Карточка публикации
Информация об авторе публикациигимназия № 5 г. Морозовска, Морозовск Ростовская область
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 16.11.2011
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 21809
Рейтинг публикации
5 оценок
Другие публикации автора
Для формирования коммуникативной компетенции необходимо создание специальных условий общения, особ...
Данный урок риторики знакомит учащихся со значением слов СПОР, ДИСКУССИЯ, правилами поведения во вре...
Интегрированное внеклассное мероприятие по риторике и русскому языку в 11-х классах. ...
Урок письма формирует навыки написания письма, культуру общения; развивает письменную речь учащихс...
Урок риторики в 7 классе "Учимся спорить"
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Учимся спорить»

 

Урок риторики в 7 классе

 

 

 

 

 

Выполнила

Матвеева Ольга Ивановна

учитель риторики

МБОУ гимназии №5

 г. Морозовска   Ростовской области

 

 

 

 

 

 

                                                              2011г

 

 

 

 

Цели:

  1. Повторить уже известные детям правила речевого этикета.
  2. Познакомить с правилами поведения во время спора, дискуссии.
  3. Учить дискутировать.

 

 

Спор – не ссора,

бойся ложного задора!

(Пословица)

 

В споре побеждает не тот,

кто горячится,

а тот, кто думает.

                                                                                                                          

                                                                                            (Народная мудрость)

 

 

                                                 Ход урока

 

  1. 1.     Вступительное слово учителя.

Сегодня мы узнаем, что ЗНАЧИТ СПОРИТЬ ПО ПРАВИЛАМ. Вы, наверное, удивитесь, ведь вам не раз приходилось оказываться в ситуации спора и вы не предполагали, что есть определенные этикетные правила поведения в такой ситуации.

 

 2. Знакомство с правилами поведения во время спора, дискуссии.

- Как вы понимаете значение слов СПОР, ДИСКУССИЯ? Найдите в словаре. (Словесное обсуждение какого-либо вопроса, в котором каждый отстаивает своё мнение).

-Как вы думаете, зачем люди спорят, дискутируют друг с другом? Может быть для того, чтобы поссориться?

-Чем отличается ссора от дискуссии, спора? Найдите в словаре.  (Ссора – состояние взаимной вражды, перебранка).

- О том, что существуют этикетные правила ведения спора, по-видимому, не знали ребята из рассказа С. Иванова «Спор про вежливость». Давайте посмотрим сценку

 

«СПОР ПРО ВЕЖЛИВОСТЬ».

 

После полдника у нас был разговор про вежливость.

-         Вот, например, если я сижу в автобусе, - закричала Лиза Петрова, - а входит старушка, я ей сразу место уступаю!

-         Это каждый дурак знает! – закричал Оганес Суприкян. – А ещё надо сказать: «садитесь, пожалуйста!» Поняла, ворона?

-         Ты что, с приветом? – закричал Дима Ковалёв. – Надо сказать этой старушке: «Будьте добры, садитесь, пожалуйста». Понятно? А так она и не захочет садиться на твоё дурацкое место!

-         Да пока ты будешь говорить свои длинные ослиные речи, старушка, может быть, вообще вылезет из автобуса!

-         Не беспокойся! Старушка не такая попрыгунья. Сам скачет, а на других сваливает.

Спорили – спорили. И без конца по разговору «пробегали» то осел, то козёл, то ворона, то баран.

 

 

-         Как вы поняли, ребята перешли от спора к ссоре. Почему это произошло? Давайте обсудим вместе.

-         О чем спорили дети? (О том, как должен вести себя в автобусе вежливый человек).

-         Можно ли назвать этих ребят вежливыми? Какие ошибки они допустили во время спора? Каким тоном они разговаривали друг с другом? Как обращались друг к другу? Умеют ли эти дети спорить? На что больше похож их разговор: на спор или на ссору?

-         Говорят, что в споре рождается истина. Может ли истина родиться в таком споре?

-         Какое правило для спорящих  можно вывести из этого разговора?

«Веди спор достойно: будь спокоен, вежлив, уважай чужое мнение».

-         Вежливый человек во время спора не обидит, а тем более не оскорбит другого.

    Чтобы высказать свою точку зрения и не обидеть собеседника,   употребляют  специальные слова и обороты речи.

