Карточка публикации
Информация об авторе публикацииБаганский Дом детского творчества, с.Баган, Новосибирская область
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 31.01.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 32700
Рейтинг публикации
3 оценок
Другие публикации автора
Программа "Бумажная сказка", предназначена для детей 7-8 лет и рассчитана на 1 год обучения....
Программа по оригами
 
 

Муниципальное  образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Баганский Дом детского творчества

 

 

Рассмотрена и одобрена                                                     Утверждаю Директор

                                                                                                    БаганскогоДДТ    

На заседании педагогического

Совета ДДТ  

 

 

 

 

 

Дополнительная образовательная программа

«Бумажная сказка»

для детей 7-8 лет

одногодичный  курс обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Тукка Елена Андреевна

                                                                  педагог дополнительного образования

                                                                 первой квалификационнной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Баган

 2011

 

Пояснительная записка

 

Программа дополнительного образования «Бумажная сказка» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.

 Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

 

Значение оригами для развития ребенка

 Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

 Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

 Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

 Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

 Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.

Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

 Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

 

Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.

 Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.

 Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению детьми знаний, полученных на уроках труда, рисования, природоведения.

 

Цель программы:

 –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами работы с различными видами бумаги, через изучение художественного способа конструирования .

 

 

Создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

 Задачи программы:

 

 Обучающие

 Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

 Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

 Обучение различным приемам работы с бумагой.

 Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

 

 Развивающие:

 Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

 Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

 Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

 

 Воспитательные:

Воспитание интереса к искусству оригами.

Расширение коммуникативных способностей детей.

Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

 

Отличительные особенности данной программы

 

 В отличие от уже существующих программ, рассчитанных на обучение детей дошкольного возраста (авторы - Пудова В.П., Богатеева З.А.) и программы годичного обучения оригами в школе (автор – Афонькин С.Ю.), разработанная мною программа рассчитана на детей в возрасте 8-9 лет должна реализовываться в условиях дополнительного образования и она включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

   В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

   Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы я использую аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

 

Организационные принципы

 

 Программа «Бумажная сказка» адресована учащимся школы «Гармония», Баганского Дома детского творчества  рассчитана на 1 год обучения. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.

 Занятия проводятся один  раз в неделю  по 1 часу.   В год 34 часа.

 

Формы и методы обучения

 

В процессе занятий используются различные формы :

 традиционные, комбинированные и практические занятия;  игры,  конкурсы, соревнования и другие.

 А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

 - исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

• и другие.

 

 Ожидаемые результаты

 В результате обучения по данной программе учащиеся должны

 Знать:

  -различные приемы работы с бумагой;

  -основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

 – научатся следовать устным инструкциям.

Уметь:

-читать и зарисовывать схемы изделий;

- создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

 –  создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

 – разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;

 художественный вкус, творческие способности и фантазию.

 

 – познакомятся с искусством оригами;

 – овладеют навыками культуры труда;

 – улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

 

Способы фиксации результатов

 • Проведение аттестации учащихся

 в начале, середине и конце года

 • Составление диагностической карты

 «Оценка результатов освоения программы».

 

Формы подведения итогов реализации

 дополнительной образовательной программы

 • Составление альбома лучших работ.

 • Проведение выставок работ учащихся в Доме творчества.  

 

Уровни отслеживания результативности

реализации образовательной программы «Бумажная сказка »

 

Допустимый  уровень(1-1,5) –воспитанник

не знает правила работы с ножницами, правила изготовления поделок.

Не умеет ориентироваться на листе бумаги, выполнять основные сгибы.

Достаточный  уровень (1.6-2.3)- воспитанник знает правила работы с ножницами и бумагой, правила изготовления поделок, ноне достаточно хорошо умеет ориентироваться на листе бумаги и выполнять основные сгибы.

