"Ценность образования ярче всего проявляется тогда, когда образованные высказываются о вещах, которые лежат вне области их образования."

Карл Краус

 
Карточка публикации
Информация об авторе публикацииФГБУК "ВЦХТ" http://metodlaboratoria.vcht.center/, Москва
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 07.11.2011
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 30741
Рейтинг публикации
3 оценок
Другие публикации автора
В информационно-методической сети ЦХО МГДД(Ю)Т публикуются фрагменты ОП и методические материалы пед...
Из образовательных программ педагогов лаборатории искусства звучащего слова МГДД(Ю)Т
 
 
Вячеслав Александрович Юркин
Из образовательной программы В. А. Юркина "Риторика":

Оратор... старается не только убедить разум,
но особенно хочет действовать на волю.
Убеждение рассудка служит ему средством к достижению цели,
– к сильнейшему воспламенению страстей.
А. Ф. Мерзляков

Программа имеет художественно-эстетическую направленность.  Программа составлена в соответствии с программой «Риторика» доктора педагогических наук,  профессора А.К. Михальской, 2001г.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
1.Необходимость дополнительного обучения риторике и ораторскому искусству вызвано решением задач развития у ребёнка коммуникативных навыков, что является для него чрезвычайно важным периодом социализации в обществе. Такие задачи позволяют рассматривать предмет риторики не только как искусство профессионально публичного выступления, но и как инструмент формирования социально важных умений подростков и юношества, необходимых им в повседневной жизни.
С одной стороны, большинство современных людей нуждается в обучении мастерству красноречия, а, с другой стороны, у многих сформировано отношение к риторике и ораторскому искусству, скорее, как краснобайству, что компрометирует его, сводя к умению с помощью пус¬тых фраз, скрыть суть дела, увести от истины. Фактически, риторику понимают как ис¬кусство публичного выступления, необходимое оратору, представляющее интерес только для тех, кто нуждается в нем профессионально.
2.Сегодня снижение уровня речевой культуры в нашем обществе очевидно всем. Причин много, но наша задача – помочь обучащимся овладеть определенной культурой речи и использовать в полной мере красоту и богатство родного языка.
Каждый из нас сталкивался с крайне низким качеством речевой культуры не только в жизни, но и в СМИ: радио, телевидении, а также  при просмотре фильмов, на концерте или в театре. Причин у этого явления много. Это связано как с общим низким уровнем культуры, так и с снижением контроля над речевой культурой детей и подростков в образовательных учреждениях, чему в значительной мере способствует тестовая система образования, уменьшение количества устных экзаменов и недостаточное количество времени для закрепления материала в форме бесед на уроках.  
Актуальность программы состоит в том, что она позволяет развить у детей стройность мыслительного процесса, повысить уровень смысловой насыщенности и глубины речи, развить навыки работы с аудиторией. Эти навыки  помогут адаптироваться и социализироваться ребенку в условиях современной жизни, которая определяется развитием его интеллектуальных и социальных навыков, в первую очередь, в умении правильно выражать свою мысль, общаться с другими людьми. Обладание навыками ораторского искусства наполняет речь говорящего, привлекает вни¬мание слушающего, эмоционально насыщает речь, развивает у ребенка умение к пробуждению у собеседника  восприятия передаваемых мыслей, что позволяет ему получить тот отклик, который так нужен оратору или собеседнику.
... Читать дальше »
Категория: Педагоги лаборатории искусства звучащего слова | Просмотров: 408 | Добавил: defaultNick | Дата: 25.10.2011 | Комментарии (1)

 

EmnAR.gif
Римма Тимофеевна Селиванова на мастер-классеИз образовательной программы, по которой работает Римма Тимофеевна Селиванова:
Программа «Художественное чтение» разработана на основе примерной программы с таким же названием Т.Ф.Завадской, Н.Н.Шевелева, М.Р.Перловой, выпущенной в 1981 году, модифицирована с учетом современных требований и имеет художественно-эстетическую направленность.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Современное общество переживает нелегкие времена во всех сферах деятельности. Особенно кризис общества заметен в социальной и духовной жизни. Средства массовой информации утратили авторитет служения  истине, нравственности, культуры речи. В этом потоке живут наши дети, поглощая эту информацию и усваивая, порой, не самые лучшие ценности и принципы.
Всем, к сожалению, ясно видно, что дети потеряли интерес к книге, к хорошей литературе, заменив это компьютером и телевизором.
Хочется надеяться, что это временное явление, и общество найдет все-таки более нравственные ориентиры в духовном развитии
общества, и главное, подрастающего поколения.
Посильную задачу в это благородное дело могут внести и занятия  с детьми художественным чтением.
Художественное чтение – творческое воплощение литературного произведения в
Римма Тимофеевна Селиванова на творческом вечере учениковдейственном звучащем слове. Оно способствует приобщению к хорошей литературе, формированию художественного вкуса, расширению кругозора, воспитанию нравственных качеств и, в конечном счете, духовному обогащению личности.