-         Прочитайте обороты речи, записанные на слайде. Выберите только те из них, которые вежливый человек может использовать во время дискуссии:

Я думаю, что ты прав (не прав)… Ты говоришь чепуху… Мне кажется, что ты ошибаешься… Ты думаешь, когда говоришь?… Ну что ты говоришь?… Я согласен (не согласен) с тобой… Ты что, с приветом?… Извини, я не могу с тобой согласиться… Давай подумаем вместе… Это каждый дурак знает!…

 - Но самая главная причина речевой неудачи ребят заключается в том, что они, как сказали бы раньше, - СПОРЯТ ПО ПУСТЯКАМ, т.е. без ПРИЧИНЫ. 

 Ведь очевидно, что вежливый человек всегда уступит место в автобусе тем, кому    это нужно больше.

 

3. Знакомство с правилами ведения спора.

- Давайте не будем уподобляться этим незадачливым спорщикам и познакомимся  с секретами талантливого спора.

-         Известный философ Сократ ввел для своих учеников специальные уроки, которые он назвал «Уроками эристики», т.е. уроками «праведного», честного спора, который строился как диалог – уважительный и доказательный.

Были определены и основные правила ведения такого диалога-спора. Вот некоторые из них (правила вывешиваются на доску последовательно).

-     НЕ СПОРЬ ПО ПУСТЯКАМ, т.е. БЕЗ ПРИЧИНЫ

-         ПОМНИ ВСЕГДА,  О ЧЁМ СПОРИШЬ, т.е. О  ПРЕДМЕТЕ СПОРА.

-         ИМЕЙ ВСЕГДА В СПОРЕ ПРИМЕРЫ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.

-         ВЕДИ СПОР ДОСТОЙНО: БУДЬ СПОКОЕН, ВЕЖЛИВ, УВАЖАЙ ЧУЖОЕ МНЕНИЕ.

 

4. Упражнения в ведении диалога.

 - Выберите из предложенных ниже такие положения для спора, где есть основание, причина – ПРЕДМЕТ СПОРА. (2, 4)

 

Осенью часто идёт дождь.

Телевидение скоро окончательно заменит газеты и книги.

В морях вода имеет соленый вкус.

Это обидное слово – кличка..

 

- Почему вы не выбрали 1и 3 предложение? (они не имеют основания для спора).

Обоснуйте свой выбор. Сделайте это грамотно, используя обороты «мне кажется»,

«по моему мнению».

Например, вы можете начать так: «Мне кажется, что это положение не имеет основания для обсуждения, потому что в нём  высказываются бесспорные истины. Подумайте сами, ведь никто не будет спорить, что…»

 

- Среди положений, выбранных вами для спора, найдите такие, которые вызывают ваш интерес и которые вы бы хотели обсудить в диалоге-споре с друзьями.

1)     Запишите выбранный ПРЕДМЕТ СПОРА. Определите ваше отношение к предмету спора.

2)      В течение 5 минут запишите ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, которые вы могли бы привести, отстаивая своё мнение. Используйте выражения: «во-первых, потому что…», «во-вторых, потому что…» и т.д.

3)      Спор не всегда строится как безобидное обсуждение проблемы. В ситуации спора нередко возникают «острые углы»: противники высказывают разные мнения на один и тот же предмет спора. В этом случае важно не «сердито» оспаривать и перебивать, а спокойно выслушать своего оппонента и отметить то, в чем ты можешь с ним согласиться, а в чем нет. ВЕДИ СПОР ДОСТОЙНО.

Дети пробуют свои силы в ведении диалога-спора.

 

5.     Решение проблемы «Как не допустить ссоры».

-         Всем известно, что чаще всего мы понимаем, что возникает спор, по тому, как меняется тон речи собеседников. Что происходит с голосом спорящих? Важно добиться не повышения тона (спорить нужно без крика), а выбора нужного тона (вопроса, утверждения).

 

6.      Итог урока.

-         Какие правила речевого этикета вы сегодня узнали?

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Тореева В.И. написал(а) 2718 дней назад (позитивно) 
     
    1

    Очень продуктивный урок: обучающий, воспитывающий, развивающий. Спасибо.

     
       
     
     
    0 очков