Оптимальный  уровень (2.4-3)- воспитанник знает правила работы с ножницами и бумагой, правила изготовления поделок,  достаточно хорошо умеет ориентироваться на листе бумаги и выполнять основные сгибы, владеет творческими приёмами оформления поделки.

 

Прогнозируемый результат.

 

К концу учебного года воспитанники должны

знать:

Базовые понятия оригами (воспринимается понятие «базовая форма «такая то»», транслируется в последовательность практических действий и исполняется), специальных обозначений, умение их применять (транслируются знаки, обозначающие операции, необходимые для осуществления действия), основные математические термины.

Уметь:

читать схемы, складывать простейшие фигурки самостоятельно.

         Формируется внутренняя мотивация и устойчивый интерес, воспитанники выходят на уровень творческой активности и самостоятельности. На уровне результата деятельности ребенок способен к сложному конструированию, владеет навыками совершения пространственных преобразований, способен к созданию творческого продукта, ориентируются в начальных математических понятиях. На уровне личности ребенок открыт в общении, имеет развитую мотивацию к творческому труду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименование базовых тем

Теория

Практика

Всего

1. Вводное занятие.

0,5

0,5

1

2. Базовая форма «Треугольник».

1

1

2

3. Базовая форма «Книжка».

1

1

2

4. Базовая форма «Дверь».

1

1

2

5. Базовая форма «Воздушный змей».

1

1

2

6. Базовая форма «Блин».

1

1

2

7. Маски.

1

1

2

8. Новогодние украшения.

1,5

1,5

3

9. Цветы из гофрированной бумаги

1

1

2

10. Техника «Рваная бумага».

1

1

2

11. Базовая форма «Водяная бомбочка».

1

1

2

12.Базовая форма «Птица»

1,5

1,5

3

13. Базовые формы «Квадрат, прямоугольник, треугольник».

2

2

4

14. Собери сам.

2

2

4

15. Итоговое занятие.

     0,5

0,5

1

Итого:

17

17

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  

  1. Вводное занятие.

Знакомство с правилами поведения в объединении, в Доме творчества.

Техника безопасности.

  1. Базовая  форма «Треугольник»

Квадрат складывается по диагонали (складка «долина»)

Изготовления высокого шлема и каркающей вороны.

  1. Базовая форма «Книжка»

Квадрат складывается  пополам (складка «долина»)

На основе данной базовой формы изготавливается коробка из квадрата и обыгрываются все способы её применения, а так же столовые салфетки

  1. Базовая форма «Дверь»

        Боковые стороны квадрата складываются к середине.

       Изготовления  композиции из цветочков.

       Лодка-плоскодонка.

  1. Базовая форма «Воздушный змей»

Складывание боковых сторон по диагонали от одного угла.

-композиция «На озере»-аппликация из цветной бумаги, лебеди и уточки-фигурки в техники оригами.

-композиция «Зайцы на прогулке» -аппликация деревья и цветы, зайцы большие и маленькие фигурки в техники оригами

  1. Базовая форма «Блин»

По двум диагоналям  углы складываются к центру.

- менажница

- лошадка

  1. Маски 

Изготовление  масок животных из цветного картона. Снятие схем и перенос их на картон, вырезание и склеивание.

- собачка

- кошечка

  1. Новогодние украшения.

Изготовления поделок для украшения ёлки, зала, кабинетов.

- звёзды, гирлянды

- кусудама

- двойные снежинки

  1. Цветы из гофрированной бумаги

Знакомство с техникой работы с гофрированной бумагой, изготовление цветов, вазы для цветов.

  1. Техника «Рванная бумага»

Знакомство с техникой, изготовление ёжика и совы

  1. Базовая форма «Водяная бомбочка»

-надувной заяц

-надувная рыбка

  1. Базовая форма «Птица»

Журавль, машущий крылья

-композиция из журавликов

13.  Базовая форма «Квадрат, прямоугольник, треугольник»

 Изготовление цветов - тюльпаны, ирисы; вазы; составление композиции.