Отличительные особенности программы
В настоящее время существует немало программ и учебных пособий и по развитию речи ( Н.В.Новоторцевой), сценической речи (Е.А.Ларионовой, Цыгановой О.Н.) , культуре речи (И.П.Козляниновой), риторике ( Юркин В.А.),  искусству речи
( Н.П. Вербовая, О.М.Головина, В.В. Урнова) и ряда других авторов. В каждой из этих программ и пособии уделяется определенное  внимание  основным разделам художественного чтения: технике речи ( дикция, дыхание, голос, орфоэпия) и работе над художественным текстом. Но каждый автор программы или учебного пособия решает поставленные задачи в соответствии с поставленной целью. У одних авторов (Н.П.Вербовая, О.М.Головина, В.В.Урнова) – целью является профессионализация  студентов театральных Вузов, для На встрече с потомком А. С. Пушкинадругих (Н.В.Новоторцева) – привлечение внимания учителей, родителей к повышению культуры речи школьников, расширить их знания о языке и его лексике, пополнить словарный запас.
В программе О.Н.Цыгановой «Сценическая речь» ( с учетом особенностей детского голосообразования) особое внимание уделяется особенностям развития детского голоса и различия детской и подростковой психологии.
Отличительными особенностями программы «Художественное чтение» являются: взаимосвязь и подчинение основных разделов программы главному разделу – воплощению художественного произведения в звучащем слове.
Искусство художественного чтения – искусство публичное и чтобы иметь право выступить перед слушателями, необходимо воспитать в себе необходимые качества и иметь определенные навыки и умения, необходимо среди моря литературы выбрать то произведение, которое созвучно исполнителю и актуально для сегодняшнего слушателя, глубоко прочувствовать и понять его, и только тогда донести все это до слушателя.
... Читать дальше »
Категория: Педагоги лаборатории искусства звучащего слова | Просмотров: 361 | Добавил: defaultNick | Дата: 25.10.2011 | Комментарии (0)
EmnAR.gif

Силантьева Светлана Александровна

Светлана Александровна Силантьева - группа КонферансРуководитель Студии литературного творчества (с 2011-го года), педагог учебной группы «Конферанс и основы ведения массовых мероприятий» - ранее лаборатория искусства звучащего слова и педагог Отдела музыкально-художественного творчества (Ансамбль народной песни "Купавушка")

Группа Конферанс на Дне города

Комплексная программа ансамбля народной песни "Купавушка" (модуль "Сценическая речь") и Образовательная программа "Конферанс и ведение массовых мероприятий"

Из программы
«Конферанс и основы ведения массовых мероприятий» :
...Обратимся к истокам речевой культуры при ведении массовых мероприятий. Устным творчеством поэтов-импровизаторов славилась Древняя Греция. Искусством декламации знаменит Древний Рим. В жанре художественного слова выступали выдающиеся западно-европейские актёры - братья Коклен, В.Дежазе (Франция), И.Кайнц (Германия), Г.Ирвинг (Англия).

Выразительное звучащее слово составляло основу искусства русских сказителей, скоморохов, армянских ашугов, казахских акынов. Замечательными исполнителями своих произведений в России были А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.Н.Островский, С.А.Есенин В.В. Маяковский и др.

Выдающийся актёр М.С.Щепкин считается основоположником искусства звучащего художественного слова в России. Он проводил вечера литературных чтений произведений А.С. Пушкина, Т.Г.Шевченко; прославился чтением коротких рассказов в театральных антрактах. В этом жанре работали Пров Садовский , И.Горбунов.

Прекрасными чтецами были М.Н.Ермолова и Андреев–Бурлак, с именем которого связано появление на эстраде инсценировок –композиций по произведениям Ф.М.Достоевского и Н.В.Гоголя.

Мастерами этого жанра были В.И.Качалов, И.М.Москвин; среди современных исполнителей -Д.Н.Журавлёв, И.В.Ильинский, С.М. Балашов, Г.М.Сорокин , С.Юрский и др.

Особо хочется выделить оригинальное исполнение устных рассказов, посвящённых писателям, актёрам, учёным И. Андронникова.

Почти все из вышеназванных мастеров художественного слова также вели тематические вечера, концерты, массовые мероприятия различного формата, что считалось неотъемлемой частью владения искусством звучащего слова.

Значительное место в данной программе уделяется конферансу*.

Конферансье **объявляет и комментирует номера, заполняет возникающие паузы, создаёт благоприятную для артистов и зрителей атмосферу концерта.


*Конферанс (фр. conferer — беседовать, англ. conference — конференция)

** Конферансье – это артист, ведущий концерт, но также выступающий и с самостоятельными номерами.
... Читать дальше

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Матвеева О.И. написал(а) 4549 дней назад (нейтрально) 
     
    0

    Спасибо, Николай Николаевич! Думаю, многим  пригодятся эти программы. Творческие люди над ними работали!

     
       
     
     
    0 очков