек. 
Но редким был подарок с неба 
Им  лишь счастливец обладал: 
Топор был выкован железный, 
Сверкает лезвием кинжал.
Вот длинный ряд тысячелетий 
Проходит в поисках, в борьбе, 
И наступает век железный 
Кровавый беспокойный век.
Он начинался резким звоном 
Жестоко скрещенных мечей
Потоком многомиллионным 
Обрушил бомбы на людей. 
Железо в космосе, на звездах, 
Железа много на Земле 
Железо образует горы 
Гора Магнитка, например.
Железо - труженик, строитель, 
Станки, заводы, корабли 
Ведь от иголки до машины 
Все из железа состоит. 
Железо в почве, в селезенке,
В любом растении, в крови... 
В составе всех эритроцитов
Чудеснейший гемоглобин!
Таинственны земные недра,
Но физики убеждены: 
Почти из чистого железа 
Ядро земное состоит. 
И верим мы, что век железа
Не станет веком роковым, 
И дело мира неизбежно 
Мрак на планете победит.

Страничка 7 Занимательно и познавательно

Презентация обучающихся

4.Самоконтроль и взаимоконтроль (работа в группах по 2)

Используя ЭОР по вариантам

Вариант 1

Тесты по теме «Железо»

http://fcior.edu.ru/card/12906/testy-po-teme-zhelezo.html (ФЦИОР)

Вариант 2

Тренажер "Свойства железа"

http://fcior.edu.ru/card/898/trenazher-svoystva-zheleza.html (ФЦИОР)

Вариант 3

Проверочное задание «Уравнения реакций железа с простыми и сложными веществами» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f2c-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x9_178.swf

(ЕК ЦОР)

Обучающиеся могут прорешать несколько заданий.

5.Рефлексия

4. «Перепутанные логические цепочки»

На доске или слайде записаны верные и неправильные цитаты. Обучающиеся должны прочитать и поставить «+» там, где они считают, что высказывание верное, и знак «-« там, где неверное. Правильность проверяется после изучения нового материала.

- Железо обладает свойствами Немет;

-Железо может быть по агрегатному состоянию твердым, жидким и газообразным;

-Железо не проводит тепло;

-Железо проводит электрический ток;

-Железо является элементом побочной подгруппы;

-Железо взаимодействует с растворами кислот;

-Железо не взаимодействует с концентрированными кислотами;

- Большинство изделий, начиная от швейной иглы и кончая космическими аппаратами, не может быть изготовлено без применения железа;

- Железо — это основа современной техники и сельскохозяйственного машиностроения, транспорта и средств связи, космических кораблей и вообще всей современной цивилизации.

Ответьте на вопросы в таблице «Вопросы к ученику» (Приложение 1).

6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

1.Комментирование выставление оценок в оценочный лист (Приложение 2).

2.Домашнее задание: § 14, упражнение 1, 5 (учебник О.С.Габриелян)

 

 

 

 

Приложение 1

Вопросы к ученику

Дата___________________Класс______________________

Постарайся точно вспомнить то, что слышал на уроке и ответь на поставленные вопросы:

№ п/п

Вопросы

Ответы

1

Какова была тема урока?

 

 

 

2

Какая цель стояла перед тобой на уроке?

 

 

3

Как вы думаете, вы справились с поставленной целью?

 

 

4

Как работали на уроке твои одноклассники?

 

 

5

Как работал ты на уроке?

 

 

 

6

Как ты думаешь, ты справишься с домашним заданием, полученном на

уроке?

 

 

 

 

Приложение 2

Оценочный лист

Фамилия, имя______________________

 

  1. Работа в группах:

За активное участие в работе группы (оценивается группой коллективно для каждого участника) – 4 балла.

 

  1. Закрепление:

За каждое, правильно написанное, уравнение – 1,5 балла.

 

 

Критерии оценивания:

14 – 16 баллов оценка «5»

10 – 13 баллов оценка «4»

7 – 9 баллов оценка «3»

Менее 7 баллов «незачёт»

 

 

 

 

 

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Безик Ю.Б. написал(а) 3543 дней назад (нейтрально) 
     
    0

    Уважаемая Светлана Витальевна! Очень подробный, методически правильный пример  разработки урока. Думаю,наши коллеги поспешат им восппользоваться! Спасибо!

     
       
     
     
    0 очков