Композиция «На пруду».

14.  Собери сам.

Складывание фигурок по схемам самостоятельно: барсук, лиса, куклы, рыбка.

15.  Итоговое  занятие

-тестирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы

 

Учебно-методические пособия

 

  • Выставочные образцы:

а) фигурки, выполненные в стиле «оригами».

б) коллективные работы.

  • Альбом с фотографиями игрушек, выполненных воспитанниками.

 

 

Материалы и инструменты

 

  • Бумага (белая, цветная).
  • Цветной картон.
  • Клей.
  • Фломастеры.
  • Цветные карандаши.
  • Ножницы.

Требования к проведению занятий:

  • последовательность действий, направленных на изготовление изделия, должна быть лаконичной (изделие нужно успеть сделать на протяжении учебного часа);
  • визуальное сопровождение алгоритма складывания должно быть доступным для того, кто читает схему, и для того, кому предстоит её изобразить (для педагога) на доске при помощи мела (или других средств).
  • предполагаемый результат должен увлечь ребенка по дороге, ведущей к цели, а также «зарядить» его желанием достигнуть цели и продолжить занятия.

 

 

 

Программа реализуется при соблюдении следующих условий:

  • Использование эффективных форм работы (проведение мини выставок, оформление коллективных работ)
  • сочетание разных форм занятий (дети могут конструировать, решать задачи, составлять кроссворды, «осваивать» поделку  в игре и др.);
  • содержание материала имеет занимательную форму, развивающая ситуация носит характер проблемной ситуации;
  • совместный характер деятельности, полнота «проживания-переживания»;
  • используется активизирующая детей форма соревнования;
  • осуществляются выходы в другие предметные циклы;
  • занятия организованы в диалоговой форме и др.;
  • включены формы, способствующие усилению мотивации (экспозиции, экскурсии, конкурсы и праздники, участие в выставках );
  • инициируется творческая активность. Оказывается должное внимание к попыткам ребенка формировать свои подходы к процессу моделирования.

В технологию включается следующий комплекс методов и приемов:

  • педагогическое наблюдение;
  • оценка работ творческой деятельности учащихся;
  • беседы, опросы;
  • привлечение родителей к совместной работе с детьми;
  • насыщение развивающей среды геометрическими образами;
  • включение терминологических средств математики;
  • использование диалоговой формы проведения занятий;
  • применение «базовых форм»;
  • применение стихотворных, сказочных и других форм для целостного сценария действий;
  • стимулирование творчества с помощью тематических занятий;
  • обновление содержания программы.

 

 

Методико-дидактическое оснащение

 

 

Выставочные образцы

Литература

Альбом с фотографиями

Фигурки, выполненные в стиле «Оригами»

+

+

+

Композиции

+

+

+

Теоретический материал об оригами

-

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Методическое обеспечение программы

 Учебно-методический комплекс

I. Учебные и методические пособия:

 • Научная, специальная, методическая литература

 (См. список литературы).

II. Материалы из опыта работы педагога:

Дидактические материалы:

 • Инструкционные карты и схемы базовых форм оригам

 • Схемы создания изделий оригами (размноженные на ксероксе).

 • Образцы изделий.

 • Альбом лучших работ детей.

 • Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.

Методические разработки:

 • Интернет сайт www.origami-school.narod.ru

– Этикет за праздничным столом (для урока «Оригами на праздничном столе»).

 – «Цветочные композиции» (по материалам сайта Омского центра оригами).

 – «Бумажный сад оригами» (по материалам сайта Московского центра оригами).

 – «Путешествие по стране оригами» (по материалам сайта «Travel to Oriland»).

Конспекты открытых занятий:

 • Вводное занятие по оригами

 • Итоговое занятие «Оригами на праздничном столе»

 

Исследовательская деятельность:

 • Разработка методики диагностики развития индивидуальности ребёнка. Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев